Духовная Семинария

Духовная Семинария

05.09.2003


Духовная Семинария Преобразования Петра I дали импульс к развитию в Холмогорской епархии духовной школы. Архангельская Духовная Семинария учреждена в 1723 г. в г. Холмогоры согласно указам 1722 и 1723 гг. и Духовному регламенту архиеп. Варнавой (Волостковским).

В 1723-1729 (1730) гг. действовала "Славено-русская школа", курс в которой доходил до грамматики. В 1730 г. введено преподавание латыни; школа получила название "Славяно-латинской" в ранге семинарии. При еп. Германе (Копцевиче) (1731-1735) курс расширен до пиитики. При еп. Аароне (1735-1738) лат. школа была временно закрыта. В 1747 г. введены классы риторики и логики. В 1780 г. введен полный курс (богословие и философия, греч. и европ. языки). Ректор назначался с 1762 г. С кон. XVIII в. изменения курса и административной структуры семинарии происходили в русле развития общероссийского законодательства о духовной школе. В 1870 г. введено преподавание корельского и зырянского языков.

Семинария размещалась сначала в Холмогорах, потом - в Архангельске в разных зданиях и при Козьеручьевском Спасском монастыре (с 1744). В 1771 г. преосвященный Антоний перевел Духовную семинарию из Спасо-Прилутского монастыря в г. Архангельск, поместив на территорий Михайло-Архангельского монастыря. С 1799 г. размещалась при Михаило-Архангельском монастыре. В 1811 г. по распоряжению Преосвященного Парфения II начато строительство Архангельской Духовной семинарии на берегу Сев. Двины, между ул. Архиерейской (ул.Урицкого) и монастырской (Смольный буян). 2-х этажное здание построено из высококачественного кирпича, по окончании строительства туда и была переведена семинария.

16.10.1861 Правление Архангельской Семинарии просило благословения у Преосвященного Нафанаила устроить домовую церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Епископ Нафанаил свое согласие дал. Все расходы принимал на себя купец Егор Плотников и другие благотворительные лица. Устройство церкви окончено 31.12.1862 г. Ректор Семинарии архимандрит Вениамин пожертвовал серебряно-позлащенный напрестольный крест, и полное священническое облачение, одежды на жертвенник и т.п. Деятельное участие в устроении церкви принял купец Егор Плотников: иконостас покрашен дорогою зеленою краскою, украшен вызолоченными колонами и резьбой. Заведены сосуды со всеми принадлежностями серебряно-позлащенные. Евангелие в большой лист, обложенное малиновым бархатом с серебряно-позлащенной наверху декою чеканной работы. Покровы напрестольные, воздухи - шитые золотом. Серебряные сосуды. Пожертвовано 12 старых икон с посеребренными ризами. В 1871 г. в Семинарии производятся новые перестройки: церковь переносится в соседние комнаты, помещение расширяется для большей вместительности храма, в храме площадь ровных 40 кв. саж, 14 окон все с левой сев. стороны, расположены в два яруса, три печи, трое входных дверей. Окраска и позолота произведена в 1888 г. усердием старосты купца Георгия Попова.

Церковь обязана почти исключительно доброхотным приношениям благотворителей. Еп. Нафанаилом (при котором устроена семинарская церковь) подарена аналойная икона св. апостола Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста в "дар и благословение" с собственноручной надписью: "Озари Господи неотступною благодатию Твоею, семинарский, Архангельской Епархии, храм Иоанна Богослова и притекающих в оный. Духовным наставникам и питомцам даруй и в познании Тебя благодатннй разум Богослова Твоего и в проповедании Тебя ревность и благоплодное слово Златоустаго! Смиренно молит о сем убогий Нафанаил, Епископ Архангельский 23 сент. 1862 г. г. Архангельск". Дар о. Иоанна Кронштадтского бывшего воспитанника семинарии: полное священническое облачение и стихарь шитый золотыми крестами и св. сосуды серебрянные под золотом, с надписью " О здравии Глеба и Александры, 1890 г. ". Дар Веркольского архимандрита Феодосия - икона праведного Артемия. Распятие Христа в ценном киоте с надписью " в память избавления цесаревича Николая II от смертельной опасности в Японии 29/IV 1891 г. На средства церковного старосты Егора Попова в 1892 г воздвигнут колокол. с восьмиконечным над ним крестом.

В 1812 г. получила собственное здание. Семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова освящен в 1862 г. Первоначально содержалась на средства архиерейского дома. С 1764 г. находилась на казенном окладе. При семинарии находилась библиотека с богатым собранием рукописных памятников ХVI-ХVП вв. Кол-во учащихся: в 1723 г.- 39, в 1813 г.- 250, в 1837 г.- 92, в 1850 г.- 86, в 1866 г.- 103, в 1912 - 146 (из них: выпускников духовных училищ - 27, иносословных - 16, полный курс окончило - 14). Закрыта семинария в марте 1920 г. В 1932 г. помещение занято под педагогический институт им. М.В. Ломоносова. Также в тридцатые годы проведена реконструкция здания, надстроен 4 этаж, заменен навес над центральным входом, утрачена звонница. 






Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...