История храма Всех Святых г. Архангельска

История храма Всех Святых г. Архангельска

10.09.2003

Храм Всех Святых г. АрхангельскаВопрос о времени строительства храма несколько затруднителен, но по данным переданным нам из уст в уста бывшей старостой храма Крискентией Антоновной Аверкиевой, храм был воздвигнут в 1864 году.
Упоминание о храме, носящем имя Всех Святых, находим в Архангельских Епархиальных ведомостях за 1889 год (№ 8, 9), речь идет о пожертвовании в виде постоянно доходных билетов Государственного банка, внесенных купчихой П гильдии - Павлой Михайловной Шингаревой (урожденной Плотниковой), на вечное поминовение своих родственников.
В лихую годину гонений на веру храм Всех Святых не минута участь тысяч храмов по всей Руси Великой. В 1927 году храм был закрыт и превращен в складское помещение. Есть сведения, что в 30-е годы в здании храма был расположен пересыльный пункт. Упоминание об этом можно найти в книге Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". В ней упоминается о трагедии происшедшей в здании храма в 30-е годы. Под тяжестью людей оборвались восьми ярусные нары, раздавив между собой множество людей. Похоронены они были поспешно на кладбище при храме. Храм был приведен в полное запустение. Как свидетельствуют очевидцы, были снесены купол и звонница, разобраны полы и печи, замурованы окна, обрезана проводка, повреждена штукатурка.
19 октября 1946 года по ходатайству прихожан, с благословения епископа Леонтия, храм был передан Архангельской епархии.
Первым, после обновления храма, настоятелем был назначен игумен о. Серафим (Шинкарев). Он был переведен на место настоятеля храма Всех Святых с должности настоятеля Свято - Ильинского кафедрального собора. Отец Серафим обладал выдающимися организаторскими способностями и пользовался любовью и уважением прихожан.
Был сформирован приходской совет. Начались работы по восстановлению храма. За 10 дней, до 1 ноября 1946 года были проведены все первичные восстановительные работы. Были поставлены в алтаре престол и жертвенник, сделаны оконные проемы и рамы, поставлен временный иконостас, поставлены печи, развешаны иконы и произведены другие восстановительные работы. Храм был подготовлен к освящению.
По благословению епископа Леонтия из Кафедрального собора были перенесены 3 святых образа: икона Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радосте", икона Божией Матери "Тихвинская", икона Святителя Николая, Голгофа (Распятие с предстоящими), а также все необходимое для совершения Богослужений.
1 ноября 1946 года Преосвященнейшим Леонтием в сослужении духовенства при большом стечении молящихся было совершено освящение храма. Единому Богу известно, чьими трудами и с каким усердием обновлен сей святой храм. Мы можем только догадываться, какой великой радостью были исполнены сердца молящихся, услышавших первую молитву за Богослужением и принявших первое архипастырское благословение во вновь освященном храме.
Дальнейшее благоустройство храма производилось в течение нескольких последующих лет, а пристройки к нему предпринимались уже в наше время попечением отцов настоятелей, служивших в то время.
Иконостас храма был изготовлен по проекту священника о. Владимира Жохова. Иконы для иконостаса были написаны иконописцами Троице-Сергиевой Лавры (Москва).
В наше время кроме главного предела внутри храма расположены: панихидный придел,
просфорная, трапезная и другие подсобные помещения.






Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.