Церковные школы

Церковные школы

05.09.2003

В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были открыты первые церковные школы, которые содержались на средства приходов. Широкое распространение система церковно-приходских школ получила после издания "Правил о церковно-приходских школах" 1884 г. Всего церковно-приходских школ было: в 1867 г.- 130; в 1880 г.- 12; в 1884 г.- 27, в 1885 г.- 61 (включая 17 домашних школ и школ грамоты), в 1902 г.- 283, в 1909 г.- 257, в 1913 г.- 256 (из них: 4 двуклассных, 251 одноклассная, 1 школа грамоты). С 1896 г. в епархии открываются второклассные училищные школы, готовившие в основном преподавателей для школ грамоты. Преподавание велось по программе двуклассной школы с включением элементов дидактики и методики, а также практических занятий в образцовых школах грамоты. Всего второклассных школ в епархии было: в 1897 г.- 4, в 1898 г.- 5, в 1913 г.- 3. Первоначально церковные школы содержались на средства епархии, с 1892 г.- выделялось пособие из казны. В 1893-1908 гг. существенную поддержку церковным школам епархии оказывал св. прав. Иоанн Кронштадтский (всего им было собрано и пожертвовано ок. 150 тыс. руб.). Ряд школ носил его имя (в частности, второклассная в с. Сура). Первоначально в большинстве школ преподавало местное духовенство, с кон. 90-х гг. XIX в., вследствие увеличения финансирования из местных источников, увеличивается доля светских преподавателей (в основном из выпускниц епархиального жен. училища). Кандидаты в преподаватели второклассных школ направлялись на летние педагогические курсы в Москву и Н. Новгород. В 1909 г. при церковно-приходских школах епархии находилось 244 библиотеки. В ряде школ было организовано обучение ремеслам.






Публикации

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).