Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

04.09.2003


Антониево-Сийский монастырьЛето 1520 от Рождества Христова. Здесь на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест, ставят келью.
Первый храм - деревянный, в честь Живоначальной Троицы.
Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что место сие непростое: неоднократно слышали здесь в глухих дебрях церковное пение и колокольный звон.
1525 год. Государь и великий князь Василий Иоаннович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души "церковной утвари и риз довольно".
1556 год. Праведная кончина преподобного Антония, основателя монастыря.
1579 год. Причисление к лику святые преподобного Антония за жизнь Богоугодную и многие чудотворения. Царевич Иоанн, сын Иоанна IV Грозного, пишет одну из редакций Жития Антония Сийского.
1589 - 1606 гг. Возведение пятикупольного Троицкого собора. Это одно из первые каменные сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
1601 - 1606 гг. В обители открывает ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
XVII век. Расцвет монастыря: более 200 монахов, строительство каменных храмов - пятиглавого соборного Троицкого (1589-1607) с южным пределом прп. Антония (здесь под спудом храняться его мощи), Благовещенского (1643), Сергиевского надвратного с архиерейскими покоями, храма-колокольни Трех Святителей Московских. Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже XVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены настоятельские двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685)
Монастырь имеет свои деревни, земли, семужные промыслы, солеварни по Берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагаются в Москве, Вологде, Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская.Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, т.н. Сийское 1339-1340 гг.; Евангелие 1692 г., житие Антония Сийского со 150 цветными миниатюрами 1648 г.). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в Библиотеке Академии Наук в С.-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и проч. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 г., панагия 1608 г., вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 г. Ценные вклады в монастырь делали многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.
Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве.
XVIII век. Время упадка монастырской жизни (изъятие земель, сокращение количества монашествующих).
XIX век. Получает развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют связанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем самоедов Архангельских тундр.
1920 год. На территории монастыря открыта детская колония. Но еще действует небольшая монашеская община.
1923 год. Монастырь закрыт окончательно. Позже здесь Базируется колхоз, располагаются поочередно дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
1970-1992 гг. Летний пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушаются, приходят в ветхость.
Трагическая история монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и Ризницей.






Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.