Сочинения и рефераты студентов богословских школ

10.02.2004

Церковно-историческая ситуация 482-543 гг.: взаимоотношения восточной и западной Церкви

Начавшееся с IV-го века, с перенесением столицы на Восток, воздействие (реакция) латинского просвещения на эллинистическое образование, привело еще в V-ом веке к взаимному национальному обособлению христианского Востока и Запада. Сначала недовольство между римлянином и эллинистом выразилось в том, что первый не хотел знать греческого языка, второй — латинского.
08.10.2003

Ассирийский царь Сеннахериб как государственный деятель

Ассириология как раздел археологии Древнего Востока получила свое начало в ХIХ веке. Благодаря трудам английского исследователя Генри Лейярда (1817-1894) мир узнал о существовании особой письменности в Древней Ассирии- клинописи. Это был аккадский язык - язык ассирийцев и вавилонян, но клинописью пользовались и другие народы Древнего Востока.

08.10.2003

Антропопогенез в давинизме и христианстве

Происхождение человека – тема испокон веков волнующая умы людей. Загадкой встает перед нами наше появление в этом мире, страшным откровением уход из него. Ответ на этот вопрос можно получить лишь только решив загадку происхождения этого мира. Здесь существует всего лишь два варианта
08.10.2003

Триадология Оригена

В широком смысле слова Ориген стал основателем церковной науки и христианского богословия. Он явился тем человеком, чей универсальный ум смог найти философскую форму для христианского учения и дать ему систематическое изложение. Он провозгласил примирение эллинской философии и христианской веры, высшей культуры с Евангелием; христианство предстало во всей полноте своего духовного богатства.
Свои богословские труды Ориген составлял в эпоху борьбы двух кардинально противоположных мировоззрений: многовекового языческого и нового, но уже довольно ярко о себе заявившего, христианского. Учение Оригена о Боге в значительной степени совпадает с учением Плотина о Едином, с учением Филона в общей постановке вопроса об отношении Логоса к миру. Но христианское содержание его системы ясно отличает ее  от сродных с нею воззрениий: новый дух проявляет себя в старых, традиционных формах умозрения.
08.10.2003

Книга Притчей Соломоновых (происхождение и основные темы учения)

Одной из учительных книг, вошедших в ветхозаветный библейский канон, стала Книга Притчей Соломоновых. Ее часто рассматривают как неотъемлемую часть триптиха царя Соломона: Песнь Песней, Притчи, Екклезиаст. Расположение книг Соломоновых  в греческой и славянской Библии сделано не в соответствии с их хронологическим порядком происхождения, а согласно возрастающей важности их содержания, которая, по определению св. Василия Великого, блаж. Феодорита, блаж. Иеронима, св. Амвросия, Оригена, соответствует трем степеням духовного развития человека. То есть чтение Книги Притч подходит для людей начинающих в духовном делании, книга Екклезиаста наставляет уже опытного человека, а книга Песнь Песней – для совершенных душ, «которые не мудрствуют по плоти и крови, но по духу».
Главное  содержание книги Притч – это выяснение превосходства премудрости Божией над человеческой, т.к. первая, указывая человеку достойный путь жизни, помогает его духовно-нравственному развитию, а вторая, напротив, удаляет его от Бога, как писал В. Гавриловский.  Однако такой ригоризм подхода к дидактическому жанру библейских текстов не совсем оправдан, но является естественным следствием попытки рассмотреть отличие премудрости Откровенной и премудрости житейской. То, как два эти направления сочетаются или противостоят, мне предстоит рассмотреть в исагогико-экзегетической плоскости, затрагивая вопросы происхождения, редакции и фиксирования накопленного знания (премудрости) в священной библейской книге Притч Соломона. Поэтому, не смотря на различные доводы критиков, самым первым, на что нужно обратить внимание при ее изучении, является ее признанная богодухновенность.
08.10.2003

Учение об идеях у Платона и Аристотеля

Учение об идеях родилось в среде античной философии. Чтобы понять причины возникновения этого учения нужно оценить общественную атмосферу древней Эллады V века. В то время стали появляться первые признаки разложения общественного строя, падения культуры, а «сама мысль начала биться и кружиться в сетях всеохватывающего скептицизма».   Платон, как преемник другого храброго воина – Сократа, одним из первых встал на защиту истинного  знания, истинной красоты, истинного добра.  Как бы громко это не звучало, но Платон оказался в тот момент непревзойденным в своем стремлении сохранить гармонию научных представлений того времени. Слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей» повисли «дамокловым мечём» над античной философией, – релятивизм должен был быть преодолен философским же методом. Ведь если нет истинного знания как такового, то бессмысленно говорить об онтологии, гносеологии, аксиологии и  вообще о способности человека познавать. Попыткой преодолеть этот философский кризис стали последовательно возникшие системы Платона и Аристотеля.
08.10.2003

Литература Мудрых древнего Ближнего Востока

Древние культуры Древнего Востока поражали многих исследователей своей соци-ально-культурной развитостью и богатством. Если учитывать объем того, что уже удалось узнать о Ближнем Востоке, то можно представить степень развития стран этого региона, к которым вполне применим термин « древняя цивилизация».  В этом сочинении я поста-раюсь рассмотреть как возникла литература Мудрых в культурных традициях Древнего Ближнего Востока, какой исторический путь прошла, и как была распространена геогра-фически. Рассмотрение данной темы может существенно дополнить понимание письмен-ности Древнего Востока и, что особенно важно, оценить ее влияние на текст Священного Писания Ветхого Завета. Начать уместно было бы с древней литературы Междуречья.
08.10.2003

Приходской Устав, принятый Поместным Собором РПЦ 1917-1918 г.г. и современные запросы церковной жизни на приходском уровне

Со времени принятия Приходского Устава прошло уже более 80 лет, это были годы испытаний. То, к чему пришло современное церковное каноническое право, уже получило утверждение в решения ближайших к нам Соборах, но ос-тается некая привязанность к решениям приходских вопросов в начале XX века. Это объясняется тем, что Собор 1917 года по насыщенности обсуждаемых во-просов был уникальным для всего двадцатого столетия.

Подписаться на рассылку