Интервью
Епископ Даниил. Христа рати
Мама звала меня Сашей... Мальчиком я был послушным, любознательным, но непоседливым: мне все было интересно — проникнуть, познать, докопаться до сути. Беспокойство родителям доставлял умеренное, старался лишний раз не огорчать их своими приключениями. Однажды в Воронеже, где я родился и рос, мы с ребятами пошли играть в строящиеся гаражи. И меня угораздило спуститься внутрь глухой кирпичной коробки, выбраться из которой самостоятельно я уже не смог. Пацаны сразу побежали за подмогой. Все вместе мы боялись только одного: как бы не прознали родители, что я угодил в кирпичную яму! На счастье попался какой-то мужик, который спустил мне лестницу с верхотуры стены.
С детства любил технику. Мечтал о велосипеде, но родители мне его упорно не покупали, и позже я понял почему. Велосипед марки «Орленок» стал доступен мне в деревне у бабушки: товарищи по играм давали на нем покататься. Тогда я узнал радость скорости — ездил быстро, резво, часто попадая в дорожные конфузы: то через руль перелетал, то въезжал во что-нибудь. Однажды раскрутил педали так, что в ушах ветер засвистел, а нога соскочила с педали, и я ка-а-ак полетел! Шлепнулся на родной воронежский чернозем, радуясь, что не расшибся, но сверху железно хлопнулся велосипед. В детских играх я был истовым: если играли в снежки, то домой приходил насквозь мокрым, если в войну, то являлся весь в честной грязи. Родители за шалости всерьез меня не наказывали, разве что изредка доставалось ремнем.
Рос я в обычной рабочей семье с казацко-крестьянскими корнями. Священников в нашем роду не было, но я всегда ощущал себя христианином. Знал, что это вера моих предков, то, чего не стоит стесняться, а наоборот, следует этим гордиться. Так было принято считать в нашей семье, несмотря на то что в советское время к вере Христовой власти относились скептически-снисходительно. В то время открыто быть христианином означало обособиться от общепринятой системы ценностей. Силы, конечно, были неравными.
Мой учитель, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, комментировал это в свойственной ему манере: «Я готов выйти на ринг и сразиться с Майком Тайсоном, но только если у него будут связаны руки-ноги и заклеен рот...» Примерно в таком положении находилась Христова вера во времена СССР. По тогдашней Конституции, гражданин Советского Союза мог «отправлять религиозные обряды или вести атеистическую пропаганду». Если внимательно вдуматься, то выбора не было.
Впрочем, это нам понятно и — преодолимо! В России у веры Христовой мощная корневая система. Ничего, если вдруг какой-то корешок захирел и подзасох — его достаточно как следует полить, чтобы он наполнился силой.
В нашей семье был непререкаемый авторитет отца. Он был физически здоровым, крепким человеком, не пил и не курил. На руку был очень тяжелым, и мама часто его просила в каких-то острых ситуациях: «Ты только не дерись.» Помню, как-то наш подвыпивший сосед полез на рожон, и отец его слегка «отодвинул». Мужик улетел, как пушинка, а соседи после этого перестали с нами разговаривать — обиделись.
Очи икон
В храме я себя помню лет с шести. Мама привела меня в Покровский собор, где множество красивых икон смотрит с иконостаса, потрясающе пахнет ладаном, замечательно, завораживающе поет хор. У меня с детства абсолютно музыкальный слух, и ничего лучше воронежских хоров я не слышал.
Сюжеты икон мне подробно растолковала мама, и я по-детски просто и искренне проникся историей Христа, убитого жестоко и, как мне казалось, несправедливо. Дома мама давала мне читать старое Евангелие.
Мне не удавалось часто бывать в храме, отстоявшем далеко от нашего дома, но на причастие я ходил. Посты мы соблюдали неукоснительно. Запомнилась Пасха 1979 года — самым большой праздник для меня. Мне тогда вручили повестку из военкомата.
Привыкнув к постной пище, в армии я не съедал всего солдатского пайка — он был слишком велик, и меня изумлял голод, который испытывали мои сослуживцы: «Парни, неужели можно столько есть?»
Особое мнение
Наше поколение смотрело на Ленина, как на идеал. Для меня же он был просто человеком, полным страстей, противоречивых поступков и ошибок. В десятом классе наша учительница литературы Фаина Николаевна, человек по тем временам продвинутый, ввела в практику классные диспуты. На одном из них я как-то и высказался: «Нельзя же так превозносить Ленина! Вы говорите, что у него не было ошибок, а как же тогда быть с русской поговоркой: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»?» Меня, большого любителя физкультуры и спорта, по-юношески задевала восторженность этим невзрачным маленьким человечком. Ленин разделил, рассорил Россию, принеся ей множество страданий и бед. Самое страшное зло, сотворенное им, заключается в его попытке разрушить православие.
Поразительно то, что меня при такой откровенной позиции «куда следует» ни разу не пригласили, и вообще неприятных бесед на тему моих воззрений я не имел. Удивительно! В комсомол я вступил уже в армии, будучи врио старшины роты. Сделал это по личной просьбе командующего соединением. Своего боевого генерала я глубоко по-человечески уважал и отказать ему не мог.
К армейским обязанностям я относился серьезно: служба Родине — дело ответственное. Еще в школе я лучше всех в классе на уроках НВП собирал-разбирал автомат Калашникова и без промаха стрелял из него.
Жажда веры
После полутора лет службы меня срочно отправили в отпуск, дав три часа на сборы. Приехав домой, я подошел к иконам и вдруг ощутил, что во мне все перевернулось. Тогда я сказал маме: «Мне нужно в храм. Я так хочу исповедаться и причаститься, что хоть сейчас беги.» Мама была этому только рада. Она боялась, что служба охладит силу моей веры. Такие примеры я знаю, ведь, математически выражаясь, мы живем по синусоиде — на подъемах и спадах. Кроме того, в любой нации лишь десять-пятнадцать процентов людей по-настоящему горят пламенем веры, остальные следуют за этим светочем. Есть страны, где никогда не будет единства. Например Великобритания, разрываемая противоречиями между католиками и протестантами, хотя те и другие — христиане.
Эта рознь в конечном итоге, как показывает история, разрывает страну и разрушает народ. Не случайно сейчас в России, особенно на ее окраинах, активно действуют самые разнообразные зарубежные секты, заманивающие в свои сети людей. На Сахалине это было настоящим бедствием. Православные приходы там составляют абсолютное меньшинство. Сектанты — подлинное нашествие, вооруженное финансово и действующее прагматично. Ежегодно на остров приезжают до двухсот миссионеров корейского происхождения и ведут планомерную атаку на православные устои. За падением духовных границ легко усмотреть и падение границы государственной.
Силы наши далеко не равны, и противостоять вторжению чуждой религии очень трудно. Представьте себе глухой сахалинский поселок, где батюшка из местных трактористов едва сводит концы с концами, буквально выживая. И тут приезжает прекрасно упакованный миссионер, сытый и благополучный, щедро раздающий, прости Господи, комиксы о Христе и апостолах.
Сильная церковь не может быть нищей. Бедная церковь не сможет помочь никому. Тому подтверждением пример Сергиевой Лавры, которая, еще будучи простым монастырем, в 1608—1610 годах выдержала шестнадцатимесячную осаду поляков, прокормив многих местных жителей, нашедших защиту в обители.
В 1990 году власть сказала: мы в дела религии не вмешиваемся. По ту сторону границы это было воспринято как повод для легального наступления на державу. Не захватом территории, а порабощением душ человеческих. Извращенная вера вредит человеку, как неправильная медицина или дурная еда. Неслучайно патриарх Алексий II отказался от предложения Мадлен Олбрайт, сулившей Святейшему щедрую помощь Церкви в обмен на непротивление интервенции христианских общин Запада в Россию.
В то же время я далек от того, чтобы судить о людях по национальному признаку. Для меня, например, американец — это не нация, а образ мышления, созданный определенными установками. Побывав в США, я встретил там множество добрых, хороших людей, которых надо отделять от американских политиков. Это две совершенно разных сущности. Не думаю, что немецкие, французские или русские политики чем-то лучше…
Линия фронта
Наша страна веками строилась соработничеством государства и Церкви. Мы об этом помним благодаря более чем тысячелетней истории русского православия. Она подтверждает правоту нашей веры, ее истоки и причинно-логические связи церковной жизни, протянутые в нашу современность. Патриарх Алексий I прослеживал свою хиротонию до Иоанна Богослова, жившего в V веке. Правота настоящей религии — в ее истории, являющей истину правопреемственности.
Ни пятидесятники, ни баптисты, ни свидетели Иеговы — никто не может показать свою историческую чистоту, как это делает православие, ведущее свою ясную линию от Христа. Бессовестный и алчный бизнес, рядясь под агнца, лезет в российские пределы. Вот и весь портрет этого явления, опасного для нашей державы: духовная отрава в красивой упаковке. Они приходят в наш дом, посмеиваясь над его неухоженностью и пользуясь его проблемами, отрицают то, во что веками верили наши предки, построившие этой верой огромнейшую страну.
Во времена СССР мы знали, что наша с вами жизнь, жизнь абсолютно мирных людей, зависит от политиков, ворочающих вооруженной силой. И кто бы мог подумать, что настанет время, когда религиозные установки, действующие слепо, без разбора, станут убивать ни в чем не повинных людей. Это время настало. Сегодня линия фронта проходит по автобусам, метро и вокзалам. Поэтому, когда говорят, что религия вторична, я никак не соглашаюсь, и страшные новости тому лишь ужасным подтверждением: именно религии в современном мире вступают в противоборство друг с другом, невзирая на государственные границы. И кстати будет заметить, что почти все войны Средневековья были вызваны религиозной рознью...
Религия первична. Религия — это то, чем ты живешь и дышишь каждый день, это твой жизненный курс. Философия вторична, она вещь более пластичная, подверженная пересмотру.
Крепость наших духовных границ не поправить позицией «помогите Христа ради». Нужна твердость рати Христовой, готовой до конца стоять за выстраданную нацией Россию, за тысячелетние ценности добра и справедливости, завещанные нам поколениями предков. А опорой нам в этом совесть — голос Божий внутри человека.
К слову говоря, жить по совести тяжело, это большой труд, велик соблазн договориться с самим собой. Но страшнее всего совесть сожженная…
Без страха и сомнения
В детстве, помню, я очень удивился и возмутился, узнав о жестоком убийстве Спасителя, но мама пояснила: «Сынок, правда на земле очень ранима и часто притесняема. Правду не всегда можно говорить в открытую — для этого нужны время и место. Господь пришел на землю, чтобы взять на себя наши грехи. Он обличил этот мир и по всем пророчествам должен был пройти через горнило смерти, чтобы возродиться. Бог прошел все стадии жизни человека ради нашего спасения, чтобы своей кровью омыть нашу».
Став старше, я узнал множество таких святых примеров. Александр Невский, в честь которого меня нарекли в миру, тоже отдал жизнь ради других. Александр Матросов, скромный воин, один из многих миллионов, лег на вражеский пулемет, пожертвовав собой ради общего спасения. О такой христианской жертвенности я узнал и на Сахалине, где в августе 1945 года тысячи молодых парней шли на верную смерть в последний месяц большой войны, прекрасно зная, что через считанные дни наступит мир. Им, конечно, хотелось выжить.
Меня пробивало до слез, когда ветераны рассказывали о тактике взятия неприступных японских укреплений: штурмовая группа из трех человек фактически своими телами должна была задавить огневые точки. Убили первого — идет второй, а если надо, то и третий. Японцы, в течение двадцати лет укрепляя остров, говорили: «Русские тут не пройдут». Наши ребята высадились и в течение двух суток смяли оборону — без страха и сомнения. Беспримерный и безымянный подвиг православных героев благорастворен во всем воздухе нашей Родины. Отчетливо я ощутил это именно на русском острове Сахалине.
Держать удар
Суть вещей во многом неизменна. Интернет — это как нож. Пока лежит, он — ничто. Едва ты берешь его в руки (а я люблю очень острые, тяжелые ножи), он превращается в инструмент, которым можно порезать хлеб, овощи, фрукты. Хирург им делает операции. Народный мастер создает произведения искусства. И совсем другое — идти с ножом по корысть на большую дорогу.
Для того чтобы связаться с Богом, не требуются факс, мобильник или электронная почта. Достаточно человеческого ума и сердца. Молитва — это гораздо быстрее, чем интернет. В любом месте человек может сосредоточиться и мысленно попросить помощи: «Господи, помоги.» Не случайно существует понятие «быть в духе». Помолившись, отбрасываешь все негативное и становишься открытым любой вести — и плохой, и хорошей. Любую информацию ты воспринимаешь проще, спокойнее, мудрее. Премудрый Соломон очень хорошо выразил отношение к дурным вестям: «Мудрец подобен стрельцу из лука — во всех неудачах винит самого себя». Я думаю именно так — в любой неудаче есть доля и моей вины. Но я должен держать удар.
Путь раскаяния
В армии нас посылали на задание, заранее говоря, что из взвода в живых останутся немногие. Практически ноль процентов надежды. Психологически мы были готовы к поражению, но уверенность в исходе давала силу не жалеть себя и идти до конца. На войне самое страшное — потерять чувство самообладания, опустить руки. Другая крайность — поддаться эйфории и рвануть вперед, пропадая попусту. Так же и в мирное время: важно не заскулить и не обозлиться на весь мир. Откройте ту страницу Библии, где Господь пытается наставить Адама на путь раскаяния... Читаешь и думаешь о себе.
В детстве я очень любил силовым методом исследовать подаренные игрушки. У машинки попросту отрывал колеса, чтобы узнать, что как крепится. Раз — и сломал. Чтобы мама не ругала, колеса закидывал за диван. Но она их там все равно находила и выясняла, где та машинка, которую она мне недавно подарила. Вопрос наводящий, заданный для того, чтобы я повинился и рассказал, для чего сломал игрушку. Так и Господь постоянно подталкивает нас к раскаянию.
Проход в минном поле
Один наш, лаврский, монах в Чечне пояснял, что такое Божьи заповеди. Это коридор в минном поле, обозначенный флажками. Вы идете по нему, одолевая соблазн полакомиться земляничкой, растущей за флажками. Но за этими границами может и крупно не повезти.
Заповеди Божьи — это ограда и защита. Господь дает нам то, что нам полезно. Он многое из желаемого нами не дает нам, потому что это не пойдет нам на пользу. В малые годы я хотел, чтобы мне купили велосипед, мопед, мотоцикл. Родители могли позволить себе такие траты. Но не покупали! Они не были жадными — они попросту меня любили.
Сердце России
В моем паспорте «портом приписки» значится Троице-Сергиева Лавра. Ее по праву называют «сердцем России». Это место сосредоточения духовного и интеллектуального потенциала Русской Церкви. Где бы ни был, горжусь, что я — лаврский монах.
Здесь я на протяжении тринадцати лет и трех месяцев был благочинным, отвечавшим за братию. Если перевести на язык армии, это начальник штаба, ведающий организацией внутренней жизни своей части. Это был, пожалуй, самый спокойный, хотя несколько оранжерейный период моей жизни.
Ипостаси человечьи
В каждом человеке сокрыты три человека. О первом он расскажет сам. О втором — люди, но при том условии, что об этом не узнает характеризуемый. А третий — это тот, в котором человек сам себе боится признаться. И все эти три ипостаси — правда, ничего кроме правды.
О себе я скажу так. Открытый, добрый, доверчивый человек: людей люблю и верю им. Эти качества помогают мне в жизни. Но в то же время я люблю дисциплину, чистоту, порядок. Противлюсь лести. Не секрет, что подчиненные поют ту песнь, которую хочет слышать их начальник. Аккуратно отношусь к славословию в свой адрес — это кредит, который надо возвращать делами, подтверждать трудами. Как сказал псалмопевец Давид, «всяк человек — ложь, и я — то ж». Другое дело, когда люди прикровенно говорят, каким хотят видеть тебя на самом деле.
На земле святых нет, они все на небесах. Все мы проходим перековку, и самое страшное здесь — пройти медные трубы. Я миновал их еще в Лавре. Для меня это — пройденный этап.
Помоги ближнему
Я помогаю нищим, но тем, что стоят у церковной ограды, не подаю. Нищий, как сказал Иоанн Златоуст, — это человек, который не может заработать себе на хлеб. Заметьте: не может! Это совсем иное, нежели «не хочет». Апостол Павел про неработей сказал: «Кто не работает, тот пусть и не ест». Эти евангельские слова в свое время процитировал Ленин, не поставив при этом кавычек, свойственных всем цитатам.
Человеку в тяжелой ситуации я всегда помогу. Пусть это будет опустившийся алкоголик, но он живой человек, попавший в беду. Дать ему денег — пропьет, поэтому считаю, что лучше дать ему кусок хлеба. Этого достаточно.
Многие из наших соотечественников на самом деле — нищие, они живут не в подвалах, а в своих домах и не могут переступить через себя, чтобы выйти на улицу с протянутой рукой.
Одна женщина рассказала мне, как сын принес ей на день рождения замечательное угощение из самых редких и дорогих продуктов. А она сама себя укорила: «Ты и так сыто живешь. Зачем тебе еще? Сделай праздник другим!» Когда сын ушел, сложила самое вкусное и дорогое в отдельные пакетики и отнесла бабушке, жившей несколькими этажами ниже. Если бы она просто предложила этот подарок ей, то старушка могла бы и не принять продукты. Поэтому сказала так: «Возьми ради Христа, чтобы не пропало». И знаете, она призналась, что почувствовала такую радость и легкость!
На Страшном суде будут спрашивать не о том, сколько ты молился, постился или выучил евангельских цитат. Спросят, как ты помогал людям, жившим рядом с тобой.
Идеал — навсегда
В юные годы на меня очень сильно повлиял фильм «Офицеры». Это не старое кино, запечатлевшее какое-то время. Это безвозрастная картина о вечных ценностях и нерушимых симпатиях людей друг к другу.
Проводя некие аналогии, я скажу, что у меня ведь не работа — служба. Моя одежда — это форма. Вообще же, каждый христианин — воин Христов, деятель, преобразователь. Епископ, считайте, спецназ.
Образцом служения для меня является Александр Невский, мой небесный покровитель, в честь которого я был наречен в миру. Родители где-то нашли мне дореволюционную книжку, не выхолощенную, без купюр. Там было черным по белому написано, что князь Александр Невский и воевал, и политикой занимался, и в храм ходил, и Богу молился. Кроме того, он был ярким миссионером, сумевшим основать православную епархию в ордынской столице мусульман. Монашеский постриг, принятый им перед самой кончиной, говорит о том, что он всю жизнь был православным человеком и стремился к монашескому житию: воин Царя Небесного, который при жизни не мог скинуть боевую кольчугу и ратные доспехи.
Для меня Александр Невский — идеал человека светского, но в то же время и глубоко верующего подвижника православной церкви.
Место подвига — Земля
Вечерние молитвы я читаю не по писанному, а по памяти, от сердца. Ведь это исповедь, которую надо не протараторить, а произнести осмысленно, с душой и пониманием, вспоминая прожитый день и допуская вероятность, что предстоящая ночь может быть последней. Значит, нужно подвести итог и подумать, в каком состоянии, с чем мы уходим из этого мира, ведь состояние сна — эта краткая смерть.
Когда всерьез говорят о реинкарнации, я воспринимаю это как попытку уйти от подвига в этой жизни. Мол, ладно, я потом чего-нибудь совершу, а сейчас поленом поваляюсь. У апостола же без обиняков сказано: «Едино человеку умереть, а потом — Суд». Все: если «накосорезил», то там каяться поздно!
Служебное задание
«Возраст Христа», свое тридцатитрехлетие, и свои сорок лет я встретил в спокойствии Лавры. В сорок с небольшим в моей жизни произошел полный переворот: меня направили служить на Сахалин.
Армейские представления о забытых куличках и захолустье тут не работают, если вы думаете, что епископами посылают в дальнюю даль избывать некие прегрешения. По нашим канонам, епископ — такой же воин, как монах, и он несет свою службу там, где больше всего нужен. «Не одни воины охраняют Рим, ведь есть и другие — кто охраняет границы Рима». Так?
Назначение мое на Сахалин состоялось довольно просто. Один из заместителей Святейшего изложил мне его просьбу поехать на Дальний Восток.
Дело в том, что те удаленные кафедры не посещают никакие столичные инспекции. Все на полном доверии. А этого может заслуживать лишь тот, кого хорошо знают. Десять лет подряд шесть раз в году Патриарх приезжал к нам в Лавру, и мы провели в беседах и совместных служениях много времени. Я не удивился выбору Святейшего.
Но меня все-таки спросили: «Что ты ответишь на просьбу Предстоятеля?» Сказал: «Я там не был. И в шкуре епископской тоже не был. Поэтому я не могу проситься туда. Но самое страшное, когда человек отвечает отказом. Поэтому я не имею права отказываться. Сам не прошусь, но если будет благословение Патриарха, то понесу этот крест».
Патриарх нашел этот ответ достойным.
Сражение за Сахалин
Географически Дальний Восток, а тем более Сахалин, я представлял себе очень схематично. До того момента мне довелось побывать в Америке, но в России я не бывал даже на Урале.
Девять часов полета—и я в Южно-Сахалинске, в столице огромного, тысячекилометрового, острова. С первого взгляда стала понятна специфика Сахалина: там нет корней, все храмы — новопостроенные, ведь остров был отбит у японцев лишь шестьдесят лет назад.
Первый храм, поставленный на острове в 1989 году, размером был с комнату и по сути представлял собой избу, переделанную в церковь Ксении Блаженной. В начале девяностых годов на Сахалине был всего один священник. Один на полумиллионное население острова! А наши, так сказать, «братья во Христе» не теряли времени даром: секты скупали большие здания, открывали там свои центры, запускали по городу автобусы, возили на них людей, проповедовали на улицах через громкоговорители-мегафоны, буквально за руку тащили людей в залы, наполняя свои храмы.
Я рад, что нам удалось переломить ситуацию, изменив ее к лучшему на нашем, российском, Сахалине. Сейчас там около пятидесяти священников, полсотни приходов. Показатель нашей работы — это стабильная наполняемость храмов, ведь большинство людей, посещающих церкви время от времени, грубовато говоря, — «прохожане» или «захожане», а не прихожане. Зашел, перекрестился, свечку поставил и на этом — все. А это неправильно! По-настоящему верующий человек реально участвует в жизни Церкви, а не трется о стену храма.
Незлобие детское
Смысл жизни мной постигнут. Земля — это не место, где мы строим рай. Верить в это было бы утопией. Земля — это полоса препятствий, как в армии, где тебе приходится бежать, ползти, карабкаться, невзирая на грязь, холод и усталость. Хочется попросту сесть ровно посреди этого бедлама и сделать ба-а-альшой перекур, честное слово. А это невозможно: ты должен двигаться и действовать, нужно выдержать. Нам в армии так и говорили: «Ребята, вы свои годы должны отпахать. Потом вам на смену придут другие».
Так же и в земной жизни: здесь место нашей тяжелой службы в суровых условиях, под которыми понимается не давление климата, а то, что творится в твоей душе. Можешь вольготничать в золотом дворце, а твоя совесть в это время будет есть тебя поедом, живьем. На земле человек готовит себя для другого, более высокого служения. Здесь каждому нужно сделать как можно больше добра. И прийти в состояние Христово — незлобия детского: «Если не будете, как дети, то не войдете в царствие Божие». Приближаясь к Богу, мы приближаемся друг к другу, чтобы соединиться в Нем. Воин рати Христовой может быть суров, но он незлобив, как ребенок.
Посмотреть смерти в лицо...
Человек никогда не готов к своей кончине. Как-то на дне ангела одного владыки был сказан хороший тост в честь именинника. Смысл поздравления сводился к тому, что замечательно было всем нам здесь собраться и как славно было бы встретиться вот таким коллективом в раю. Когда стали чокаться заздравными чарками, один батюшка произнес: «.в этом году». Повисли полсекунды тишины, и кто-то густо пробасил: «Ну, не-е-ет, мы еще не готовы.»
Не столь страшна смерть, сколь суд пред Богом. «Иной суд — человеческий, а иной — Божий». По какой шкале будут судить нас после смерти? Человек устроен так, что на физическом уровне противится смерти. И на духовном — тоже.
Жизнь не анекдот, смешного мало
Я люблю проводить время в дороге, за рулем. Автомобиль для меня — отдушина и мое убежище: «Владыка поехал служить на приход». Здесь меня уже почти никто не оторвет от размышлений — зона покрытия на малонаселенном Сахалине заканчивалась почти за городом.
Обычно, отправляясь на праворульном «Ландкрузере-80» выпуска 1995 года почти за тысячу верст, на другой конец острова, брал с собой протодьякона и двух певчих. Машина — настоящий танк на соляре, неубиваемый!
Как и в мальчишестве, люблю быструю езду. Знаете, как в одном бородатом анекдоте про усопшего священника, который вопрошает ангелов, мол, почему они отнесли в рай душу шофера, который даже в храм-то не заходил, а его тащат куда-то мимо светлых врат? Ангелы Божии ему отвечают: «На твоих проповедях люди спали, а в его автобусе беспрерывно молились!»
Так что в жизни я стараюсь произносить свои проповеди так, чтобы народ не дремал. Да и машину веду не иначе: дабы все в ней молились.
Игорь Слободянюк, Алексей Сухановский
Фото авторов
Опубликовано в журнале «Поморская столица» (№ 02’ 2011)
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.