История храма прп. Сергия Радонежского на ст. Исакогорка

История храма прп. Сергия Радонежского на ст. Исакогорка

10.09.2003

Храм прп. Сергия Радонежского на ст. ИсакогоркаНе зря к названию нашего храма добавлены слова "на станции Исакогорка". Храм действительно был открыт, в основном, для железнодорожников узла. Еще в 1895 году вскоре после начала строительства железной дороги на узле уже функционировала церковь на колесах. В тяжелейших условиях строили русские люди эту дорогу. Ни врачей, ни лекарств. "Зато богослужения в церкви на колесах происходят ежедневно",- отметил в своей записной книжке один из строителей дороги инженер Исупов. Ежедневно служили и панихиды по усопшим.
Через несколько лет после сдачи дороги в эксплуатацию было начато строительство деревянной церкви. Для ее постройки жители Исакогорки, строители выбрали высокое, сухое место, именуемое в народе" кулебякой", и в один год храм был возведен. В 1902 году тишину таежных лесов и болот нарушил малиновый звон колоколов нового храма, названного в честь преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Хочется думать, что название это неслучайно. Как преподобный Сергий Радонежский основал в глухом лесу обитель, ставшую впоследствии знаменитым монастырем, так и русские люди, северяне, строители в кратчайшие сроки возвели храм в глухой тайге, поселке, где жили железнодорожники. Сергий Радонежский олицетворяет собой мужество русского народа, его волю к победе. Именно такие образцы мужества проявили строители, проложив в глухой тайге железную дорогу, построив поселок и храм в нем в кратчайшие сроки.
Судя по фотоснимку 1911 года церковь привлекала внимание красотой внешнего вида: высокая звонница, необычная в несколько уровней крыша, большие окна с разноцветными стеклами, большие цветные кресты в стенах. По обе стороны дороги, ведущей к церкви, были высажены березки. Здесь всегда было многолюдно: храм посещали не только железнодорожники, но и крестьяне окрестных деревень Заручье, Исакова гора, Валдушки, Лахта, Холм.
Долгие годы до закрытия храма в 1924 году настоятелем храма был отец Павел Ильинский. В 1924 году общество "Безбожник" при участии коммунистов и комсомольцев четыре вечера кряду вели в клубе диспута тему "Правда о Библии". Разговор шел в острейшей форме. В итоге отец Павел не выдержал напора безбожников и покинул зал. Под влиянием антирелигиозно настроенной молодежи церковь была закрыта, в ней разместили спортзал, затем школьные мастерские. В 1930 году здесь открыли магазин, который верующие в знак протеста осквернения храма длительное время не посещали. И лишь спустя почти 70 лет усилиями верующих людей и священника О. Василия Гангур, который и стал первым настоятелем храма, он был восстановлен. Но воссоздавать прежний внешний вид и внутреннее убранство церкви было невозможно, хотя удалось главное - верующие обрели возможность молиться в храме. Сколько церквей и культовых сооружений сегодня возрождается к новой жизни. Их возрождают умелые и добрые руки строителей, реставраторов. Такова судьба и Исакогорского храма. В начале 90-х годов верующие люди стали ходатайствовать о передаче бывшей, ныне пустующей и оскверненной церкви местной православной общине. У истоков этого движения стояли прихожане: Клименко Лидия Николаевна Кузнецова Мария Ильинична Ромина Флония Васильевна Климова Анна Варфоломеевна Андреева Мария Иосифовна Сыпушникова Екатерина Николаевна. Возглавил все работы по восстановлению храма настоятель храма - о. Василий Гангур. И закипела работа. Помещение очистили от всякого мусора, убрали потолки и открылась вся панорама храма. Время, к счастью, пощадило храм от полного разрушения. Лишь в северной части его прогнили ведущие элементы каркаса.
Основные работы начались в 1993 году. В следующем году для восстановления храма были приглашены строители с Закарпатья - земляки о. Василия : Иван и Владимир Легачи. Иван Гангур, Юрий Брынзей. Руководил бригадой строителей Леонид Филиппов, до этого работавший на возведении женского монастыря в Печоре.
Большую помощь в восстановлении храма оказала железная дорога, особенно начальник Исакогорской дистанции гражданских сооружений Дмитрук Ираида Васильевна и частный предприниматель Губанова Жанна Петровна. Уже красуются два вновь построенных купола с крестами, строится колокольня.
И вот наступило 7 августа 1994 года - радостный день не только для настоятеля о. Василия, но и для всех верующих. В этот день были освящены кресты. Освящение совершил настоятель кафедрального собора протоирей Владимир Кузив. Полностью храм был открыт и освящен 15 октября 1995 года епископом Архангельским и Мурманским Пантелеймоном и духовенством города Архангельска.






Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...