Новомученики и исповедники

Русская Православная Церковь подверглась в XX в. жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения на первых христиан, она явила христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников. В соборном сознании немалой части русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на страну в годы безбожия[1].

Мученичество есть «свидетельство о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом, о радости быть всегда с Ним, о готовности пребывать всецело верным Ему даже до смерти... в исповедании Его имени[2].

В чем же причина героических актов самопожертвования как в прошлом, так и в настоящем? Мученики ранней Церкви были, как гласит само слово, свидетелями, но свидетелями совершенно уникального события, которое Павел выразил тоже совершенно уникальным образом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2, 19-20). …Это и есть отличительная, особенная черта христианского мученика: он «сораспялся Христу», его жертвование жизнью есть акт достойного ответа, само собой разумеющегося благодарения. Он умирает не за идею, будь то даже высочайшая в светском понимании для человеческого достоинства… Он умирает за Того, Кто раньше умер за него»[3].

2 марта 1917 г., в день отречения царя-мученика Николая II от престола, была явлена миру икона Пресвятой Богородицы «Державная». Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, возили на молебны в храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням[4]. 

Царственный вид иконы, знаки царской власти — скипетр и держава — словно подчеркивают, что в день отречения царя Николая Царица Небесная приняла на Себя заботу и окормление верных чад Церкви Российской. Алая порфира Богоматери, словно отражает цвет крови. И благословение Богомладенца Иисуса Христа как благословение народу Российскому.

19 января 1918 года, в канун открытия 2-й сессии Поместного Собора, Святейший Патриарх Тихон в своем знаменитом Послании анафематствовал «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной». Святейший призвал верующий народ: «Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной верою зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, …зовите не нуждою, а доброй волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…»[5].

Поместный Собор 25 января 1918 года призвал верующих встать на защиту своих святынь: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все — и мужчины, и женщины, и старые, и малые — составляйте союзы для защиты заветных святынь… Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь святая. Иди на свою Голгофу»[6].

В ответ на эти призывы в городе Архангельске 6 и 13 февраля 1918 года в кафедральном соборе состоялись многолюдные собрания прихожан с участием всего городского духовенства во главе с викарным епископом Павлом (Павловским). Собрание приняло развернутое постановление о недопустимости гонений на Православную Церковь, призвало верующих встать на защиту храмов; причты, церковные старосты обязывались не допускать захватчиков в храмы, не давать им описывать имущество, в случае тревоги поднимать набатный звон. Для укрепления веры и поднятия духа верующих решено было провести 18 февраля Крестный ход с участием всех православных приходов города.

В ходе участвовали причты почти всех церквей города и окрестных деревень. В шествии принимали участие лютеранами во главе со своим пастором… По словам епископа Павла (Павловского)[7], «это было необычайное, небывалое, трогательное зрелище. ...Участников хода было не менее 25-30 тысяч человек (население Архангельска составляло 37 тысяч, вместе с пригородами — 65 тысяч человек). ...Многочисленный Крестный ход ясно доказал, что православный народ любит свою веру и свято чтит свои исконные обычаи».

Тем временем в большевистской России, на окраинах нашей области, занятой большевиками уже проливалась кровь новых мучеников за веру Христову. 16 апреля 1919 г. Союз духовенства и мирян г. Архангельска представил Временному правительству Северной области Послание Мирной конференции в Париже, в котором рассказывает о злодеяниях большевистской Красной армии на занятых ею участках области. 

«Православная Церковь переживает …гонение от руководителей большевистской фракции Российской социал-демократии. Где только Правительству народных комиссаров удается захватить власть в свои руки, там начинаются надругательства над религиозными убеждениями православных. Храмы Божии не только запечатываются, но обращаются в кинематографы, в чайные, в казармы для солдат. В алтарях устраиваются оргии, причем святые престолы обращаются в «мерзость запустения». Пастыри Церкви при нашествии большевистских отрядов вынуждены или бежать из своих мест, или готовиться к мученической кончине. Имена всех таких священномучеников, в различных концах земли Русской показавших силу своей веры, с точным описанием их страданий установить пока невозможно; но и то, что известно про некоторых, свидетельствует об озверении мучителей. Здесь приводятся только несомненные факты, бывшие в пределах Северной области.

В Пинежском крае священник Михаил Шангин убит, тело его разрублено на куски. В Печорском крае протоиерей Аифал Суровцев был многодневно бит, а затем расстрелян и тело его сброшено в реку. Там же священника Иосифа Распутина, 60-летнего старца, привязали к телеграфному столбу и убили залпом, а тело оставили грызть собакам, угрожая смертью всем, кто вздумал бы хоронить его. Подобным же варварским способом убит протоиерей Шенкурского женского монастыря Николай Попов. Псаломщика Селецкого прихода Афанасия Смирнова расстреливали за совершение панихиды над умершим союзником — французом, и когда он, раненный, имел силы бежать, был пойман, снова поставлен над собственноручно вырытою могилой и убит.

Жизнь за монастырскими стенами и удаление от мирских дел не предохраняют от насилий гонителей. Жестоким образом убиты настоятель и насельники Кожеозерского монастыря, оказывавшего широкую помощь окрестной бедноте; а монастырь разграблен.

Создается убеждение, что против Православной Церкви, ее святынь и пастырей советские властители ведут систематический поход не только мерами гражданского порядка (отобрание церковных типографий, закрытие учебных заведений), но и мерами вооруженного насилия против лиц, по своему сану не берущих в руки оружие.

Ввиду такого бесчеловечия Союз духовенства и мирян г. Архангельска считает необходимым выразить перед Временным правительством свой решительный протест по поводу отношения советской власти к Православной Церкви, ее святыням и церковнослужителям. Мы протестуем по поводу мучений и убийств безоружного православного духовенства: против всякого рода арестов и лишения свободы, применяемых представителями советской власти за исполнение служителями церкви их пастырских обязанностей. Мы не только не доверяем сообщению красных газет об аресте Святейшего Патриарха Тихона, Первоиерарха Православной Русской Церкви, святителя высокой духовной жизни и опытного администратора, но и требуем для него полной свободы действий в духовной области, без всяких ограничений и стеснений. Времена Малюты Скуратова не должны возвращаться.

Мы протестуем против осквернения православных храмов и святынь; оно в глубинах народного сознания возбуждает и воспитывает ненависть к гонителям христианства. Мы протестуем против гонений вообще на Православную Церковь, эту величайшую святыню и объединяющую силу русского народа на всем протяжении его существования.

И так как, по нашему глубокому убеждению, христианская вера есть величайшая основа современной цивилизации и духовного развития всех великих народов, то для защиты ее мы просим Временное правительство обратиться к авторитетному голосу Мирной конференции и довести до ее сведения настоящий протест с просьбою принять решительные меры к прекращению ужасных и позорных деяний, проявляемых большевистскою властью в отношении к Православной Церкви».

Протест с подписями более 1000 верующих был вручен 16 апреля 1919 года особою делегацией, состоявшей из протоиерея Иоанна Попова, мирян Д. Соколова и К. Матфеева, председателю Временного Правительства П.Ю. Зубову, которому попутно было сказано о тяжелом положении духовенства в деревне. «Можно питать надежду, что Временное правительство, будучи русским по духу, не только передаст петицию на конференцию, но и само присоединится к ней. Тяжкие государственные бедствия ярче показывают, какое значение в жизни народа имеет религия»[8].

Правительство присоединилось к петиции, и протест был передан Главе правительства Северной области Н.В. Чайковскому для заявления на Мирной конференции в Париже.


В воскресенье, 3 августа 1919 года, в Архангельске происходит поистине знаменательное событие. Семеро детей от 10 до 14 лет — Галина и Ольга Зеленины, Эмилия, Валентина и Виктор Перешневы, Сергей Попов, Юлия Киселева — из двора дома по Новгородскому проспекту наблюдали на небе Пресвятую Богородицу.

Видение Божией Матери с Младенцем продолжалось около получаса. Потрясенные дети рассказали об увиденном родителям, а затем и настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Отец Михаил засвидетельствовал их рассказ епископу Павлу (Павловскому)[9]. Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». Известие о явлении Царицы Небесной было помещено в «Архангельских епархиальных ведомостях»[10].

В августе 1919 года начался вывод союзнических войск из Северной области. По предложению церковно-приходского совета Благовещенской церкви г. Архангельска «Союз духовенства и мирян Арангельска» принимает решение послать телеграфное обращение к архиепископу Кентерберийскому Рэндаллу Томасу Дэвидсону с просьбой «не лишать архангельских христиан братской помощи в деле защиты их от ожидаемого за уходом английских войск нашествия врагов… Жители г. Архангельска и всей Северной области питают надежду о Господе, что благородные сердца английских христиан преисполнятся ангельского сочувствия к ним, так нуждающимся для своего спасения от грядущих бед в сильной братской помощи. Они уповают, что английские христиане, проникнутые желанием помочь своим братьям, скажут своему правительству, что теперь еще преждевременно лишать братской помощи Северную область, но надлежит оставить ее там до того момента, когда по прошествии грозы положение русского народа прояснится, и он сам в состоянии будет охранять свою безопасность и свои святыни. Духовенство и христиане г. Архангельска имеют надежду, что английские христиане не отвергнут их настоящего моления о благовременной помощи для сохранения Божиих святынь от поругания и смиренных людей Божиих от ужасов голода и истребления…»[11].

Было решено для личного ходатайства послать в Англию особого представителя в составе обшей делегации от области, коим единогласно был избран протоиерей кафедрального собора Иоанн Лелюхин.

Союз духовенства и мирян обращается также к главам Церквей союзников с просьбой убедить правительства своих государств оставить войска в Архангельске для защиты мирного населения от большевиков.

С восстановлением власти большевиков 21 февраля 1920 года в губернском центре началась расправа с врагами революции. Военный историк В.С. Малаховский установил, что жертвами красного террора за полтора года стало 25640 жителей губернии[12]. С.П. Мельгунов в книге «Красный террор»[13] пишет, что после ухода из Архангельска английских войск и «торжественных похорон пустых красных гробов» начался такой террор, что город «стонал целое лето», он стал «городом мертвых». Автор сообщает, что «в первую очередь» было убито в апреле 1920 г. восемьсот офицеров, которые не успели уехать в Лондон по Мурманской железной дороге[14]. В мае 1920 г. на территории Соловецкого монастыря комиссией под руководством чекиста М.С. Кедрова создан первый лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы[15]. К началу 1921 г. в губернии действовало пять ЛПР: Архангельский, Исакогорский, Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский[16]. Со временем Архангельский и Холмогорский лагеря были закрыты, а Соловецкий стал главным лагерем страны.

В северных лагерях сидели более 150 тысяч заключенных со всей страны, в том числе более 3160 человек пострадали за веру Христову (жители Архангельской губернии — Архангельской области, священнослужители и миряне других епархий, отбывавшие наказание на этой территории, в том числе на Соловках)[17]. Всего за годы политических репрессий было репрессировано более 20000 жителей области[18].

К началу Второй мировой войны на всей территории СССР на кафедрах осталось всего 4 архиерея (из примерно 200): митрополиты Московский Сергий (Страгородский) и Ленинградский Алексий (Симанский) и по одному викарию у того и другого, служение в церквях продолжали несколько сот священников (ранее было более 50000). Можно предположить, что репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), а также значительное число активных мирян. Некоторые исследователи оценивают общее количество пострадавших за веру в СССР числом до 1 миллиона человек[19].

В конце ХХ века начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских. Великий сонм мучеников был прославлен Собором Русской Православной Церкви зарубежом в 1981 году, затем в Отечестве в 2000 году. К настоящему моменту поименно прославлено уже около двух тысяч подвижников (включая месточтимых), причем надо понимать, что это лишь малая часть из тех, кто беспорочно пострадал за веру от богоборческой власти, тех, кто, несомненно, прославлен у Бога[20]. База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета располагает сведениями о более чем 32000 пострадавших за Христа в годы гонений[21].

Прославленный Русской Православной Церковью Собор новомучеников и исповедников представляют собой лишь малую толику сонма подвижников благочестия, утвердивших духовно-историческое торжество Церкви в эпоху беспрецедентных по своей кощунственности и жестокости коммунистических гонений. Русская Церковь противопоставила гонителям христианства сонм своих новомучеников и исповедников, явила миру неодолимость Церкви в ее духовном противоборстве с одним из самых страшных мировоззренческих искушений в истории человечества[22].

В Сонме прославленных мучеников и исповедников Архангельских священномученики: митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архиепископ Верейский Илларион (Троицкий), архиепископ Крымский и Симферопольский Лука (Воино-Ясенецкий), архиепископ Ананьевский Парфений (Брянских), епископ Белгородский Никодим (Кононов), епископ Вельский Николай (Караулов), преподобномученики: игумен Леонид (Молчанов); архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков); архимандрит Вениамин (Кононов) и иеромонах Никифор (Кучин), преподобный Никон (Беляев) исповедник Оптинский, священномученики протоиереи Николай Родимов, Николай Пискановский и псаломщик Александр Якобсон-Зайдман, мученицы Антонина (Брянских), Апполинария Тупицына…

Хотя физически к концу 1930-х гг. Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение»[23]. Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь и была спасена. В этом и заключается его непреходящее значение[24].

Их великое множество, очистивших в земных страданиях грехи свои и попавших в Царствие Божие. Очень трудно назвать даже приблизительно их число. Далеко не все имена явлены в Церкви. Но у Бога все мученики святы, Церковь знает о неведомых святых, слава которых не открыта на земле.

Сила и единство любого народа определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания — святость. Святые исповедники веры объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Подвиг новомучеников имеет непреходящее значение. Сила святости, явленная ими, победила злобу большевиков-богоборцев.

Почитание новомученников и исповедников на наших глазах объединило Русскую Церковь, внешне стараниями богоборцев, казалось бы уничтоженную. Их жизнь, подвиг — величайший живой пример для подражания, исповедания веры даже до смерти. Без возвращения к истинным ценностям, идеалом которых является святость, наше общество останется обреченным. Если у народа нашей страны есть будущее, то только в следовании той Истине, верность которой явили наши святые, ближайшие из которых к нам — новомученики и исповедники Российские.

Иеродиакон Феофил (Волик),
насельник Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря
Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви


[1] Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых // Исторический вестник, №9-10, 2000 г.

[2] Ср.: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32).

[3] Ханс Урс фон Балтазар. Мученичество и Миссия. «Новая Европа. №16, 2003. http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/baltasar

[4] Донесение Св. Синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) о обретении 2 марта 1917 г. иконы Божией Матери «Державная» от 13 октября 1917 г.

[5] Деяния Поместного Церковного Собора 1917-1918 гг. Кн.VI. Вып.2. С.4-5.

[6] Там же.

[7] Павел (Павловский), епископ Пинежский, викарий Архангельской и Холмогорской епархии (1917-1921).

[8] Временному правительству Северной области от Союза духовенства и мирян города Архангельска // Архангельские епархиальные ведомости. 1919. №9. 1 мая.

[9] О чудесном явлении Божией Матери в Архангельске помнили многие годы, жительница нашего города, дочь архангельского священника Екатерина Михайловна Синцова-Розанова (1906-2001 гг.) составила «Акафист Пресвятой Богородице на явление Ея во граде Архангельске». Впервые опубликован в церковно-историческом альманахе «Сийский хронограф», №2 за 2002 г.

[10] К сожалению, в архивных и библиотечных собраниях «Архангельские епархиальные ведомости», изданные позднее 15 мая 1919 года (№10) не обнаружены. О публикации упоминается в «Деле о контрреволюционной деятельности «Союза духовенства и мирян в г. Архангельске в 1917-1920 гг.». Архив РУ ФСБ по Архангельской области. Арх П-20833. «Союз духовенства и мирян» в г. Архангельске, 1920 г.

[11] Архив РУ ФСБ по Архангельской области. Арх П-20833. «Союз духовенства и мирян» в г. Архангельске, 1920 г. Т.3. Л.64-65.

[12] См. Мельник Т.Ф. О первых советских лагерях принудительных работ на Архангельском Севере (опыт систематизации источников и литературы) // XIX Ломоносовские международные научные чтения. — Архангельск : ПГУ им. М.В. Ломоносова. 2008. С.88-106.

[13] Сергей Петрович Мельгунов (1879-1956), антибольшевик, выслан из России с группой научной интеллигенции. Его книга впервые издана в Берлине в 1923 г., в основу положены материалы, собранные им в России с лета 1918 г. и письма, полученные в эмиграции. См.: Мельгунов С.П. Красный террор в России: 1918-1923. М.: СП PUICO, 1990. Здесь и далее ссылка на автора, главы «На Севере», с.59-61, «Истязания и пытки», с.135-136, «Разнузданность палачей», с.42, «Тюрьма и ссылка», с.160, 170, 191.

[14] Прорваться в Финляндию удалось 337 офицерам и 493 солдатам. См.: Тетеревлева Т.П. Эмиграция через Архангельск (1918-1920) // Слово о людях и земле Поморской. Архангельск: Норд, 1995. Вып. 2. С.197-205.

[15] Шубин А. Закрытие, изъятие, сокрытие (ликвидация Соловецкого монастыря и национализация его имущества) // Соловецкий сборник. Архангельск, 2006. Вып.3. С.188. См. ГААО. Ф.352. Оп.1. Д.135. Л.88об.

[16] Мишин В.А. Принудительный труд заключенных на советском Севере // Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т.1. С.329.

[17] За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1952) : Биографический справочник / [Сост. С.В.Суворова] ; Архангельская и Холмогорская епархия. — Архангельск : Православ. издат. центр. 2006.

[18] Поморский мемориал : Книга памяти жертв политических репрессий / Редкол.: Шперлинг Ю.М. (отв. ред.) и др.; Ред. — сост.: Белов В.Т., Корытова О.И., Цыварев В.С. ; Прокуратура Архангел. обл. — Архангельск : Изд-во Помор. гос. ун-та. Т.1-3. 1999-2001.

[19] Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. // Богословский сборник. Вып. 3. М., 1999. С.264.

[20] Александр Мазырин, свящ. Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства / http://www.patriarchia.ru/db/text/2257926.html

[21] База данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века // http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/indx.htm?/ans#Martyrs

[22] Георгий Митрофанов, прот. Канонизация новомучеников и исповедников российских в Русской Православной Церкви // Актовая речь профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на Годичном акте Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2010 года / http://www.spbda.ru/news/a-730.html

[23] «Я иду только за Христом…»: Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год // Богословский сборник. Вып. 9. М., 2002. С.405.

[24] Александр Мазырин, свящ. Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских / http://e-vestnik.ru/analytics/smysl_i_znachenie_3049


Акафист Пресвятой Богородице на явление Ея во граде Архангельске




Кондак 1

Взбранная Воеводо являешися всем ищущим Твоея помощи на брань к духовом злобы поднебесныя, утешая и укрепляя в напастех и венчая победою. Тем же и мы, помощи Твоея чающе, из глубины сердца взываем Ти:

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Икос 1

Архистратиг Михаил ублажи Тя на небесех, егда явила еси ко граду земному, именем его украшенну, Твое благоволение. Мы же, недостойно живущи во онем, обрадованнии обетованием покрова Твоего, поем Ти:

Преблагословенна еси, любовию ко Господу несравненно превзошедшая пламенных Серафимов.

Преблагословенна еси, к Ней же взирают, како исполнити Ея волю, очи многоочитих Херувимов.

Преблагословенна еси, юже с благоговением обстоят ангельстии чинов Престоли.

Преблагословенна еси, юже ублажают, яко Рождшую Безначальнаго, ангельстии начала.

Преблагословенна еси, юже господствия ангельстии Госпожею своею величают.

Преблагословенна еси, юже власти ангельстии единою Владычицею именуют.

Преблагословенна еси, пред Нею же силы ангельстии благоговейно трепещут.

Преблагословенна еси, Ей же Архангели с радостию служат.

Преблагословенна еси, Ей же ангели-хранители о вверенных им душах человеческих молитвы приносят.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 2

Видеша отроковицы на небесех явльшуюся Приснодеву с Богомладенцем, руце Свои над градом Архангельском простирающую, — со трепетом взираху: егда же Сын Ея, подъят десницу Свою, благослови град, — видение облацы сокрыся. Отроковицы же в той час, поспесшеся, бежаша к родителем своим возвестити радость явления. Тии же во умилении сердца воспеша: Аллилуйя.

Икос 2

Разумеша родители отроковиц, яко не точию онем, но и всем христианом подобает ведети о явлении Матери Божией, — поидоша ко духовному отцу своему протопресвитеру храма Воскресения Христова Михаилу и поведаша ему о дивном благоволении Приснодевы. Он же возрадовася духом и восхоте письменне известити по всей епархии о сем чудном явлении, да вси вернии с радостию воспевают Пречистей:

Преблагословенна еси, всех христиан под кров Твой приемлющая.

Преблагословенна еси, Церковь Христову пред гонением на ню обещанием покрова Своего укрепляющая.

Преблагословенна еси, во дни напастей сугубая Попечительнице.

Преблагословенна еси, от врагов видимых и невидимых хранительнице.

Преблагословенна еси, врагам веры Христовой погубити нас не попущающая.

Преблагословенна еси, защищение Твое от них нам обещающая.

Преблагословенна еси, Ея же милосердием, аще и гоними, благополучны обретаемся.

Преблагословенна еси, Ея же молитвами для вечной жизни спасаемся.

Преблагословенна еси, о помиловании людей, прегрешивших Бога, умилостивляющая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 3

Сила Духа Святаго укрепи отроковиц глаголати небоязненно правду, егда безбожнии людие ласкательством, дарами и угрозами принуждаху их отрещися виденнаго явления Божия Матере, дабы осудити заключеннаго в темницу ими протопресвитера Михаила, аки во лжи: сим отроковицы проповедаша милость Матере Божия к верным, сами укрепишася во исповедании и заключенному оправдание устроиша, воспевшему благодарственное Богу: Аллилуйя.

Икос 3

Имеяше страна Российская, издревле святою верою просвещенная, Тя, Матерь Света умнаго, благую Помощницу и Покровительницу, никогдаже прошения верных отвергающую, но смиренныя и покаянныя молитвы приемлющую и к Создателю нашему о помиловании возносящую. Поминая сие благоволение к рабом Твоим, воспеваем таковая:

Преблагословенна еси, многажды врагов Руси, подступающих о еже разорити страну нашу и избити люди, устрашая видениями, отгоняла еси.

Преблагословенна еси, всегда образом Своим нам на поле брани сопутствующая.

Преблагословенна еси, также и во время брани, егда враг одолеваше христианы, являлася еси, и покрываемо быша войско православных мантиею Твоею.

Преблагословенна еси, явлением сим врагам воинов наших невидимыми соделала еси.

Преблагословенна еси, взором гневным очес Своих устрашала еси врагов нападающих.

Преблагословенна еси, победы правому воинству ходатаице.

Преблагословенна еси, единая за весь мир христианский Молитвеннице.

Преблагословенна еси, горделивым и стяжательным молитвам не внемлющая.

Преблагословенна еси, во едино время ко всем прошениям верных, на различных наречиях произносимым, ухо преклоняющая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 4

Бурею сомнений и страстей одержимым кроткая еси Наставнице, ведущая к покаянию и исправлению жизни: многочисленнии бо Тобою ко Христу приидоша, оставив прежнее неспасительное житие, и научишася со избранными едиными усты пети: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаша апостоли обещание Твое прибыти во храм, созданный имени Твоему в Лидде, поспесшеся в путь, и зашедше во храм, узреша на стене самонаписавшийся образ Твой, уясниша, яко обещание Твое исполнися. Мы же, усмотряя в сем, яко всякое изображение Твое есть пребывание Божия Матере с нами, благоговейно поем:

Преблагословенна еси, святых апостолов Петра и Иоанна присутствием образа самонаписавшагося обрадовавшая.

Преблагословенна еси, в последующие времена уничтожить сие изображение старание безбожное безуспешным соделавшая.

Преблагословенна еси, почитати образ Твой, яко Самую Тебе, пребывающую с нами, вразумляющая.

Преблагословенна еси, воздавати честь на всякое время иконам Твоим нас научающая.

Преблагословенна еси, почитание икон на земле утвердившая.

Преблагословенна еси, имеющим в жилищах своих образы Твоя, благоволение являющая.

Преблагословенна еси, молящихся Тебе пред иконами Твоими и помышляющих, яко Самей Тебе предстоящих, прошения милостивно исполняющая.

Преблагословенна еси, иконами Твоими устроителей иноческих обителей на Руси преподобных благословляющая.

Преблагословенна еси, многия иконы на места, Тобою избранныя для построения храмов, на воздусе пославшая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 5

Божественную силу образы Твоя, Богородице, являют: трясения земли и наводнения усмиряют, болезни и смертоносныя раны прекращают, нашествия иноплеменных отгоняют, страждущих и ищущих от Тебе помощи охраняют, огнь поядающий угашают, аще с верою и надеждою к Тебе прибегнем, молящеся пред иконами Твоими о помиловании, и улучивше милость избавления от Тебе, восхваляют благодетеля Бога, поя Ему: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше людие Российстии славу Твою многими храмами, обителями иноков и инокинь во имя Твое освященными, прославляемую и в них же Твоя изображения взывают, зряще Пречистый лик Твой, Приснодево, воспевая:

Преблагословенна еси, родителями Твоими в дар Богу принесенная.

Преблагословенна еси, яко дар сей зело угоден бысть Всевышнему.

Преблагословенна еси, яко Отец Небесный в дщерь Себе прият Тя.

Преблагословенна еси, яко в Святая Святых храма, идеже никомуже входно бысть, с Богом беседовала еси.

Преблагословенна еси, Вседержителем воспитанная.

Преблагословенна еси, яко с Богом мысль Свою сочетала еси.

Преблагословенна еси, в сосуд честен и благовонен девства украсилася еси.

Преблагословенна еси, дух Свой с духом Божиим совокупила еси.

Преблагословенна еси, Промыслом Божиим о спасении людей во едино проникшаяся.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 6

Пророчества о пришествии Христа в мир с трепетом и желанием сердечным восприяла еси, и о пришествии Мессии помышляя смиренно, послужити Матери Спасителя мира восхотела еси. Егда же Архангел Гавриил радость Тебе принес о высшем избрании Твоем, возвеличи Господь дух Твой и возрадовася сердце Твое о грядущем спасении Израиля. С благоговением и благодарением о сем Богу поем и мы: Аллилуйя.

Икос 6

Возсия свет Христов из Тебе, просвещая мир, от малаго жилища тектонова до окраин земли возблиставая, сердца очищая, умы осиявая, озаряя мысли, научая горняя мудрствовати и побуждая людей христоименитых благодарно пети Тебе:

Преблагословенна еси, аки первозданный раю Древо Жизни в Себе возрастившая.

Преблагословенна еси, Агнца Божия Новаго Завета воспитавшая.

Преблагословенна еси, смерти Победителя нам даровавшая.

Преблагословенна еси, неизменную истину миру открывшая.

Преблагословенна еси, путь к жизни нескончаемой осветившая.

Преблагословенна еси, жизни Начальника нам подавшая.

Преблагословенна еси, следующих истине тления избавльшая.

Преблагословенна еси, прощение падшему человеку рождеством Своим устроившая.

Преблагословенна еси, князя мира, обольстившаго прародителей, низвергнувшая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 7

Хотя Промыслитель Господь разрешити человечество от клятвы адамовой, избра Тя от рода земнаго, отдели Тя от житейских нестроений и в храме воспита Тя, да храм нерукотворенный будеши, идеже полнотою Сама Святая Троица пребывает: ум непрестанно со Отцем сочетавается, сердце Слова Божия вместилище является, и Дух Святый дух Твой украшает и во единении воспламеняет. В таковом святом храме Бог-Слово воплотитися благоизволи и научи пети Тя благодарственное пение: Аллилуйя.

Икос 7

Новый Завет утверждая в церкви земней Сын Твой и Бог, чрез Тебе прошед, земным явися, яко человек, да подобным воззовет отшедшия от благодати Его и воздвигнет спасенных воспевати Тя, виновницу спасения нашего:

Преблагословенна еси, воле Божией о спасении людей добровольно послужившая.

Преблагословенна еси, вся в воле Божией бывшая.

Преблагословенна еси, послушание всегда смиренно Богу являвшая.

Преблагословенна еси, Богочеловека Материю явившаяся.

Преблагословенна еси, моление к Отцу Небесному и Богу Сыну Твоему благоговейно всегда приносившая.

Преблагословенна еси, в жребии земнем на благо Сына Своего потрудившаяся.

Преблагословенна еси, пронзения души Своея оружием от греховнаго мира не отвратившая.

Преблагословенна еси, Сына Своего в Жертву за мир согрешивший покорно по воле Божией отдавшая.

Преблагословенна еси, распенших Его не осудившая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 8

Странна была еси в житии земнем по смирению Твоему, аще и Царицею небесе и земли содела Тя Бог, якоже и Сын Твой, обладая вселенною и живущими в ней, не име на земли, где главу подклонити, да мы, взирая на образ жития Мужа совершенна и Жены совершенныя, научимся не о временных благах помышляти, но к горнему устремлятися, поя сердцем умиленным во всяком обстоянии: Аллилуйя.

Икос 8

Всю страну нашу Российскую, издревле православную, аки потоп страшный, наводниша безбожие: иноков разгнаша, храмы оскверниша и разрушиша, служителей Божиих и верных многих погубиша на горьких работах и в заточениях, невинных осудиша и убиша. В таковем гонении христиане едино упование и отраду в Тебе, Мати человечества, имеша, взывающе:

Преблагословенна еси, в тяжких испытаниях знамениями милости Твоея нас укрепляющая.

Преблагословенна еси, в заточении и изгнании сущих упованием на будущия блага небесныя утешающая.

Преблагословенна еси, от глада и мора невидимо верных питающая.

Преблагословенна еси, изгнанным в дальние места в час смертный чудесно напутствие Святых Таин посылающая.

Преблагословенна еси, немощным и старым, аще и в чуждих местах бывшим, пищу и кров от жен милостивых подававшая.

Преблагословенна еси, христиан сущих в трудах тяжких, во хладе и мразе любовию к Богу согревавшая.

Преблагословенна еси, изгнанным, размышлением о Твоей земней жизни, в уныние впасти не попускавшая.

Преблагословенна еси, до конца уничижити верных не давшая.

Преблагословенна еси, чад, от отцев духовных безбожниками отъятых, от безбожия сохранившая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 9

Все человеческое множество от Воскресения Христова непрестанно величает Тя, Дево, рождшую Спасение миру: патриархи и архиереи, иерейский чин и диаконский, девствующие и миряне прославляют. Ты же приемля хваления, коемуждо по усердию его воздаеши и ходатайствуеши о всех жизнь вечную улучити, да воспевают Богу на небеси: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии благоглаголивыя Церкви Христовыя от лет древних прославляюще Тя, Богородице, вся сказаша, елико изрещи человеческому глаголу возможно, кое ли слово в похвале Тебе принесем мы грешнии от скудости своея духовныя: обаче дерзаем приступити ко славословию:

Преблагословенна еси, архангелово в житии земнем приявшая служение.

Преблагословенна еси, яко от Бога Архангел Гавриил дан бысть Тебе в земней жизни во охранение.

Преблагословенна еси, Гавриилово благоговейное приявшая поклонение.

Преблагословенна еси, яко Архангел Гавриил принесе людем хвалебную песнь о Тебе архангельскаго прославления.

Преблагословенна еси, песнию сиею воистину достойно ублажаемая.

Преблагословенна еси, на небеси и на земли присноблаженная.

Преблагословенна еси, Пренепорочная Мати Бога архангелов и человеков, нескончаемо величаемая.

Преблагословенна еси, от языков земных на различных наречиях восхваляемая.

Преблагословенна еси, всех восхваляющих Тя милующая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 10

Смотрения Божия о спасении земных и низложения царства тьмы чрез Тя устроенному и устрояемому, разум человеческий, суетными помыслами помраченный и отягченный, не может постигнути, та же и достойную песнь Тебе воспети, токмо с благодарением поет Богу: Аллилуйя.

Икос 10

Инокам и инокиням всегда скоропослушливая Помощнице, основание нерушимое на земли для девства положила еси, Приснодево, таже и в Российстей стране Покров и защищение от греховнаго мира иночествующим и девствующим являешися. Многим ищущим уединения, сопутствовала еси в обретении безмолвия, от них же и хвалы немолчныя идоша ко Величеству Твоему:

Преблагословенна еси, девство на земли, аки сад благоуханный кринами насадившая.

Преблагословенна еси, в нем же росою молитв Твоих цветы добродетели напоившая.

Преблагословенна еси, яко аромат их вселенную облагоухает.

Преблагословенна еси, яко благоуханием сим в мире жительствующия в добродетели укрепляются.

Преблагословенна еси, иноком нестяжательным икона Твоя единое есть сокровище драгое.

Преблагословенна еси, на дальнем Севере преподобному Трифону Кольскому, в пустыне жительствующему, иконою Твоею житие благоукрасившая.

Преблагословенна еси, Елеазара Анзерскаго явлением ему иконы Твоея Смоленския и гласом, от нея бывшим, возвеселившая.

Преблагословенна еси, преподобному Никодиму Кожеезерскому путеводительницею иконою Твоею бывшая.

Преблагословенна еси, святителя Филиппа Московскаго, егда бысть на послушании в пекарне острова Соловецкаго, запечною иконою одарившая.

Преблагословенна еси, от страны Иверския на Красную гору иноком Грузинскую икону пославшая и чудесами прославившая.

Преблагословенна еси, яко явленных икон Твоих несть мощно исчислити нам.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 11

Пение устнами чистыми возносят Ти святии Божии, лицы же девственнии на небеси воспевают Создателя и Искупителя песнию, юже никтоже возможе пети от прочих святых, дана бо бысть сия девственному лику. Мы же хваление Спасителю приносим на земли древнею песнию: Аллилуйя.

Икос 11

Света жилище бывшую, Свет Истинный людем рождшую, Им же просвещается всяк человек, вошедший в мир, и люди Божии по узкому пути к свету Ведущую с благодарением восхвалим:

Преблагословенна еси, яко невещественным светом души озаряеши.

Преблагословенна еси, яко сердца хладные любовию просвещаеши.

Преблагословенна еси, умы, яко молниею, благими помыслы озаряеши.

Преблагословенна еси, яко помыслы от диавола молитвою к Тебе отгоняются.

Преблагословенна еси, людей себялюбивых жизнь устрояющая и любви к ближним научающая.

Преблагословенна еси, невещественный свет нам от храма души Твоея ниспосылающая.

Преблагословенна еси, светом сим всему миру освящение даруеши.

Преблагословенна еси, светом Твоим архангелов радуеши.

Преблагословенна еси, светом Твоим наша сердца согревающая и просвещающая.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 12

Благодатною нареченная в приветствии Архангела Гавриила при благовестии о рождении Спасителя, благодать изображениям Ея на земли сообщает, да усердно молящиися пред образом Твоим просимое во благо получают, благодарственно поя Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Воспевают Тя, Дево, на небесех со святыми архангелы и службу Ти приносят угодную, аки фимиам кадильный, на земли же человецы во всякое время Ти молитвы приносят, свечи возжженныя в дар пред иконы Твои поставляют, воспевая:

Преблагословенна еси, яко благоугодно Тебе служение архангелов.

Преблагословенна еси, яко благоуханно Тебе похваление святых.

Преблагословенна еси, яко на земли души и сердца в молении пред образом Твоим, подобно воску, умягчаются.

Преблагословенна еси, яко в молитве к Тебе сердца, аки пламень свещи, возгораются.

Преблагословенна еси, яко сиянием лампад пред образом Твоим души молящихся озаряются.

Преблагословенна еси, яко труд пастырей Церкви Твоею любовию согреваеши.

Преблагословенна еси, яко подвиг иноческий Твоею благодатию осияваеши.

Преблагословенна еси, яко девствующим светильники душ наполняти елеем помогаеши.

Преблагословенна еси, яко страдальцев за имя Христово терпением и любовию укрепляеши.

Преблагословенна еси, Богородице Дево, от всех родов во веки.

Кондак 13

О Мати Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, защити нас от ищущих души наша погубити, и егда приидет время отшествия нашего от земли, сподоби Твоими молитвами со Христом в Пречистых Тайнах соединитися, да приидем в Царствие Отца и Сына и Святаго Духа и узрим славу Твою, дарованную Тебе Сыном Твоим, Спасителем нашим, Ему же со святыми воспоем: Аллилуйя.

(Кондак сей глаголи трижды, таже Икос 1 и Кондак 1. ).

Молитва

Пресвятая Дево чистая, мысленно предстоя Кресту Сына Твоего и Бога моего, зрю Тя, стоящую у Креста и сердцем сраспинающуюся Возлюбленному Чаду Твоему: зрю и ужасаюся обличающей мя совести. Мое безрассудство, мое нерадение, мои грехи пронзили оружием Твою непорочную душу. Болезную о содеянных мною, принесших муки Сыну Твоему и Тебе нетленней и непорочней. Мне подлежали муки за моя беззакония, но Спаситель избави мя от них, Сам пострадав, и Ты, Всечистая, Своею волею дала согласие Отцу Небесному исполнити превечный совет Святыя Троицы о избавлении человека от смерти. Непостижимо человеческому разуму величие сие! И созерцая сие мысленным взором, стою, и безмолствую, и благоговею пред таинством Распятия. Христос Господь простил, и Ты прости, Пренепорочная, и приими моление мое, и сподоби мя благочестно житие земное совершити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.






Публикации

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты
2 Июн 2017

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты


Если «Свидетели Иеговы» думают, что смогут возрастать в подполье как раньше, они вообще не представляют себе мира, в котором живут сейчас.

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству
30 Май 2017

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству


Музыка для нас все: учеба, работа, развлечение — это наша жизнь. А цель в ней — бесконечный путь к совершенству. Так рассуждают ребята из группы «Неизвестный композитор». Некогда они выступали на приходских праздниках, а сейчас их слушают тысячи зрителей на солидных фестивалях. О своем пути и планах на будущее, силе искусства и музыке города молодые исполнители рассказали в интервью для «Вестника Архангельской митрополии».

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.