История епархии

19.02.2007

Кирилло-Челмогорский монастырь глазами наших современников

Архитектором Натальей Варшавской прихожанка храма Кирилла и Мефодия города Северодвинска Архангельской области разработан уникальный мультимедийный анимационный проект «Археологическая модель Кирилло-Челмогорского монастыря».

10.08.2006

Закрытие Свято-Троицкого женского монастыря в 20-е годы 20 века


22-24 ноября 2005 года в Шенкурске в рамках празднования 85-летия Шенкурского районного краеведческого музея прошла научная конференция "Важский край: из глубины тысячелетий к нашему времени". В числе других докладов на этой конференции прозвучал доклад сотрудника шенкурского музея Светланы Николаевны Кузнецовой

15.06.2006

Пропавшие сокровища Архистратига

03.10.2003

История Свято-Троицкого храма г. Архангельска

10.09.2003

История храма Сретения Господня с. Заостровье

10.09.2003

История храма прп. Сергия Радонежского на ст. Исакогорка

10.09.2003

История храма Всех Святых г. Архангельска

10.09.2003

История Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска

05.09.2003

Епархиальные архиереи. Портреты. Фото.

05.09.2003

Миссионерская деятельность и церковно-общественные организации

Во второй пол. XIX в. важное место в деятельности епархиальных архиереев занимает борьба с расколом и организация противораскольнической миссии. К нач. XX в. наибольшее распространение на территории епархии имели различные беспоповщинские толки (филипповский, аароновский, федосеевский, поморский, аристовский, странники, новожены). Приблизительно с 1903 г. появляются и приобретают значительное влияние общины, придерживающиеся Австрийского (Белокриницкого) согласия. На территории епархии проживало: в 1890 г. беспоповцев - 11636 (больше всего в Кемском и Печорском уездах), в 1901 г.- 2057, в 1915 г. поповцев - 367, беспоповцев - 13048. До сер. XIX в. борьба с расколом велась преимущественно административными методами и не приносила существенных плодов. В 1854 г. еп. Варлаамом (Успенским) учреждена миссия...  

05.09.2003

Духовная Семинария

Преобразования Петра I дали импульс к развитию в Холмогорской епархии духовной школы. Архангельская Духовная Семинария учреждена в 1723 г. в г. Холмогоры согласно указам 1722 и 1723 гг. и Духовному регламенту архиеп. Варнавой (Волостковским).

05.09.2003

Духовные учебные заведения

Духовные учебные заведения находились в ведении епархиального училищного совета (учрежден в 1884), который возглавлялся ректором Архангельской Духовной Семинарии...

05.09.2003

Архиереи Архангельской епархии


Архиепископы Холмогорские и Важские (1682-1730 гг.). Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские (1731-1759 гг.)Епископы Архангелогородские и Холмогорские (1731-1759 гг.)Епископы Архангельские и Олонецкие (1775 -1799 гг.)Епископы Архангельские и Холмогорские (1799 -1985 гг.)Епископы Архангельские и Мурманские (1985 - 1995 гг.) Епископ Архангельский и Холмогорский (с 1995 г.)   Викарные епископы Архангельской и иных епархий на территории современной Архангельской области...

05.09.2003

Последний архипастырь Маньчжурии


Архиепископ Никандр (в миру Леонид Николаевич Викторов) родился 19 апреля 1891 г.(н. с.) в день Св. Евтихия, архиепископа Константинопольского и Св. равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Будущий архипастырь увидел Свет Божий в семье священника Ярославской епархии Николая Николаевича Викторова. По линии матери Марии Николаевны (в девичестве Воскресенской) род архипископа Никандра принадлежал к потомственному российскому духовенству...

05.09.2003

Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов)

Первый архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (в миру - Алексей Артемьевич Любимов-Творогов) был выдающимся религиозным и политеческим деятелем, одним из ближайших соратников Петра Великого, образованнейшим из русских людей своего времени. Архиепископа Афанасия окольничий А.А. Матвеев назвал в своих "записках" "мужем слова и разума зело довольным"...

05.09.2003

Церковные школы

В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были открыты первые церковные школы, которые содержались на средства приходов. Широкое распространение система церковно-приходских школ получила после издания "Правил о церковно-приходских школах" 1884 г. Всего церковно-приходских школ было...

05.09.2003

Епархиальное женское училище

Епархиальное женское училище было открыто 2 окт. 1863 г. (в 1863-1869 духовное для девиц училище; 4-х классное с четырехлетним курсом обучения). Первона-чально предназначалось для воспитания девиц духовного звания. Преподавание общеобразовательных предметов велось по сокращенной программе, основное внимание уделялось занятиям рукоделием и практическим навыкам преподава-ния...  

05.09.2003

Духовные училища

В связи с проведением реформы духовно-учебных заведений 1808-1809 гг. в Архангельской епархии были открыты духовные училища. В сент. 1809 г. учреждены: Архангельское уездное училище при семинарии...

04.09.2003

Из истории ныне действующих монастырей. Артемиево-Веркольский монастырь


Основание монастыря относится к началу XVII века, когда иноческая жизнь с особой силой процветала в "полунощной стране", как прежде именовали Архангельский край. Долгая морозная зима, короткое лето, песчаные неплодородные земли - все здесь располагает к молитвенному подвигу, быть может, оттого так богат Русский Север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь.

04.09.2003

Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

Лето 1520 от Рождества Христова. Здесь на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест, ставят келью...






Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.