Духовная Семинария

Духовная Семинария

05.09.2003


Духовная Семинария Преобразования Петра I дали импульс к развитию в Холмогорской епархии духовной школы. Архангельская Духовная Семинария учреждена в 1723 г. в г. Холмогоры согласно указам 1722 и 1723 гг. и Духовному регламенту архиеп. Варнавой (Волостковским).

В 1723-1729 (1730) гг. действовала "Славено-русская школа", курс в которой доходил до грамматики. В 1730 г. введено преподавание латыни; школа получила название "Славяно-латинской" в ранге семинарии. При еп. Германе (Копцевиче) (1731-1735) курс расширен до пиитики. При еп. Аароне (1735-1738) лат. школа была временно закрыта. В 1747 г. введены классы риторики и логики. В 1780 г. введен полный курс (богословие и философия, греч. и европ. языки). Ректор назначался с 1762 г. С кон. XVIII в. изменения курса и административной структуры семинарии происходили в русле развития общероссийского законодательства о духовной школе. В 1870 г. введено преподавание корельского и зырянского языков.

Семинария размещалась сначала в Холмогорах, потом - в Архангельске в разных зданиях и при Козьеручьевском Спасском монастыре (с 1744). В 1771 г. преосвященный Антоний перевел Духовную семинарию из Спасо-Прилутского монастыря в г. Архангельск, поместив на территорий Михайло-Архангельского монастыря. С 1799 г. размещалась при Михаило-Архангельском монастыре. В 1811 г. по распоряжению Преосвященного Парфения II начато строительство Архангельской Духовной семинарии на берегу Сев. Двины, между ул. Архиерейской (ул.Урицкого) и монастырской (Смольный буян). 2-х этажное здание построено из высококачественного кирпича, по окончании строительства туда и была переведена семинария.

16.10.1861 Правление Архангельской Семинарии просило благословения у Преосвященного Нафанаила устроить домовую церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Епископ Нафанаил свое согласие дал. Все расходы принимал на себя купец Егор Плотников и другие благотворительные лица. Устройство церкви окончено 31.12.1862 г. Ректор Семинарии архимандрит Вениамин пожертвовал серебряно-позлащенный напрестольный крест, и полное священническое облачение, одежды на жертвенник и т.п. Деятельное участие в устроении церкви принял купец Егор Плотников: иконостас покрашен дорогою зеленою краскою, украшен вызолоченными колонами и резьбой. Заведены сосуды со всеми принадлежностями серебряно-позлащенные. Евангелие в большой лист, обложенное малиновым бархатом с серебряно-позлащенной наверху декою чеканной работы. Покровы напрестольные, воздухи - шитые золотом. Серебряные сосуды. Пожертвовано 12 старых икон с посеребренными ризами. В 1871 г. в Семинарии производятся новые перестройки: церковь переносится в соседние комнаты, помещение расширяется для большей вместительности храма, в храме площадь ровных 40 кв. саж, 14 окон все с левой сев. стороны, расположены в два яруса, три печи, трое входных дверей. Окраска и позолота произведена в 1888 г. усердием старосты купца Георгия Попова.

Церковь обязана почти исключительно доброхотным приношениям благотворителей. Еп. Нафанаилом (при котором устроена семинарская церковь) подарена аналойная икона св. апостола Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста в "дар и благословение" с собственноручной надписью: "Озари Господи неотступною благодатию Твоею, семинарский, Архангельской Епархии, храм Иоанна Богослова и притекающих в оный. Духовным наставникам и питомцам даруй и в познании Тебя благодатннй разум Богослова Твоего и в проповедании Тебя ревность и благоплодное слово Златоустаго! Смиренно молит о сем убогий Нафанаил, Епископ Архангельский 23 сент. 1862 г. г. Архангельск". Дар о. Иоанна Кронштадтского бывшего воспитанника семинарии: полное священническое облачение и стихарь шитый золотыми крестами и св. сосуды серебрянные под золотом, с надписью " О здравии Глеба и Александры, 1890 г. ". Дар Веркольского архимандрита Феодосия - икона праведного Артемия. Распятие Христа в ценном киоте с надписью " в память избавления цесаревича Николая II от смертельной опасности в Японии 29/IV 1891 г. На средства церковного старосты Егора Попова в 1892 г воздвигнут колокол. с восьмиконечным над ним крестом.

В 1812 г. получила собственное здание. Семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова освящен в 1862 г. Первоначально содержалась на средства архиерейского дома. С 1764 г. находилась на казенном окладе. При семинарии находилась библиотека с богатым собранием рукописных памятников ХVI-ХVП вв. Кол-во учащихся: в 1723 г.- 39, в 1813 г.- 250, в 1837 г.- 92, в 1850 г.- 86, в 1866 г.- 103, в 1912 - 146 (из них: выпускников духовных училищ - 27, иносословных - 16, полный курс окончило - 14). Закрыта семинария в марте 1920 г. В 1932 г. помещение занято под педагогический институт им. М.В. Ломоносова. Также в тридцатые годы проведена реконструкция здания, надстроен 4 этаж, заменен навес над центральным входом, утрачена звонница. 






Публикации

Камни преткновения. Церковь вне политики?
30 Мар 2017

Камни преткновения. Церковь вне политики?


Человеку, не включенному в азартную публичную полемику, — если такой, конечно, найдется, — трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Доступ к шедевру архитектуры станет даже более свободным — не придется платить за посещение и осмотр. Экскурсии тоже никто отменять не собирается.

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.