Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов)

Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов)

05.09.2003


Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов)Первый архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (в миру - Алексей Артемьевич Любимов-Творогов) был выдающимся религиозным и политеческим деятелем, одним из ближайших соратников Петра Великого, образованнейшим из русских людей своего времени. Архиепископа Афанасия окольничий А.А. Матвеев назвал в своих "записках" "мужем слова и разума зело довольным".
Родился преосвященный Афанасий в городе Тюмени Тобольской губернии в 1641 году в семье, принадлежавшей к военному сословию. Мы располагаем сведениями о том, что его брат Д.А.Любимов, как и его отец, был военным и служил "конным казаком" в Тюмени. Большое влияние на будущего архиепископа оказала его мать Пелагея, глубоко верующая женщина, которая после смерти мужа стала монахиней в Тюменском Алексеевском женском монастыре под именем Параскевы. В дальнейшем она была игуменьей женского Успенского монастыря в местечке Лявля.
В юности Алексей Любимов разделял взгляды старообрядцев. Он поступил в единственную тогда в России патриаршую школу, которая находилась в Чудовом монастыре. Своим умом и прилежанием он обратил на себя внимание главного наставника школы Епифания Славеницкого. Под его влиянием он оставил мир и принял монашеский обет в Далматовском монастыре, где провел несколько лет.
В августе 1679 года старец Далмат направил Афанасия бить челом о "монастырских нуждах" в Москву, откуда он уже не вернулся. Его ученость и энергия обратили на себя внимание патриарха Иоакима, который определил его патриаршим крестовым иеромонахом. Афанасию были поручены наблюдение и контроль эа изданием переводов с греческого на славянский трудов отцов церкви.
Во второй половине XVII века, как известно, произошел раскол русской православной церкви. Особенно широкий размах приняло движение старообрядчества на Русском Севере - в Поморье. В 1667 году на церковном Соборе для противодействия расколу было принято решение: "Во граде Архангельском и на Колмогорах быта архиепископу". Однако это распоряжение Собора осталось невыполненным.
2 сентября 1681 года Царь Федор Алексеевич представил на обсуждение патриарха и Собора русских архиереев свой проект открытия новых епархий. В числе других предполагалось создать пять епархий на Русском Севере - на "Колмогорах, на Кевроли, в Мезени, в Кольском остроге и на Ваге".
19 марта 1682 года состоялось посвящение Афанасия в сан архиепископа Холмогорского и Важского. В ряду других архиепископов Афанасий занимал 6-ю степень, одной степенью выше посвященного одновременно с ним архиепископа Устюженского. По приказу патриарха Иоакима ему была прислана полная архиерейская ризница от новгородского митрополита Корнилия, к епархии которой принадлежали земли вновь учрежденной Холмогорской архиепископии.
Царевна Софья Алексеевна пожаловала первому архиепископу Холмогорскому и Важскому в дни его посвящения серебряные рипиды и панагию на золотой цепи, украшенную изумрудами, яхонтами и алмазами. Патриарх подарил Афанасию семь ковчежцев с мощами и несколько богослужебных книг3. Патриарх Иоаким всегда благоволил умному пастырю. Накануне отъезда архиепископа Афанасия принимать поморскую епархию ему был вручен пастырский жезл патриарха. Это был особый символ, жезл был прислан константинопольским патриархом Парфением в дар московскому патриарху Иосифу. Теперь эта знаменитая реликвия, перешедшая от Константинополя к Москве, отправлялась на Русский Север*. И в этом, видимо, была определенная закономерность... Надо полагать, что на позднем портрете преосвященный Афанасий изображен именно с этим жезлом.
Холмогорская и Важская епархия была чрезвычайно обширна. Она простиралась с запада на восток от границ шведской Лапландии и Финляндии до Сибири, а с севера на юг - от Ледовитого океана до Вологодской губернии. Епархия включала в себя всю огромную Архангелогородскую губернию, значительную часть Вологодской и Олонецкой губерний. Эта огромная страна была населена славянами поморского происхождения, а также потомками чудского племени" которые "были особенно склонны к суеверию и передавали его своим соседям русским", "С'другой стороны,, раскол, как пишет биограф первого архиепископа, вытесненный из Соловецкого монастыря, заразил собою не одно Поморье, но разносился и по всему обширному пространству Архангельской губернии. В разных местах ее время от времени основывались скиты, к явному вреду православия.
5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал "бити и терзати" владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды "от природы".
В октябре 1682 года владыка Афанасий выехал из Москвы принимать дела своей епархии.
Двинской воевода Н.С.Урусов получил царскую грамоту о назначении Афанасия Холмогорским архиепископом и о том. чтобы в "нужных случаях" оказывать владыке содействие против "церковных ослушников". Новому архиерею в помощь было выделено сто три священно- и церковнослужителя, среди которых были судья духовных дел, казначей, духовник, начальный иеродьякон, два крестовых иеромонаха, три иеродьякона, просфорник, чашник, конюшеннвм, 24 певчих, 13 человек детей боярских и другие. Процедура встречи архиепископа в Холмогорах была тщательно расписана в соответствии с устоявшимися церковными традициями. Вот как изобразил это важное событие "Двинской летописец": "Октября 18 приехал на Двину преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важский, в мир' зовомый Алексей, приехал на Холмогоры, пристал на Глинском посаде против таможни, и вышел из судна в церковь Живоначальные Троицы, и в тойцеркви облекся в архиерейскую одежду, а из соборной церкви и изо всех приходских церквей священницы для его архиерейской встречи пришли к той церкви со святыми иконами. И преосвященный архиепископ, вышед из церкви на уготованное место, и всему народу подал благословение, пошол в соборную церковь за святыми иконами, и в соборной церкви служил божественную литургию. И, отслужа, ездил около Холмогорского города до их архиерейскому обычаю. И с ним был боярин и воевода князь Никита Семенович Урусов, и дьяк Федор Микулин, и головы стрелецкие, и приказные и служилые люди, и всяких чинов люди"'.
В честь открытия новой епархии владыка Афанасий распорядился "в соборной церкви и во всех церквах на Холмогорах октоврия в 19 день праздновать для соборныя церкви праздник Преображения Господня со всенощным". 19 октября после литургии архиерей устроил обед, на котором присутствовали воевода и дьяк с приказными людьми, игумены и протопоп с соборным духовенством.
Прежде всего владыка создал в Холмогорах архиерейский дом и Казенный приказ - учреждения, олицетворяющие распорядительно-исполнительную и контрольно-судебную власть архиепископа. Его уполномоченные - казначей, иеромонах, дьяк и целовальники - собирали с духовенства средства в государственную и архиерейскую казну, проверяли состояние церквей и приходов, деятельность священнослужителей.
С именем Холмогорского архиепископа Афанасия связано строительство ряда каменных церквей на Русском Севере. Основной его заботой стала первая северная столица - Холмогоры, которую называли "град многочеловечен". В 1685 году он лично заложил первый камень в основание кафедрального Спасо-Преображенского собора, строительство которого было закончено в 1691 году.
При активном содействии Холмогорского владыки строились каменные церкви в Архангельске ив других поморских городах и волостях. Требуя строгого соблюдения канонов, архиепископ запрещал строить шатровые церкви. Не оставлял он без внимания и гражданское строительство. В Холмогорах "его разумом и смышлением" были возведены каменный архиерейский дом, сад и ветряная мельница, а в Архангельске и Шенкурске - деревянные архиерейские дворы.
В 1691 году владыке пришел царский указ о необходимости построить вместо обветшалого новый деревянный город на Холмогорах. Эти ремонтно-строительные работы рекомендовалось проводить силами двинян, а также монастырских крестьян "для окладу денег в то городовое строительство". Владыке ведено было выбрать окладчиков, а для их сбора - целовальников, "людей добрых". Архиепископ, любивший северную столицу, ставшую его резиденцией, незамедлительно разослал во все монастыри распоряжение о присылке на Холмогоры "добрых окладчиков", о сборе "денег по раскладке", о присылке плотников. Благодаря проведенным работам Холмогоры похорошели.
Поморский писатель Б.В.Шергин, высоко ценивший вклад архиепископа Афанасия в развитие "художеств" на Русском Севере, считал, что "страсть Афанасия строить, переустраивать, обновлять, а главное, украшать дала толчок, стимул бытовым народным художникам и ремесленникам. В течение двадцати одного года буквально день и ночь "без поману" и на Колмогорах, и в Архангельске, и по Двине, и по Пинеге работают "каменные мастера, плотники добрые, искусные умельцы по железу", "мастера кузнечного дела", "добрые мастера столярного художества", "изрядные живописцы малеры". (Эти "малеры" расписывают карбаса и струги, сани и кареты, потолки и двери, крыльца, галереи и переходы.) В великом фаворе у Афанасия были художники-резчики по дереву и, конечно, резчики по кости".
Афанасий: был одним из немногих русских архиереев, которые поддерживали преобразования, проводимые:. в России Петром I. Можно даже сказать, что царь Петр и поморский владыка были в близких, дружеских отношениях. Этому способствовали трехкратное посещение царем-преобразователем Русского Севера, а также неоднократные "командировки" архиепископа Афанасия в первопрестольную столицу. .....
Двинская летопись передает любопытный факт, произошедший в 1697году. Молодой царь Петр "в четвертую неделю святого и великого поста" посетил архиепископа Афанасия, находившегося в Москве. Причем встреча была "в, ночи не со многими своими ближними людьми". Мы, конечно, никогда ве узнаем о чем 6еседовали царь и Холмогорский владыка, но сам факт ночной беседы говорит об их близких и доверительных отношениях. Петр Великий всегда мог положиться на владыку Афанасия, в том числе и в том, что касалось "кадровых вопросов". Приведем один из царских указов 1701 года:
"...выбрав тебе на Двине и на Колмагорах а епархии своей из бельцов священника человека добра и искусна и ученаго в пожиточнаго, а выбрав и дав ему с приходцких церквей той же твоей епархии подмогу нескудную, послать ево на караблях нынешним летним путем от Архангельского города в Галанскую землю .к великому нашему послу, к ближнему, окольничему и наместнику Ярославскому к Андрею Артемоновичу Матвееву". Известно также, что Петр I предполагал сделать архиепископа Афанасия преемником патриарха Андриана. Однако этого ве случилось, царь Петр изменил свое решение, зная твердый характер поморского владыки, который мог не поддержать предстоящую церковную реформу.
В "Двинских церквах" были найдены записки о посещении Архангельска Петром I. Мы можем Только предполагать, кто был их автором. Если не сам архиепископ Афанасий написал эти записки, то какой-либо северный священник тщательно подготовил эту рукопись под руководством Холмогорского" владыки. Позднее они были опубликованы под очень длинным названием известным русским просветителем Н.И.Новйковым.
Во время своих приездов на Русский Север царь Петр неизменно выказывал симпатию и оказывал знаки внимания Холмогорскому владыке. В первый свей визит Петр подарил архиепископу Афанасию царский стрург и разные флаги, в том числе штандарт с русским гербом и иерусалимский флаг с нашитыми на нем крестами, а также карету на рессорах. Во второй приезд Петра Великого на Русский Север Холмогорский архиепископ Афанасий в царские именины (29 июня) провел освящение крепостной церкви Петра и Павла. Ее постройка началась одновременно со строительством Новодвийской крепости. Над украшением церкви работали как московские мастера, так и местные - двинские. Нам известно имя одного иконника Иван Погорельский. Новая церковь была снабжена государем "книгами, ризами и сосудами церковными, и колоколами и всяким церковным благолепием и украшением". В день освящения Петропавловской новодвинской церкви царь пожаловал преосвященному Афанасию два саккоса (одеяние, которое имели право носить только патриархи и митрополиты) - "один из золотой персидской парчи, а другой, драгоценнейший первого, потому что устроен был из собственного зеленого бархатного плаща Государева"'. Во время освящения храм был украшен знаменами и флагами, вокруг него были расставлены петровские полки. Когда царь вместе с архиепископом вышел из церкви, то началась ружейная стрельба "от всех солдат побежным огнем круг церкви", а потом открыли стрельбу из пушек по всей крепости - "кругом по стенам".
С третьим приездом Петра Великого связано строительство на Заяцком острове Соловецкого монастыря церкви во имя апостола Андрея Первозванного. Архиепископу Афанасию был пожалован захваченный шведский флаг и три пушки, отвоеванные в битве у Новодвинской крепости.
Во время войны со Швецией архиепископ Афанасий делал многое для того, чтобы ускорить победу России.
Как известно, в начале войны, в битве под Нарвой (19 октября 1700 г.), русская армия потеряла почти всю свою артиллерию. Последовало распоряжение царя Петра "со всего государства, с знатных городов от церквей и монастырей, собрать часть колоколов на пушки и мортиры". В октябре 1701 года последовал новый указ о направлении на "пушечный двор" из архиерейского дома и монастырей "пивоварных и квасоварных котлов и винокурных кубов и иной красной меди застольной посуды, опричь самых нужных и поваренных и столовых сосудов". Как ни трудно было исполнять эти царские указы и распоряжения, но Холмогорской епархией они были выполнены.
Владыка Афанасий проявил дальновидность, завидную энергию и твердость при строительстве Новодвинской крепости и отражении нападения шведов на Архангельск. Преосвященный Афанасий распорядился передать из запасов епархии на строительство крепости "30 сажен трех аршинных в длину и ширину камени бутового лещадливаго, самого добраго, к строению годнаго;
570 камней стенных, тесанных, разных рук; 302 камня мостовых, тесанных разных рук; 50 тысяч кирпича самого добраго; 300 бочек мерных извести; щебня кирпичнаго в кучах, сколько есть". За столь щедрое пожертвование архиепископ получил царскую благодарность.
Строить Новодвинскую крепость ведено было "окрестными поморских городов жителями", а также "Двиняны и Кеврольцы и Мезенцы и иных городов посадскими людьми и уездными и монастырскими и церковными крестьяны". Позднее к "беломорской стройке" были приписаны четыре города - Каргополь, Чаронда, Кевроль и Мезень, которым было указано участвовать в строительстве "всем вопче... всеми жителями".
В 1701 году архиепископ Афанасий, желая помочь Петру Первому в войне со шведами, написал сочинение, называвшееся "Описание трех путей из России в Швецию". Владыка, безусловно, обладал необходимыми знаниями для подготовки этого документа. Он неплохо разбирался в вопросах истории и географии, а в его домере-зиденции, как фиксирует опись имущества, имелись "книга атлас", "книга карта морская", "всякие картины и чертежитежи", "два глобуса на станках", "компас", "двенадцать чертежей да две карты морские". По всей вероятности, все эти вещи не только приобретались, но и дарились преосвященному владыке поморскими мореходами, торговыми людьми, иностранными путешественниками. Он любил с ними беседовать, записывал их рассказы о морских и сухопутных путешествиях. Кроме того, еще до начала военных действий архиепископ организовал сбор разведывательных данных. К нему направляли "для беседы" всех его подчиненных, обладавших необходимой информацией, ему приходили письма из приграничных монастырей и приходов.
Этот документ-сочинение, еще до сих пор не оцененный как литературно-географический памятник, был впервые опубликован и прокомментирован в 183? году академиком П .Г. Бурковым. Второй раз этот труд издал В.Верюжский в приложении к своей книге об Афанасии Холмогорском.
Многие исследователи не совсем точно передают его название. Сочинение архиепископа Афанасия, (в рукописи) называется так: "Описание трех путей из державы царского величества, и с поморских стран, в Щвецкую землю и до столицы из". В 1958 году Л.А.Дмитриев нашел в собрании И.А.Щляпкина в библиотеке Саратовского государственного университета, второй список сочинения Афанасия Холмогорского в составе рукописного сборника географического содержания, написанного скорописью первой половины XVIII века. Этот список полнее и более точно передает первоначальный текст холмогорского владыки. Как считает крупный специалист в этой области профессор И.П.Шаскольский, "известный нам ранее список представлял собою позднейшую переработку сочинения Афанасия Холмогорского, произведенную через несколько десятилетий после окончания Северной войны"'.
Целью сочинения было описание не городов и местностей, но прежде всего (как явствует из заглавия) путей, ведущих в шведские владения. Фактически в данном случае автором соединены вместе два пути древний путь из Новгорода и Приладожья к Белому морю, бывший (по крайней мере, с Х-XI вв.) основной линией свяэи между Новгородом и Русским Севером, и важнейший русский водный путь через Неву в Балтийское море, когда-то являвшийся началом знаменитого "пути из Варяг в Греки"2.
По предположению В.Верюжского, это "описание" должно было дать сведения для намечавшихся Петром I операций против шведов из района. Белого моря, практически осуществившихся летом 1702 года в виде легендарного перехода петровского войска с двумя фрегатами от Белого моря через Онежское и Ладожское озера, совершавшегося почти точно по линии первого пути, описываемого Холмогорским владыкой. . Выдвинем еще одно предположение о причинах создания архиепископом этого сочинения. Возможно, сама идея военного перехода по "осударевой дороге" исходила непосредственно от проницательного и умного политика Афанасия. Мы не знаем, где и когда обсуждались эти вопросы между царем и владыкой, вполне вероятно, ими велась и секретная переписка. Во всяком случае, очевидно, что этому военному проекту Афанасий дал вполне научное обоснование.
На Русском Севере архиепископ Афанасий столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Последователь реформ Никона, он жестоко преследовал старообрядцев. В 1683 году владыка посетил Соловецкий монастырь, остававшийся центром раскола, и дал чернецам уставную грамоту, направленную на регламентацию их жизни и борьбу со "Старой верой".
Основным средством противодействия расколу архиепископ Афанасий считал просвещение прихожан своей епархий, а для этого необходимы были образованные священники. Молодых юношей владыка направлял на учебу в православные школы и училища, после окончания которых священнослужителей определяли учителями в церковно-приходские школы.
Для борьбы с наиболее активными староверами архиепископ применял и репрессивные меры. По его приказу раскольников, "скованных и связанных", со всей обширной епархии присылали в Холмогоры. Их содержали в тюрьме при архиерейском доме, допрашивали и избивали, заставляли отказаться от старообрядчества. Однако перелом в религиозном сознании большой части поморского населения, несмотря на властность и жестокость владыки, так и не наступил.
Большую известность на Русском Севере получили "окруженные послания" холмогорского архиепископа, которые призывали верующих посещать церковь, от "проклятого пиянства и шкаредомерзкого и злосмрадного табакопийства гнушатися и отбегати".
На Русском Севере издавна существовала демократическая традиция избрания священника. Церковные акты постоянно упоминают о таких выборах. Архиепископ Афанасий сделал.цопытку прекратить приходски выборы и "изъять избирательные списки и порядньье, записи"'. Однако эта попытка оказалась неудачной. Демократические традиции в православной церкви Русского Севера сохранялись вплоть до XVIII века.
Архиепископ Афанасий был человеком выдающихся способностей, широко образованным священником. Вот как о нем отозвался голландский путешественник Корнейль-де-Бруйн: "Мы очень приятно провели два часа времени с этим прелатом, человеком "здравого ума и любителем изящной литературы". В его библиотеке были книги на латинском, греческом и немецком языках. Библиотека также свидетельствует о том, что интересы Афанасия не ограничивались вопросами религии и богословия: среди книг, принадлежавших ему, было много медицинских, исторических, а также сочинений по географии, космографии, военному искусству.
Библиотека Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. В описи, которая была составлена сразу же после его смерти, упомянуто 270 названий книг и 490 отдельных томов. Почти половина книг были рукописными. Палеографические особенности рукописей, созданных в Холмогорах в конце XVII века, позволяют сделать определенный вывод о сложившейся там школе книгописания.
По специальному заказу Афанасия Холмогорского была составлена новая редакция "Двинского летописца.
Понимая и высоко оценивая значение архивных документов для истории, владыка Афанасий устроил помещение для архива в колокольне воздвигнутого им в Холмогорах каменного кафедрального Преображенского собора, где по его распоряжению собирались все документы по управлению епархией.
Архиепископ Афанасий был автором ряда произведений богословско-полемического характера, которые были направлены против раскола: "Цвет .духовный" (1682), "Книга о пресуществлении" (1688) и "Щит веры" (1690). Им также написаны научные труды - "Описание трех путей России в Швецию" (1701) и медицинский трактат (Лечебник) "Реестр дохтурских наук" с рецептами изготовления и применения различных лекарств. Среди произведений холмогорского епископа особое место занимает "Шестоднев", в котором наиболее полно выражено мировидение автора, его взгляд на внешний мир, человека и его предназначение.
Преосвященный Афанасий стал первым летописцем погоды и оборудовал в Холмогорах первую на Русском Севере обсерваторию.
В Москве архиепископ Афанасий заказал живописцу свой портрет, второй портрет выполнил двинской иконописец. Благодаря этим работам мы можем представить себе внешность самого яркого из епархиальных архиереев России.
Архиепископу Холмогорскому и Важскому были присущи неуемная любознательность, интерес к жизни, восприимчивость ко всему новому и любовь к прекрасному. Он вел обширную переписку с духовными и светскими вельможами, к нему стекались все новости из столицы. Неоднократные встречи с царем сделали Афанасия сторонником начатой Петром Первым внешней политики. Исследователь Т.Г.Фруменкова отмечает, что в архиве иерарха хранились материалы об Азовских походах Петра Первого 1695-1696 годов. Владыка Афанасий был сыном своего времени и всегда находился в гуще всех политических событий. Он не только сам был активным соратником царяпреобразователя, но и помог духовенству и многим прихожанам своей обширной епархии оценить реформаторскую деятельность Петра.
17 сентября 1702 года преосвященный архиепископ Афанасий скончался. "Пастырь бе изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро разсудителен, чина церковнаго опасно хранитель, ревнитель в вере, на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда"', - так написали современники об Афанасии Холмогорском, самой яркой звезде в созвездии епархиальных архиереев петровского времени.
После смерти в шкафу владыки нашли четырнадцать ящиков "со всякими письмами и с грамотками советными" и сто рублей за его архиерейской печатью с ярлыком и надписью "на погребение"2. Воистину, все остается людям.,. Таким остался в памяти северян первый преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, о котором Б.В.Шергин сказал: "Великого размаха был человек. Под стать Петру-то".
Взято из книги В.Н. Булатова Русский Север. (Книга третья: Поморье (XVI-начало XVIII в.) - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999 г.






Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.