История епархии

19.02.2007

Кирилло-Челмогорский монастырь глазами наших современников

Архитектором Натальей Варшавской прихожанка храма Кирилла и Мефодия города Северодвинска Архангельской области разработан уникальный мультимедийный анимационный проект «Археологическая модель Кирилло-Челмогорского монастыря».

10.08.2006

Закрытие Свято-Троицкого женского монастыря в 20-е годы 20 века


22-24 ноября 2005 года в Шенкурске в рамках празднования 85-летия Шенкурского районного краеведческого музея прошла научная конференция "Важский край: из глубины тысячелетий к нашему времени". В числе других докладов на этой конференции прозвучал доклад сотрудника шенкурского музея Светланы Николаевны Кузнецовой

15.06.2006

Пропавшие сокровища Архистратига

03.10.2003

История Свято-Троицкого храма г. Архангельска

10.09.2003

История храма Сретения Господня с. Заостровье

10.09.2003

История храма прп. Сергия Радонежского на ст. Исакогорка

10.09.2003

История храма Всех Святых г. Архангельска

10.09.2003

История Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска

05.09.2003

Епархиальные архиереи. Портреты. Фото.

05.09.2003

Миссионерская деятельность и церковно-общественные организации

Во второй пол. XIX в. важное место в деятельности епархиальных архиереев занимает борьба с расколом и организация противораскольнической миссии. К нач. XX в. наибольшее распространение на территории епархии имели различные беспоповщинские толки (филипповский, аароновский, федосеевский, поморский, аристовский, странники, новожены). Приблизительно с 1903 г. появляются и приобретают значительное влияние общины, придерживающиеся Австрийского (Белокриницкого) согласия. На территории епархии проживало: в 1890 г. беспоповцев - 11636 (больше всего в Кемском и Печорском уездах), в 1901 г.- 2057, в 1915 г. поповцев - 367, беспоповцев - 13048. До сер. XIX в. борьба с расколом велась преимущественно административными методами и не приносила существенных плодов. В 1854 г. еп. Варлаамом (Успенским) учреждена миссия...  

05.09.2003

Духовная Семинария

Преобразования Петра I дали импульс к развитию в Холмогорской епархии духовной школы. Архангельская Духовная Семинария учреждена в 1723 г. в г. Холмогоры согласно указам 1722 и 1723 гг. и Духовному регламенту архиеп. Варнавой (Волостковским).

05.09.2003

Духовные учебные заведения

Духовные учебные заведения находились в ведении епархиального училищного совета (учрежден в 1884), который возглавлялся ректором Архангельской Духовной Семинарии...

05.09.2003

Архиереи Архангельской епархии


Архиепископы Холмогорские и Важские (1682-1730 гг.). Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские (1731-1759 гг.)Епископы Архангелогородские и Холмогорские (1731-1759 гг.)Епископы Архангельские и Олонецкие (1775 -1799 гг.)Епископы Архангельские и Холмогорские (1799 -1985 гг.)Епископы Архангельские и Мурманские (1985 - 1995 гг.) Епископ Архангельский и Холмогорский (с 1995 г.)   Викарные епископы Архангельской и иных епархий на территории современной Архангельской области...

05.09.2003

Последний архипастырь Маньчжурии


Архиепископ Никандр (в миру Леонид Николаевич Викторов) родился 19 апреля 1891 г.(н. с.) в день Св. Евтихия, архиепископа Константинопольского и Св. равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Будущий архипастырь увидел Свет Божий в семье священника Ярославской епархии Николая Николаевича Викторова. По линии матери Марии Николаевны (в девичестве Воскресенской) род архипископа Никандра принадлежал к потомственному российскому духовенству...

05.09.2003

Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов)

Первый архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (в миру - Алексей Артемьевич Любимов-Творогов) был выдающимся религиозным и политеческим деятелем, одним из ближайших соратников Петра Великого, образованнейшим из русских людей своего времени. Архиепископа Афанасия окольничий А.А. Матвеев назвал в своих "записках" "мужем слова и разума зело довольным"...

05.09.2003

Церковные школы

В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были открыты первые церковные школы, которые содержались на средства приходов. Широкое распространение система церковно-приходских школ получила после издания "Правил о церковно-приходских школах" 1884 г. Всего церковно-приходских школ было...

05.09.2003

Епархиальное женское училище

Епархиальное женское училище было открыто 2 окт. 1863 г. (в 1863-1869 духовное для девиц училище; 4-х классное с четырехлетним курсом обучения). Первона-чально предназначалось для воспитания девиц духовного звания. Преподавание общеобразовательных предметов велось по сокращенной программе, основное внимание уделялось занятиям рукоделием и практическим навыкам преподава-ния...  

05.09.2003

Духовные училища

В связи с проведением реформы духовно-учебных заведений 1808-1809 гг. в Архангельской епархии были открыты духовные училища. В сент. 1809 г. учреждены: Архангельское уездное училище при семинарии...

04.09.2003

Из истории ныне действующих монастырей. Артемиево-Веркольский монастырь


Основание монастыря относится к началу XVII века, когда иноческая жизнь с особой силой процветала в "полунощной стране", как прежде именовали Архангельский край. Долгая морозная зима, короткое лето, песчаные неплодородные земли - все здесь располагает к молитвенному подвигу, быть может, оттого так богат Русский Север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь.

04.09.2003

Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

Лето 1520 от Рождества Христова. Здесь на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест, ставят келью...






Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.