История Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска

История Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска

10.09.2003

Свято-Ильинский кафедральный собор г. АрхангельскаОснованием для постройки Свято-Илиинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю "чумными бунтами". Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: "предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города…"
Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других - свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.
Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери "Всех скорбящих радосте", и тогда же освящен епископом Варлаамом.
Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным пределом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая(с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны).Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии, Коммерции Советником Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества. В 1882-84 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. Ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми Царскими Вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в "классическом" стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами…
Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на "ярусе звона" располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.
Преображенская церковь в 20-х годах нашего века была названа кафедральным собором. Это произошло в связи с переходом главного Св.-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска и большинства городских храмов обновленческому духовенству. Таким образом, кладбищенские церкви города стали единственными храмами, причт которых канонически подчинялся правящему архиерею - архиепископу Антонию (Быстрову), ставленнику святителя Тихона, патриарха Московского. Но к 1937 году ни один из этих храмов не действовал. Преображенский собор стали активно разрушать.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, послужила поводом к возрождению церковной жизни. Собором 1943 года на Архангельскую кафедру назначен епископ Михаил (Постников), который в 1944 году определил присвоить Ильинской церкви статус Кафедрального собора (в то время епархии было передано два храма в г. Архангельске, Ильинский был крупнейшим).
С момента своего существования храм много раз подвергался капитальному ремонту, таким образом, от первоначального убранства практически ничего не сохранилось. Однако иконы, малый "Скорбященский" иконостас, сооруженный в 1845 году, а также главный "Ильинский" иконостас 1893 года постройки, несомненно, являют собой прекрасные образцы стиля "барокко", крайне редко встречающийся на Севере.
Главными святынями храма следует считать образ Архангела Михаила (в центральной части собора) 1 половины XVIII века и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" XIX века. Любопытен тот факт, что все иконы выполнены местными иконописцами и имеют превосходную сохранность. В прежние времена был обычай приносить в храм Владимирскую икону Божией матери (из Красногорского монастыря), где она находилась с 23 июня по 1 июля.
Ныне Ильинский собор является кафедрой епископа Архангельского и Холмогорского и по-прежнему один из крупнейших храмов г. Архангельска.






Публикации

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты
2 Июн 2017

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты


Если «Свидетели Иеговы» думают, что смогут возрастать в подполье как раньше, они вообще не представляют себе мира, в котором живут сейчас.

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству
30 Май 2017

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству


Музыка для нас все: учеба, работа, развлечение — это наша жизнь. А цель в ней — бесконечный путь к совершенству. Так рассуждают ребята из группы «Неизвестный композитор». Некогда они выступали на приходских праздниках, а сейчас их слушают тысячи зрителей на солидных фестивалях. О своем пути и планах на будущее, силе искусства и музыке города молодые исполнители рассказали в интервью для «Вестника Архангельской митрополии».

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.