Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

04.09.2003


Антониево-Сийский монастырьЛето 1520 от Рождества Христова. Здесь на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест, ставят келью.
Первый храм - деревянный, в честь Живоначальной Троицы.
Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что место сие непростое: неоднократно слышали здесь в глухих дебрях церковное пение и колокольный звон.
1525 год. Государь и великий князь Василий Иоаннович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души "церковной утвари и риз довольно".
1556 год. Праведная кончина преподобного Антония, основателя монастыря.
1579 год. Причисление к лику святые преподобного Антония за жизнь Богоугодную и многие чудотворения. Царевич Иоанн, сын Иоанна IV Грозного, пишет одну из редакций Жития Антония Сийского.
1589 - 1606 гг. Возведение пятикупольного Троицкого собора. Это одно из первые каменные сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
1601 - 1606 гг. В обители открывает ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
XVII век. Расцвет монастыря: более 200 монахов, строительство каменных храмов - пятиглавого соборного Троицкого (1589-1607) с южным пределом прп. Антония (здесь под спудом храняться его мощи), Благовещенского (1643), Сергиевского надвратного с архиерейскими покоями, храма-колокольни Трех Святителей Московских. Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже XVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены настоятельские двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685)
Монастырь имеет свои деревни, земли, семужные промыслы, солеварни по Берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагаются в Москве, Вологде, Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская.Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, т.н. Сийское 1339-1340 гг.; Евангелие 1692 г., житие Антония Сийского со 150 цветными миниатюрами 1648 г.). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в Библиотеке Академии Наук в С.-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и проч. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 г., панагия 1608 г., вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 г. Ценные вклады в монастырь делали многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.
Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве.
XVIII век. Время упадка монастырской жизни (изъятие земель, сокращение количества монашествующих).
XIX век. Получает развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют связанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем самоедов Архангельских тундр.
1920 год. На территории монастыря открыта детская колония. Но еще действует небольшая монашеская община.
1923 год. Монастырь закрыт окончательно. Позже здесь Базируется колхоз, располагаются поочередно дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
1970-1992 гг. Летний пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушаются, приходят в ветхость.
Трагическая история монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и Ризницей.






Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»