Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

Из истории ныне действующих монастырей. Антониево-Сийский монастырь

04.09.2003


Антониево-Сийский монастырьЛето 1520 от Рождества Христова. Здесь на мысу Большого Михайлова озера преподобный Антоний с шестью своими учениками: Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест, ставят келью.
Первый храм - деревянный, в честь Живоначальной Троицы.
Но еще до прихода сюда монахов в округе было известно от промысловиков, что место сие непростое: неоднократно слышали здесь в глухих дебрях церковное пение и колокольный звон.
1525 год. Государь и великий князь Василий Иоаннович даровал обители жалованную грамоту и прислал на помин своей души "церковной утвари и риз довольно".
1556 год. Праведная кончина преподобного Антония, основателя монастыря.
1579 год. Причисление к лику святые преподобного Антония за жизнь Богоугодную и многие чудотворения. Царевич Иоанн, сын Иоанна IV Грозного, пишет одну из редакций Жития Антония Сийского.
1589 - 1606 гг. Возведение пятикупольного Троицкого собора. Это одно из первые каменные сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае.
1601 - 1606 гг. В обители открывает ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. Здесь Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.
XVII век. Расцвет монастыря: более 200 монахов, строительство каменных храмов - пятиглавого соборного Троицкого (1589-1607) с южным пределом прп. Антония (здесь под спудом храняться его мощи), Благовещенского (1643), Сергиевского надвратного с архиерейскими покоями, храма-колокольни Трех Святителей Московских. Над монастырскими иконостасами работали Федор Зубов, царский иконописец, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и др. Попечением сийского постриженника патриаршего казначея старца Паисия на рубеже XVII-XVIII веков возведен двухэтажный братский корпус и построены настоятельские двухэтажные настоятельские каменные кельи (1685)
Монастырь имеет свои деревни, земли, семужные промыслы, солеварни по Берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагаются в Москве, Вологде, Архангельске. В обители развивается иконописание, работает небольшая типография, граверная мастерская.Традиционным для монастыря было переписывание книг. В монастырской библиотеке хранилось много рукописных книг (Евангелие-Апракос, т.н. Сийское 1339-1340 гг.; Евангелие 1692 г., житие Антония Сийского со 150 цветными миниатюрами 1648 г.). Ныне собрание более 300 рукописных книг находится в Библиотеке Академии Наук в С.-Петербурге. Монастырский архив насчитывал свыше 20 000 единиц хранения: сотные, переписные, вкладные, приходо-расходные книги и проч. В монастырской ризнице хранились замечательные произведения русского ювелирного искусства (водосвятная чаша 1583 г., панагия 1608 г., вклад патриарха Филарета - драгоценное паникадило 1628 г. Ценные вклады в монастырь делали многие именитые люди того времени. Имела известность монастырская больница.
Обитель становится духовным и влиятельным церковно-административным центром, хорошо известным в Москве.
XVIII век. Время упадка монастырской жизни (изъятие земель, сокращение количества монашествующих).
XIX век. Получает развитие просветительская и миссионерская деятельность монастыря: настоятели его выполняют связанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов), становится просветителем самоедов Архангельских тундр.
1920 год. На территории монастыря открыта детская колония. Но еще действует небольшая монашеская община.
1923 год. Монастырь закрыт окончательно. Позже здесь Базируется колхоз, располагаются поочередно дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
1970-1992 гг. Летний пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно разрушаются, приходят в ветхость.
Трагическая история монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и Ризницей.






Публикации

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения
16 Янв 2017

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения


Сегодня мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, человеком, прибывшим в столицу Поморья в самом начале 2011 года и за это время ставшим одним из самых авторитетных и цитируемых людей региона. Наш разговор – о преходящем, вечном и о человеке, постоянно ищущем себя между этих двух систем координат.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО
6 Янв 2017

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Архангельской митрополии Русской Православной Церкви!

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
6 Янв 2017

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА


В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия – Мессии.

Вера и намоленные места творят чудеса
3 Янв 2017

Вера и намоленные места творят чудеса


В Рождественский пост к паломническим поездкам всегда наблюдается особый интерес. Это хорошее время очистить мысли и сердце, поклонившись чудотворным иконам и мощам святых, прикоснувшись к истории старинных монастырей и храмов.