Из истории ныне действующих монастырей. Артемиево-Веркольский монастырь

Из истории ныне действующих монастырей. Артемиево-Веркольский монастырь

04.09.2003


Основание монастыря относится к началу XVII века, когда иноческая жизнь с особой силой процветала в "полунощной стране", как прежде именовали Архангельский край. Долгая морозная зима, короткое лето, песчаные неплодородные земли - все здесь располагает к молитвенному подвигу, быть может, оттого так богат Русский Север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь.
Но и жизнь мирян в этом суровом краю полна лишений и трудов, оттого люди здесь чище и тверже в вере. Может быть, поэтому в сонме Святых Архангельского края не только преподобные отцы, прославленные непорочностью иноческого жития, но и святые праведники, стяжавшие святость в миру. Замечательный пример тому - покровитель монастыря Святой отрок Артемий.

На месте обретения его святых мощей и был основан монастырь. Точной даты его основания мы не знаем, но известно имя его основателя и первого ктитора: им был тогдашний воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков. Обитель была им основана в благодарность за исцеление сына по молитвам праведного отрока Артемия. Это произошло после 1635 года. Чудеса от мощей Святого были широко известны на Руси: весь Пинежский край был избавлен от лихорадки, свирепствовавшей там в конце XVI века. Святой исцелял от самых разных болезней: сохранилось подробное описание 80 чудес, происшедших с момента обретения мощей в 1577 году до конца XVIII века. Среди чудес приводится рассказ о том, как преподобный Трифон Вятский по дороге в родное село Малая Немнюжка близ Верколы исцелился у мощей св. Артемия от "расслабления руки". Весной прошлого 1999 года в иконную лавку Артемиево-Веркольского монастыря в г. Архангельске пришла женщина и купила много икон Праведного Отрока. Когда ее спросили, зачем ей столько, она рассказала о чуде, происшедшем с ее сыном. Мальчик отставал в учебе, несмотря на все его усилия. Как-то раз во сне ему явился св. Артемий и повелел ему молиться. Проснувшись, мальчик прочитал молитву "Отче наш", которую не мог до этого выучить, а вскоре стал хорошо учиться. Это чудо показывает, что Святой отрок Артемий, как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Крондштадтский и святитель Гурий Казанский является покровителем и наставником детей, стремящихся к духовному познанию и школьной грамоте.
В 1649 году Царь Алексей Михайлович назначил жалование в монастырь, а через год его сестра, Царевна Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Покровительствовал монастырю и Святейший Патриарх Никон - в годы его патриаршества Пинежье относилось к Патриаршей области, а в библиотеке Патриарха хранилось житие св. праведного Артемия. В Москве в храме Великомученицы Параскевы на Пятницкой улице был освящен в 1701 году придел во имя св. Артемия, в котором хранились его Чудотворный образ и частица мощей.
Монастырь процветал до середины XVIII века, пока он не был переведен за штат (в 1764 г.) и лишен всех земель и угодий. К 40-м годам XIX века его вовсе хотели закрыть, но по Божьему Промыслу монастырь оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в иночестве Агнии) полагался капитал в 5000 рублей. Это спасло монастырь от уничтожения, а мудрые настоятели смогли приумножить состояние обители. В конце XIX века монастырь сам жертвовал крупные суммы на самые разнообразные нужды: на помощь христианам в турецком плену, на Архангельскую епархию, на храмы и монастыри, на духовное училище и школы.
С 1910 года монастырь удостоился чести управления епископами. Первым епископом Кемским, викарием Архангельской епархии стал Варсанофий (Вихвелин). Через три года в 1913 году он стал носить звание епископа Пинежского.
Обитель в это время была известна по всей России: "Весной 1904 г. монастырь участвовал на первой Всероссийской выставке монастырских работ, устроенной в Таврическом дворце в С.-Петербурге, и получил похвальный отзыв за экспонаты (икона св. Артемия, резной костяной и деревянный кресты, сапоги и ремни)" (2). В монастыре действовали рукодельные, живописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские. "Во всех этих мастерских действующими лицами является ... братия монастыря. Наемного труда здесь нет почти вовсе; так называемые черные работы отправляются братиею..." (3). По описаниям современников обитель тогда процветала: "Веркольский первоклассный монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной..." (4). "На самой грани монастыря вас встречает инок-привратник; работы по кухне, погребу, пекарне, хозяйственная часть, сад, огород, полевые работы, рыбный промысел, - все это распределено между братиею, и душой всего является игумен, настоятель монастыря" (5).
Как Святой отрок Артемий в 12 лет достиг меры возраста Христова, так и маленький монастырь в глуши возрос до всероссийской славы.
Недалеко от Верколы находится село Сура - родина праведного Иоанна Кронштадтского, который еще мальчиком каждый год заезжал в обитель. Впоследствии, будучи прославленным на всю Россию молитвенником, батюшка всегда посещал монастырь по дороге на родину, где он основал девичью обитель. Св. праведный Иоанн много помогал Веркольскому монастырю: на его средства над мощами Святого Отрока в 1892 году устроен вызолоченный деревянный балдахин, новая рака. Отец Иоанн Кронштадтский принимал живое участие в строительстве главного монастырского храма - Успенского собора, он произнес замечательные проповеди на его освящении 14 и 15 июля 1897 года, которые помещены во торой части книги. Праведный Иоанн Кронштадтский очень почитал Святого Артемия: им составлен Акафист Святому Отроку. Последним настоятелем монастыря стал Павел (Павловский) епископ Пинежский, викарий Архангельской епархии (1917-1926 гг.), ставший в последствии епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
При разорении обители в 1920 году братия успела в тайном месте спрятать мощи св. Артемия от поругания. По некоторым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории монастыря. Другие Святыни обители - три серебряных креста с частицами мощей великих угодников Божиих - апостолов Андрея Первозванного и архидьякона Стефана, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомучеников Пантелеймона Целителя, Екатерины, Татианы и других были утрачены тогда же. Часть братии приняла мученическую кончину. Старожилы помнили, как в 1920 году на берегу Пинеги сжигали книги и иконы, а в конце 30-х были разобраны на кирпич стены монастыря, башни и колокольня. В разные годы в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, детский дом и общеобразовательная школа. Оставленные без ремонта храмы и корпуса страдали от непогоды: протекала крыша, и промерзали стены. Все это довершило разрушение северной Святыни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в Веркольскольской обители.
Великий угодник Божий и чудотворец Святой праведный Иоанн Кронштадтский, ежегодно посещая свою родину - с. Суру, непременно заезжал в Веркольский монастырь. В обители он всегда служил Божественную Литургию, говорил наставления братии и прихожанам, материально поддерживал монастырь: на его средства был возведен главный храм обители - двухэтажный Успенский собор.
Его проект был составлен в 1892 г. петербургским архитектором академиком Р. Р. Марфельдом (родился в Кронштадте в 1852 г.
- умер после 1923 г.). В качестве инженера и градостроителя Р. Р. Марфельд участвовал в постройке храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии. По его проекту был возведен храмовый комплекс в память чудесного спасения Царской семьи во время крушения императорского поезда на станции Борки близ г. Харькова. Свои многочисленные проекты храмов и часовен зодчий старался создавать в традициях древнерусской архитектуры XVII в., что видно и в архитектуре двухэтажного Успенского собора Веркольского монастыря. Замечательны в облике собора крыльцо и открытая галерея для Крестного хода в виде балкона на уровне второго этажа. Когда Крестный ход следовал вокруг храма по галерее, казалось, что его участники, подобно ангелам, идут по воздуху. Престол нижнего храма освящен в честь Рождества Христова. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17(30) сентября 1891 года. Всего через пять лет, в 1897 году собор был освящен при участии Святого праведного Иоанна Кронштадтского. На освящении Кронштадтским пастырем были произнесены замечательные проповеди, в том же году помещенные в "Архангельских Епархиальных Ведомостях". Их перепечатку мы предлагаем вниманию читателей. Кроме того, прилагается небольшой рассказ о встрече отца Иоанна в монастыре с кратким изложением еще одной проповеди, сказанной им в стенах обители. Хотя описанный приезд дорогого Пастыря состоялся в 1899 г., т.е. на два года позже освящения Успенского собора, но атмосфера встречи любимого гостя передана в нем кратко и ясно, что позволяет представить то, как она проходила в год торжественного освящения. Это повествование также взято из "Архангельских Епархиальных Ведомостей".
В настоящее время собор, возведенный трудами Святого Иоанна Кронштадтского и братии обители, по своим размерам единственный во всем Пинежье, созданный известным столичным архитектором, находится в плачевном состоянии. Обезглавленный и оскверненный, полуразрушенный и разоренный после 1919 года, собор до сих пор ни разу не ремонтировался и не обновлялся. Сразу после возвращения монастыря Русской Православной Церкви, на храме были установлены временные крыша и купол, но стены храма продолжают разрушаться, вот-вот обвалится знаменитая галерея для Крестного хода... Если в верхнем храме сохранились остатки росписей и каркас 5-ярусного иконостаса, то в нижнем нет и следа внутреннего убранства. Живопись составляла гармоничное единство с архитектурой собора; сейчас она разрушается, оставленная без реставрации и поновления. Иконостас даже в современном виде напоминает о былом величии и красоте интерьера собора.
Обитель нуждается в молитвенной поддержке и материальной помощи в восстановлении этой жемчужины Архангельского края.
На 3-й день по выезде из Архангельска, в Воскресенье, в 9 часов утра путники прибыли в Веркольский мужской монастырь; от него до села Суры оставалось лишь около 40 верст; но благочестивый пастырь, о. Иоанн, привыкший ежедневно совершать Божественную Литургию и приобщаться Св. Тайн, давно уже скорбел о том, что провел 3 дня в пути, не совершая богослужения или, как он выражался, "не имея хлеба жизни в насыщение алчущей души". В монастыре были предупреждены о прибытии о. Иоанна и встретили желанного гостя с колокольным звоном, который был вместе с тем и звоном к поздней Литургии. Первоклассный Веркольский монастырь довольно величествен и благоустроен; находится на высоком берегу и обнесен каменною стеною; внутри возвышается "новый собор" изящной архитектуры и 4 церкви, и, кроме того, две церкви за стеною, на месте бывших приходских, также принадлежат монастырю.
Вся старшая братия обители и все случившиеся богомольцы вышли на берег для встречи о. Иоанна, проследовавшего прямо в храм, где почивают мощи Св. праведного Артемия Веркольского. Литургию о. Иоанн служил соборне с сопровождавшими его Архангельскими протоиереями, игуменом и монастырскими иеромонахами. В конце Литургии он произнес поучение на дневное Евангелие: " иже любит отца и матерь паче Мене, несть Мене достоин" и проч. В этом слове он выяснил, как совершенна должна быть любовь наша к Богу, и как всякое пристрастие к кому или к чему бы то ни было, отторгает нас от любви Божией и мешает спасению души, долженствующей всецело принадлежать единому Богу. После Литургии в кельях настоятеля монастыря была предложена трапеза, а затем досточтимый протоиерей о. Иоанн отбыл обратно на пароход для продолжения своего путешествия. При многочисленных благожеланиях и просьбах посетить монастырь и на обратном пути, пароход тронулся.
 
Слово св. Иоанна Кронштадтского, сказанное по освящении
вновь сооруженного храма в Веркольской обители 14 июня 1897 г.
"Ныне совершилось - с благословения Преосвященного Иоанникия, Епископа Архангельского и Холмогорского - освящение величественного и благолепного вновь сооруженного храма сего. Благодарю Господа, сподобившего меня принять ближайшее участие в торжестве освящения. Дивны судьбы Божий касательно этой обители. Я помню ее крайнее убожество и бедность: деревянная, ветхая, низкая ограда окружала малую, каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия, праведного отрока Артемия; было в этой ограде еще два или три здания. Обитель была заштатною; начальником ее был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился о ее благоустройстве, и она клонилась к совершенному упадку. Сколько раз она была истребляема пламенем в прошедших столетиях и опять возобновляема!
Но вот наконец с половины нынешнего столетия и для нее наступает время возрождения и славы. Волею архипастырей Архангельских стали назначаться в настоятели ее благочестивые и ревностные иеромонахи, которые начали заботиться о ее благосостоянии, в пятидесятых годах сделан был настоятелем иеромонах Кожеозерского монастыря, в последствии возведенный в звание игумена, Феодосии, муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния, который своими разумными, неусыпными стараниями соорудил около нее высокую каменную ограду, а в ней величественную колокольню с благозвучным звоном и в ней устроенным храмом, построил еще деревянный храм с братскою столовою и корпус для братии с деревянным большим корпусом для настоятеля, украсил и обогатил обитель, и за свои ревностные труды и благочестивую жизнь возведен был в сан архимандрита. Вскоре эта обитель из заштатной Святейшим Синодом сделана первоклассной, по ходатайству Епископа Нафанаила, и настоятели ее стали возводиться в сан архимандрита. Нынешний ее настоятель, архимандрит Виталий, ревнитель благолепия, воздвиг сначала каменный корпус для настоятеля, а теперь настоящий величественный храм, и вот он сияет и красуется - во-первых, благодатию Божиею, вселившеюся в него отныне по освящении Духом Святым, а потом внешним благолепием и красотою. Ныне этот храм - небо земное; это дом Божий и сия Врата Небесная. Тут Промысл Божий, и очи Господни день и ночь будут отверсты на храм сей и на входящих в него. Теперь ежедневно будет приноситься в нем страшная и всеспасительная жертва Богу Отцу - Пречистое Тело Христово, за нас ломимое, и Животворящая Кровь, за нас и за многая изливаемая и нам преподаваемая в очищение грехов, в освящение, обновление и обожение. Еще одним святым местом спасительного жертвоприношения стало больше на земле; еще явилось место прибежища для душ христианских, ищущих примирения с Богом и соединения с Ним. Благодарение Господу, пекущемуся о спасении нашем и открывающему нам новые источники Своей благодати. Итак, новый храм готов, закончен, украшен, освящен, облагоухан кадильным фимиамом, освещен горящими светильниками; отныне Господь воссел на Престоле Своем, но "где царево пришествие - тамо и чин приходит", по выражению церковной песни, т.е. главные ближние Царские чины, Царская свита. И здесь, в этом доме Небесного Царя, водворились все Небесные Чины, и, во-первых, Превысшая всех тварей, сама Царица Небеси и земли. Пресвятая Владычица наша Богородица, Св. Архангелы и Ангелы, окружающие Престол Божий при совершении Литургии и Таинства Тела и Крови Христовых; Св. Патриархи, Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные, Бессребреники, Праведные и все Святые - вся Церковь Небесная, представляемая образно в Св. иконостасе!
Но всё ли тут? Всё ли готово здесь для Небесного Царя, что Он хотел бы непрестанно здесь видеть и слышать и обонять? Нет, не всё. Здесь не достает нашей внутренней душевной чистоты и благолепия, не достает нашего духовного, сердечного, Святого соответствия Святыне храма и Святости Господа и Святых, здесь благодатно пребывающих. Ведь для нас и для вас, братия, здесь подвизающиеся, и для всех посещающих храмы Божий, создан и этот храм. Правда, мы по внешности украшаемся, но славы дщери Царевы, т.е. души христианской, внутрь, в ее внутренней святости и красоте, - мы здесь присутствуем телом, но всегда ли присутствуем всем помышлением, всем сердцем, всем добрым произволением; - всегда ли сердца наши горят верою и любовию ко Господу; всегда ли души наши благоухают смирением, кротостью, чистотой, целомудрием, милостию и правдою? Храмы рукотворенные созидаются и освящаются для нас, чтобы мы, как живые камни, устрояли из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы благоприятные Богу Иисусом Христом.
Итак, возлюбленные братия, мы сами должны быть нерукотворенными, духовно благоукрашенными и благоуханными храмами Божиими. Вы - храмы Бога Живаго, как сказал (Господь) Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них и буду им Богом". Какая любовь Творца к разумной своей твари! Какое снисхождение! Какое тесное общение! Господь готов вселиться в нас, в наши сердца, эти нерукотворенные храмы Божий, и жить и ходить в нас. Но не всегда готовы наши сердца, чтобы мог войти и жить в них Господь, ибо они не очищены от всякой скверны плоти и духа, от всяческих грехов и страстей. "Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами?" (2 Кор. 6,15 и 16)
Итак, мы должны уготовить, очистить и украсить свои внутренние храмы, свои души и тела, как уготовили себя к сошествию Св. Духа и принятию его в день Пятидесятницы Апостолы и бывшие с ними и чаявшие Его пришествия.
Поспешим же уготовить для Господа свои нерукотворенные храмы верою, горячею молитвою, покаянием, вниманием к себе, страхом Божиим, постоянным духовным бодрствованием над помыслами, чувствами, вожделениями, борьбою с находящими страстями, осторожностию в словах и делах, взаимною любовию. Господь всего более утешается нашею взаимною любовию, как отец. Итак, скажу с апостолом Павлом: "...любы нелицемерна; ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому; братолюбием друг ко другу любезни; честию друг друга больша творяще; Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе; Упованием радующеся, скорби терпяще , в молитве пребывающе; Требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся; Благословляйте гонящия вы; благословите, а не клените. Радоватися с радующимися, и плакати с плачущими. Тожде друг ко другу мудрствующе: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся, не бывайте мудри о себе. Ни единому же зла зло воздаю-ще, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу: мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще жаждет, напой его, сия бо творя, углие огненно собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое". Слово по освящении нижнего храма собора - в честь Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, - в Веркольской обители 15 июня 1897 года.Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. (Пс. 83,1)Вот и еще освящен храм благодатию Христовою в этом величественном небоподобном соборе Веркольской обители: вчера верхний, сегодня - нижний. Красота и благолепие того и другого одинаково приятны. Что-то родное, жизнерадостное, святое, привлекательное чувствуем в христианском храме, так что невольно восклицаешь с Царем Пророком: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Храм есть дом Божий, селение Господне; тут жизнь, отрада, покой нашего сердца; тут защита наша от врагов видимых и невидимых; тут изливаем мы душу свою пред Господом-Отцом нашим Небесным; тут главным образом совершается наше покаяние, примирение с Богом; тут преподается прощение и очищение наших грехов; в храме ежедневно читаем Слово Божие, просвещающее и умудряющее нас во спасение; в храме преподаются нам Божественные, животворящие и страшные Тайны, Пречистое Тело и Кровь Христовы; в храме совершается наше возрождение и духовное воспитание для Царства Небесного.
Возлюбленные братья и сестры! Всякий человек, кто бы он ни был - в порфире или в рубище, высокого рода или низкого, ученый или неученый, богатый или бедный, мужеский пол или женский, младенец, отрок, юноша, мужчина, старец - есть немощной, больной, грешный человек; ибо всякий с самым рождением на свет наследует от родителей душу расслабленную, омраченную и оскверненную грехом, и первый, кто с истинною Божиею любовию встречает его появление на свет - это Церковь, которая с самого рождения и до смерти берет его, по воле Божией, под свое небесное руководство и во всю жизнь заботиться о его духовном воспитании, покаянии, исправлении и спасении, питая и укрепляя его духовно словом Божиим, Богослужением и Таинствами. Она его первая, Богом данная ему, наставница и руководительница, она его духовная мать, неизменно любящая его при жизни и по смерти. Она его врач духовный, врачующая его недуги душевные и телесные; а потому церковь или храм Божий, в котором мы пользуемся всеми ее попечениями должен быть всегда искренне любим и почитаем нами.
Человек, сотворенный по образу Божию, с душою разумною и бессмертною, есть глубоко и страшно падшее существо, состоящее во вражде с Творцом своим, и кроме Церкви никто не может примирить ее с Богом, ибо только Церкви, т.е. ее священнослужителям и больше никому, дана от Бога власть и благодать примирять человека с Богом. "Бог бе во Христе мир примиряя себе, (не вменяя им согрешений их), и положив в нас слово примирения", говорит Св. апостол Павел (2 Коринф. 5,18 и 19). И это примирение совершается в храме посредством молитв и Таинств. Как же поэтому не любить дома Божия, селения славы Господней, где примиряется с нами Господь, непрестанно прогневляемый нами, преклоненный Богоприятными молитвами и Таинствами? Оттого-то в храме часто возносится покаянный вопль верных душ о помиловании: Господи, помилуй!
Только в Церкви заключается всякая истина, откровенная Богом для нашего блага и спасения, в мире же господствует всякая ложь и прелесть грехов и страстей, омрачающая и губящая человечество; прелесть похоти плотской, похотей очей и гордость житейская, всякая книжная ложь, печатаемая некоторыми заблуждающимися писателями;
только в Церкви, в храме, человек может избавиться от обаяния этой прелести и увидеть все вещи в истинном свете и ходить и жить в истине и правде. Как же не уважать и не любить храма, это небесное селение на земле, где мы познаем всякую истину и правду, и прелесть, и обман греха!
Наконец, Церковь указывает каждому из нас истинную цель жизни, и в храме Божием человек постоянно слышит, что главная цель его жизни - подвизаться всеми силами против греха, стремиться ко всякой добродетели, чтобы достигнуть возможного подобия Первообразу своему - Отцу Небесному, от Которого удалили и отчуждили нас грехи; она указывает ему на Небесное Отечество как конечную цель его земной жизни, между тем как мир совершенно извращает понятие человека о жизни и учит его искать цели жизни только на земле в богатстве и собирании сокровищ, в наслаждении пищей и питием, в нарядных одеждах, в достижении земных отличий и преимуществ, в разных играх и увеселениях, в чтении исключительно светских суетных, а иногда и разврату научающих книг. Многие, следуя этой мирской прелести и мечте, занимаются исключительно только своим телом и попечениями о его здравии и красоте, удовольствиях, земной славе, снискании богатства всякими путями, не радя совершенно о душе бессмертной, оставляя ее погибать в окаянстве, бедности, нищете, слепоте и наготе.
Итак, храм Божий или Церковь Божия есть наша мать, наша учительница, руководительница к животу вечному, наш врач душевный и телесный, наша питательница, просветительница, она одна указывает нам истинную цель жизни; она одна нас примиряет с Богом, спасает и приводит к Нему примиренными, уготованными, богоугодными, и кроме ее - никто. Как же не любить нам свою церковь или храм Божий? О коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Сколь ты для меня досточтим, храм Божий! Все в тебе достолюбезно и досточтимо; и Престол Божий, на котором невидимо восседит Господь, и жертвенник, или предложение, где уготовляются Св. Дары для священнодействия; лики Господа, Богоматери, и лики всех Святых; приятен твой фимиам - знамение благодати Духа Святого;
приятны твои светильники - знамения всепросвещающего Света Божия и Божественного огня и горящих в молитве сердец; достолюбезны священнослужители, совершающие в нем непрестанно службы Божественные и пречудную и животворящую Тайну Тела и Крови Христовых.
Дай Бог, чтобы все христиане тебя любили, к тебе стремились, как любил свой храм Давид, царь и пророк, и тебе духовно веселились, как веселился он, когда говорили ему: пойдем в дом Господень. Аминь".






Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.