История храма Сретения Господня с. Заостровье

История храма Сретения Господня с. Заостровье

10.09.2003

Храм Сретения Господня с. ЗаостровьеДо 1917 г. кроме церковных зданий, приходу принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. При храме были открыты Рикасовское сельское училище, а также две церковно-приходские школы: в деревнях Лянецкое и Перхачево.
Вопросами строительства, ремонта церковных зданий, приобретением церковной утвари, заботой о бедных занимался церковно-попечительский совет, выбиравшийся из числа прихожан.
Среди членов попечительского совета был житель деревни Верхнее Ладино Андрей Алексеевич Чистиков, оставшийся в памяти заостровцев как благотворитель, отчислявший многочисленные пожертвования на просвящение и нужды храма. За меценатскую деятельность он был награжден медалями.
Церковный клир в начале XX века состоял из четырех человек: настоятеля храма, второго священника, дьякона и псаломщика. Из архивных материалов известны имена священнослужителей, служивших в предреволюционный период: о. Иоанн Козмин, протоиерей Андрей Попов, О.Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, о. Арсений Жаровов.
Село Заостровье состояло из 25 деревень, в каждой из которых либо была построена часовня, либо установлен поклонный крест. В течение лета деревня праздновала "свой" Церковный праздник, а в конце июля прихожане собирались в храме на праздник "общего богомолья".
Перед революцией в приходе совершалась активная миссионерская деятельность. Например, миссионерские беседы со старообрядцами свящ. Павла Ильинского были изданы брошюрой в 1896 г. Позднее свящ. Павел Ильинский был избран делегатом от Архангельской Епархии на Поместный Собор 1917-1918г, где выступил с докладом "Неотложное дело" в "особом отделе о богослужении" по вопросу об использовании Священного Писания на русском языке за богослужением. Он так же предложил издать "Евангелие" и "Апостол" на русском языке для их использования за богослужением.
Исходя из архивных документов, видно, что со стороны новой власти после 1918 года проводится последовательная политика на уничтожение прихода.
В 1929 году священнослужители Заостровского храма о. Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, Арсений Яковлевич Жаровов были лишены избирательных прав.
В 1932 году деревянная церковь и здание школы, уже национализированные и принадлежавшие Заостровскому сельскому совету, были проданы хозяйству сельхоз. комбината "Севводник". В последующие годы в здании церкви находились машинно-тракторные мастерские, а в здании школы - общежитие, столовая, клуб, детский дом, столярные мастерские.
24 марта 1930 года - арестован настоятель храма о. Федор Тамицкий. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации с целью срыва коллективизации. Он умер в лагере. По Указу Президиума Верховного совета реабилитирован в 1989 году.
8 марта 1933 года - арестован о. Александр Лыткин за участие в контрреволюционной повстанческой организации. По словам дочери, был расстрелян "на мхах". 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения.
10 марта 1933 года арестован диакон Арсений Яковлевич Жаровов за участие в контрреволюционной повстанческой организации. 29 декабря 1933 года направлен в Белбалтлаг (г. Медвежья гора). 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения. Вернулся из лагеря в 1939 году. После Великой Отечественной войны он был рукоположен в пресвитеры. Являлся настоятелем храма с 1947-1949 год.
Репрессиям подверглись также о. Андрей Попов и о. Иоанн Козмин.
Среди арестованных был староста храма Бугаев Василий Владимирович, житель деревни Лянецкое.
История Заостровского прихода с 1918г. - 1930 г. изучена слабо, сведения необходимо уточнять.
С 1929 года с. Заостровье было местом ссылки. Среди административновысланных было немало священнослужителей. Их имена так же предстоит установить.
В 1933 году в с. Заостровье была зарегестрирована религиозная община. В 1936 году с колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола.
В советское время прихожане Заостровского храма проявили изрядное мужество. Вероятно поэтому храм не был закрыт. Не смотря на многочисленные аресты в начале 1930-х годов, в "Списке верующих Заостровского прихода" поставлено более трехсот подписей.
По свидетельству прихожан, старосту храма Москалеву Маремьяну Алексеевну в 1940 годах неоднократно вызывали в отдел религии органов безопастности, куда она относила списки и квитанции об уплате налогов. Каждый раз уходя, она собирала с собой узелок с одеждой и хлебом, думая, что не вернется. Верными Церкви были и ее дети: сын Виктор долгое время служил псаломщиком, дочь Ольга пела на клиросе.
Точных сведений о священнослужителях и жизни прихода в годы Великой отечественной войны пока обнаружить не удалось.
В конце 1940х годов настоятелем храма был иеромонах Сергий (Гаврилов), впоследствии архимандрит Псково-Печерского монастыря, который запомнился прихожанам строгими службами и проникновенными проповедями. Несколько раз ему удалось добиться у властей разрешения на проведение крестного хода во время праздника Крещения.
С 1954г - 1961г настоятелем храма был о. Иулиан Гулин. По рассказам сыновей, он был эрудированным человеком, знал 8 языков, в годы войны участвовал в партизанском движении на юге страны.
В первой половине 19б0годов настоятелем храма был священник Владимир Голубцов, происходивший из старинного дворянского рода. Его семья во время гражданской войны эмигрировала в Харбин, образование он получил в Нью-Йорке, где учился в консерватории; вернувшись в Харбин, он закончил коммерческое училище, был специалистом по восточной живописи, участвовал в экспедициях Рериха-старшего, знал 6 языков. Священство принял в Китае, в 1958 году вернулся в Россию. В Заостровье пользовался уважением прихожан.
В памяти прихожан всегда живут имена трех священников, служивших в Заостровье в 1970 -80 годах: о. Михаила Залуцкого, о. Владимира Кириченко и о. Михаила Яворского.
По известным причинам, с начала 1990х годов жизнь прихода активизируется.
8 июня 1991 года священником Леонидом Мельником совершено заочное отпевание всех расстрелянных, умученных, погибших в лагерях и всех, пострадавших за веру.
9 мая 1993 года священником Иоанном Приваловым совершена панихида на могиле жителей Заостровья, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В июне 1994 года силами паломников из Москвы был восстановлен поклонный крест в д. Великое, С тех пор возобновлена традиция крестных ходов к поклонным крестам, которые совершались до 1929 года.
В сентябре 1996 года в возвращенном приходу здании приходского училища по благословению правящего епископа Тихона организована воскресная школа для детей. Катехизация для взрослых проводится с октября 1993года.
В мае 1998 года открыта выставка по истории прихода "Заостровский приход. XX век" (По материалам архивов и воспоминаниям жителей с. Заостровье.)
В ноябре 1999 года приходу возвращен один из домов, национализировнных в 1930-е годы.
Сведений о местночтимых святых, чудотворных иконах, святых источниках на сегодняшний день обнаружить не удалось.
Из наиболее ярких исторических фотографий можно выделить две
1) Фотография деревянного Покровского храма перед революцией (копия прилагается к исторической справке).
2) Фотография крестного хода в праздник "общего богомолья" в июле 1946года. На ней изображен архиеп. Леонтий в окружении архангельского духовенства и заостровского сельского общества. (Копия этой фотографии была передана владыке Тихону 2 мая 1998 года и находится в "Деле" Заостровского прихода.
На сегодняшний день не удалось составить и выправить полную библиографию по приходу.
Известно, что дореволюционное описание Заостровского прихода было составлено свящ. А.А.Зуевым и опубликовано в книге "Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии", (Архангельск, 1894г.) Ксерокопия прилагается.
В 1896году в Архангельске вышла книжка свящ. Павла Ильинского "Миссионерские беседы на Заостровском приходе".
Заметки о жизни прихода периодически публиковались в "Архангельских епархиальных ведомостях", но назвать их точные выходные данные пока затруднительно. Выверка этой информации нами не поводилась.
Библиография советского времени пока ограничивается одной книгой "Вокруг Архангельска" (М,1978 год) На стр.134 - 137 есть живописный рассказ о с. Заостровье и его двух храмах. Однако, в описании содержится одна существенная ошибка - каменный храм именуется церковью Архангела Михаила, неверно дана датировка.
Эта ошибка теперь постоянно воспроизводится многими архангельскими экскурсоводами.
Постсоветская библиография еще не сложилась.






Публикации

Поклон музею, молитва храму
20 Фев 2017

Поклон музею, молитва храму


В Петербурге состоялся крестный ход вокруг Исаакиевского собора. Шествие собрало восемь тысяч человек.

Зачем вы это сделали?
8 Фев 2017

Зачем вы это сделали?


И теперь о ситуации официального обращения Церкви к руководству государства просьбой (вспомним просьбу нашего Президента об академиках) вывести аборты из системы ОМС и последующего  высокомерного пренебрежения данной просьбой представителями государственной власти. Возникают два вопроса: “Зачем вы это сделали? И что теперь делать?”

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения
16 Янв 2017

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения


Сегодня мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, человеком, прибывшим в столицу Поморья в самом начале 2011 года и за это время ставшим одним из самых авторитетных и цитируемых людей региона. Наш разговор – о преходящем, вечном и о человеке, постоянно ищущем себя между этих двух систем координат.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА
6 Янв 2017

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Архангельской митрополии Русской Православной Церкви!