Церковные школы

Церковные школы

05.09.2003

В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были открыты первые церковные школы, которые содержались на средства приходов. Широкое распространение система церковно-приходских школ получила после издания "Правил о церковно-приходских школах" 1884 г. Всего церковно-приходских школ было: в 1867 г.- 130; в 1880 г.- 12; в 1884 г.- 27, в 1885 г.- 61 (включая 17 домашних школ и школ грамоты), в 1902 г.- 283, в 1909 г.- 257, в 1913 г.- 256 (из них: 4 двуклассных, 251 одноклассная, 1 школа грамоты). С 1896 г. в епархии открываются второклассные училищные школы, готовившие в основном преподавателей для школ грамоты. Преподавание велось по программе двуклассной школы с включением элементов дидактики и методики, а также практических занятий в образцовых школах грамоты. Всего второклассных школ в епархии было: в 1897 г.- 4, в 1898 г.- 5, в 1913 г.- 3. Первоначально церковные школы содержались на средства епархии, с 1892 г.- выделялось пособие из казны. В 1893-1908 гг. существенную поддержку церковным школам епархии оказывал св. прав. Иоанн Кронштадтский (всего им было собрано и пожертвовано ок. 150 тыс. руб.). Ряд школ носил его имя (в частности, второклассная в с. Сура). Первоначально в большинстве школ преподавало местное духовенство, с кон. 90-х гг. XIX в., вследствие увеличения финансирования из местных источников, увеличивается доля светских преподавателей (в основном из выпускниц епархиального жен. училища). Кандидаты в преподаватели второклассных школ направлялись на летние педагогические курсы в Москву и Н. Новгород. В 1909 г. при церковно-приходских школах епархии находилось 244 библиотеки. В ряде школ было организовано обучение ремеслам.






Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.