История епархии

04.09.2003

Храм Рождества Христова г. Архангельска

Рождественская церковь - в г. Архангельске старейшая из существующих церквей, в течение первых двух столетий находилась в военном ведомстве составляя полковую церковь сначала архангелогородских стрельцов, затем "архангелогородского гарнизона, пехотного полка", но все исторические сведения скудны.
Основателями Рождественской церкви в г. Архангельске были стрельцы. Перемещенные сюда в качестве защитников "поставленного" в 1584 г. " архангельского города" т.е. деревянного укрепления построенного вокруг издавна существовавшего архангельского монастыря. Стрельцы поселились по верхнюю сторону его, т.е. по течению Двины, составив особую "стрелецкую слободу". Служа службу государеву, занимались и промыслами и торговлей...

04.09.2003

Церковь иконы Богородицы "Всех скорбящих радосте"

Церковь "Пресвятыя Богородицы Всех скорбящих Радосте" - госпитальный приход, помещалась на сев.-восточной окраине города, за зданиями местного военного лазарета - уже третья с основания порта.
Первая госпитальная церковь была устроена в 1740 г. на малом крайнем к городу Соломбальском острове при зданиях морского госпиталя, но сгорела до освящения в 1741 г.

04.09.2003

Храм Воскресения Христова г. Архангельска

Воскресенский приход образовался вскоре после образования г. Архангельска в 1584 г., так как в "Писцовых книгах Мирона Вельяминова от 1623 г. уже упоминается о деревянной церкви Воскресения Христова".
Само место нахождения было ниже города, за крепостью око-ло Михайло-Архангельского монастыря на мысе Пур-Наволоке, вбли-зи Воскресенской церкви находилась другая деревянная церковь св. великомученицы Параскевы, построенная прямоугольно. (Место-положение было под стенами гостинных дворов между Соборной ул. - ныне К. Либкнехта, и Полицейской (ныне ул. Свободы - за до-мом Управления МВД)...

04.09.2003

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Архангельска

Между городом и Михайло-Архангелъским монастырем по северную, сторону в ХXII веке стояла часовня от Рождественского храма пост-роенная "на большой государевой мостовой дороге, где ходит его государева почта и собирают в той часовне от христолюбцев вся-кое подаяние; так же у сей часовни кладутся всяких умерших христиан телеса, а около них дозрения и досмотру не бывает".
Преосвященный Иоасаф обнаружил на Кресте, находящемся в часовне, надпись: "лета 7186 (1678) июля в 24 день поставлен бысть Крест...  

04.09.2003

Успенский храм на Бору г. Архангельск

Успенско-Боровская церковь находилась на берегу Жабинского наволока на высоком берегу, выдающемся в реку и. покрытом густым лесом от ул. Боровской (позже Успенской, ныне ул. Логинова) до р. Кузнечихи.
По храмозданной грамоте преосвященного Филарета патриарха Московского от 3/III 1626 г. была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матера...

04.09.2003

Сурское подворье

Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело, как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестер и часовня. Это описание относится к 1904 г., причём его автор, Н. Большаков, сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. Поэтому по приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме...

04.09.2003

Архангельский кафедральный собор во имя Святой Троицы

"Один из самых светлых и красивых Соборов Россия"
(Энциклопед. Словарь Брокгауза и Эфрона I8II г. )
"Я всю Россию дважды объездил, но таких царских врат нигде не видел"
(Александр I)

04.09.2003

Соломбальский морской собор Преображения Господня

Соломбала - предместье г. Архангельска, его третья часть, расположена на трех островах: Никольском, Банном, Соломбальском.
В административном отношении г. Архангельск был разделен на три части: I часть от Михайло-Архангельского монастыря до Соборной площади (ул. К. Дибкнехта). II часть от Соборной площади до р. Кернечика и III часть - Соломбала...

04.09.2003

Городская церковь Михаила Архангела

Михайло-Архангельская церковь построена на берегу Сев. Двины на месте ранее бывшего Михайло-Архангельского монастыря между ул. Воскресенской и улиц Полицейской (ул. Свободы), в настоящее время на месте разрушенной церкви и из ее кирпича построена школа № 4.
Эта церковь была построена после пожара 1636 г. уничтожившего до основания монастырь, место которому (на Нечерах) отвел после пожара царь Михаил Федорович.

04.09.2003

Храмы-мученики (город Архангельск).

В самом Архангельске находились Свято-Троицкий кафедральный собор, Рождественская и Воскресенская церкви, Успенско-Боровская, Михайло-Архангельская, Кузнечевская Троицкая...

04.09.2003

Иоанно-Богословский Сурский женский монастырь

История появления в отдаленных пинежских краях Сурского монастыря неразрывно связана с именем Иоанна Кронштадтского. И рассказом о том, с какой целью задумал он основать у себя на родине, в селе Суре, самый северный женский монастырь, начинается сохранившаяся в Архангельском областном архиве "Летопись Сурского Иоанно- Богословского женского монастыря". Вот что рассказывается в ней об этом событии, происшедшем столетие тому назад: "досточтимый и дорогой Батюшка, отец Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, заботясь о религиозном состоянии своих сородичей сурян, решил устроить в Суре обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их молитве и труду.

04.09.2003

Николо-Корельский монастырь.

В 34 верстах от Архангельска, на левой стороне Подуженского устья реки Северная Двина (в настоящее время о. Ягры вблизи г. Северодвинска) одиноко стоял небогатый третьеклассный Николаевский Корельский монастырь.
В летописях нашего отечества этот монастырь достопамятен тем, что сюда в 1653 г. случайно пристал корабль,  на котором находился начальник морской экспедиции англичан Ченслер, отыскивающий путь в Индию и нашедший у Ивана Васильевича Грозного гостеприимный приют и получивший потом право на беспошлинную торговлю с Россией.
Так неожиданно был открыт путь для связей с западной Европой и положил основание заграничной торговле России морским путем через Белое море.

04.09.2003

Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.

Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: "Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново"   
На основании грамоты архиеп. Иоанна возникло два предположения о дате основания монастыря...

04.09.2003

Очерк истории Архангельской епархии

Холмогорская и Важская епархия  учреждена постановлением Собора 1682 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии, гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь.
 С 1732 г. епархия получила наименование Архангелогородская и Холмогорская. В 1762 г. архиерейская кафедра и органы епархиального управления были окончательно перенесены в г.Архангельск (с 1702 - воеводский, с 1708 - губернский город).
По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий III класса
15 марта 1787 г. Архангелогородская епархия получила название "Архангельская и Олонецкая".
С 1799 г. епархия именовалась Архангельской и Холмогорской.
В 1985-1995 гг. - Архангельская и Мурманская. В кон. 1995 г. разделена на 3 отдельные епархии: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую.
С 1995 г. епархия носит название Архангельская и Холмогорская.

01.09.2003

Монастыри, основанные в XIX-XX веках.


Перечень монастырей.

29.08.2003

Монастыри, основанные в XVII веке


Перечень монастырей.

28.08.2003

Монастыри, основанные в XVI веке


Перечень монастырей

27.08.2003

Монастыри, основанные в XIV-XV веке.


Перечень монастырей.

Наш Афон. Инок Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Косма - Нечаев Константин Алексеевич из купеческой семьи благотворителей Кенозерского прихода.

Информация о ранее бывших храмах на территории МО «Ерцевское» Коношского района






Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.