Миссионерская деятельность и церковно-общественные организации

Миссионерская деятельность и церковно-общественные организации

05.09.2003


    Во второй пол. XIX в. важное место в деятельности епархиальных архиереев занимает борьба с расколом и организация противораскольнической миссии. К нач. XX в. наибольшее распространение на территории епархии имели различные беспоповщинские толки (филипповский, аароновский, федосеевский, поморский, аристовский, странники, новожены). Приблизительно с 1903 г. появляются и приобретают значительное влияние общины, придерживающиеся Австрийского (Белокриницкого) согласия. На территории епархии проживало: в 1890 г. беспоповцев - 11636 (больше всего в Кемском и Печорском уездах), в 1901 г.- 2057, в 1915 г. поповцев - 367, беспоповцев - 13048. До сер. XIX в. борьба с расколом велась преимущественно административными методами и не приносила существенных плодов. В 1854 г. еп. Варлаамом (Успенским) учреждена миссия для Архангельского, Мезенского, Онежского и Кемского уездов; в 1856 г. открыта 2-я миссия для Холмогорского, Шенкурского и Пинежского уездов. В 1869 г. миссии были объединены, их состав сокращен вдвое (епархиальный миссионер (бесприходный священник) и помощник). 1 янв. 1884 г учрежден епархиальный миссионерский комитет и уездные комитеты 3-х степеней, в зависимости от степени распространения раскола (1-й и 2-й ст.- 24, 3-й ст.- благочиннические советы). С 1894 г. переименован в комиссию по делам раскола, которая в 1908 г. преобразована в миссионерский совет. В 1894-1895 гг. учреждены должности окружных миссионеров Кемско-Александровского и Мезенско-Печорского округов. С кон. 1890-х гг. проводились епархиальные миссионерские съезды. В круг обязанностей миссионеров входили публичные беседы с раскольниками, критический разбор старообрядческой литературы, распространение полемической литературы.
    С нач. XX в. в епархии предпринимаются меры по развитию приходской миссии. В Архангельске проводились летние миссионерские курсы. С 1909 г. в ряде приходов епархии открываются приходские кружки ревнителей православия, занимавшиеся организацией бесед на религиозно-нравственные темы, в т. ч. с участием раскольников; на средства членов кружков открывались аптечки для оказания медицинской помощи.
    Особую проблему составляла миссионерская деятельность среди коренных народов Корелии. Корелы со времени основания Выгорецких скитов находились под сильным влиянием раскола. К кон. XIX в. часть корелов (ок. половины) придерживалась даниловского и филипповского толков беспоповщины. Для борьбы с влиянием раскола с нач. 30-х гг. XIX в. в корельские приходы назначались священники, владевшие корельским языком (в 1844 - 10 приходов); с 1905 г. введена сплошная катехизация корел; в 1908 г. создано Беломорско-Корельское братство (см. ниже).
    Значительную часть территории Архангельской епархии населяли коренные народы Севера. Начало миссионерской деятельности среди ненцев (самоедов) относится к 30-м гг. XVIII в. По указу имп. Анны. Иоанновны. предписано подготовить 15 миссионеров для самоедов и лопарей. Для подготовки священнослужителей из инородцев в 1784 г. еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский) устроил несколько ненцев в семинарию. В 1823 г. организована первая миссия к большеземельским самоедам. 5 авг. 1824 г. имп. Александр I утвердил "Правила" для обращения самоедов. В 1725-1730 гг. миссия находилась под руководством архимандрита Антониева-Сийского монастыря Вениамина (Смирнова); за этот период крещено 3, 3 тыс. человек. Новокрещеным давались льготы в уплате ясака. В 1829 г. учреждены первые инородческие приходы. В 1840-1850-х гг. миссия среди ненцев неоднократно возобновлялась. В 1820-х гг. начинается перевод книг Свящ. Писания и церковной литературы на языки инородцев. Архим. Вениамин составил самоедский алфавит и словарь, написал краткое изложение правосл. веры и перевел почти все книги НЗ. В 1856 г. свящ. Иосифом Корелиным составлена краткая грамматика самоедского языка. В 1873 г. свящ. Павел Михайлов опубликовал "Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка". В 1882 г. были опубликованы "Начатки христианского учения на корельском и русском языках".
    21 нояб. 1893 г. открыт Архангельский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, основной задачей которого было распространение православно-церковного просвещения; возглавлялся епархиальными архиереями. В состав комитета вошла Комиссия по делам раскола. С 2 июля 1894 г. противораскольническая миссия была изъята из его ведения. Для перевода и издания книг на языках коренных народов, проживавших на территории епархии (лопарей, корел, ненцев (самоедов), комизырян), 28 июля 1894 г. при комитете была открыта Переводческая комиссия с 4-мя уездными отделениями в составе преподавателей семинарии и 4-х священников. Комиссией были составлены азбуки на языках коренных народов епархии, переведены практически все книги НЗ. В 1893 г. на средства миссионерского общества открываются 2 миссионерские школы (находились в ведении епархиального училищного совета), в 1896 - 6 школ, в 1902-1913 гг.- 10.
    На протяжении XIX в. в епархии были созданы Попечительство о бедных духовного звания (учреждено в 1823), Эмеритальная касса (открыта в 1877, пенсии выдавались с 1891 из части расходного фонда), епархиальный свечной завод (открыт в 1880).
    Вт. пол. XIX-нач. XX вв. - время возникновения на территории Архангельской и Холмогорской епархии целого ряда православных общественных организаций, действовавших под эгидой епархиальных архиереев.
Целям православного воспитания населения служили учрежденный 28 мая 1898 г. Архангельский епархиальный комитет Палестинского православного общества, занимавшийся организацией чтений и публикацией литературы о Св. Земле, сбором средств на поддержку паломничества и рус. миссии в Палестине, а также возглавлявшийся ректором семинарии комитет по устройству религиозно-нравственных чтений (учрежден 12 янв. 1899), который занимался организацией платных чтений.
    В 1879 г. для рассмотрения проповедей священников епархии и наблюдением за проповеднической деятельностью был учрежден проповеднический комитет. Ранее проповеди рассматривались священниками городских церквей г. Архангельска.
Заметный след оставила деятельность Архангельского церковно-археологического комитета. Первые шаги, направленные на сбор сведений по истории епархии, были предприняты в 1772 г. еп. Антонием (Герасимовым-Зыбелиным). В 1781 г. по предписанию еп. Вениамина (Краснопевкова-Румовского) в монастырях епархии были заведены "памятные книги" (в приходских храмах и учебных заведениях аналогичные книги были заведены в 1822). В 1795 г. свящ. Лев Максимович составил "Подробное описание Архангельской епархии". В 1809 г. начато описание архива Холмогорского собора (окончено в 1874-1877). В 1822 г. последовало распоряжение о разборе бумаг архивов церквей епархии. В 1871-1876 гг. еп. Ювеналий (Крюков) предписал составить историкостатистическое описание монастырей и церквей епархии. Решением Архангельской консистории от 12 дек. 1886 г. была образована комиссия (Совет попечительства) для собирания, разбора и приведения в порядок церковных памятников Архангельской губ; открыта общим собранием 25 янв. 1887 г. под председательством свящ. В. И. Смирнова. Позднее указом Святейшего Синода от 4 февр. 1891 г. преобразована в Церковно-археологический комитет Архангельской епархии. 22 авг. 1905 г. был утвержден устав комитета. В том же году при комитете создана библиотека. Комитет возник благодаря еп. Нафанаилу (Соборову), одобрившему предложение акад. В. В. Суслова о создании местного церковного музея и проект "Попечительства о сохранении церковных древностей в епархии" (составлен И. М. Сибирцевым). В 1887 г. было открыто епархиальное древлехранилище, работой которого руководил И. М. Сибирцев (с 29 дек. 1895 руководитель церковно-археологического комитета); располагалось сначала при архиерейском доме, в 1891 г. переведено в Михаило-Архангельский монастырь. Комитет и древлехранилище содержались на средства епархии. Деятельность Комитета: сбор, хранение и описание рукописных памятников. Отчеты о деятельности комитета публиковались в Архангельских ЕВ (нерегулярно). Закрыт в 1920 г. В древлехранилище в 1917 г. хранилось ок. 800 рукописных и старопечатных книг, более 30 тыс. документов, свыше 700 предметов церковной утвари и народного быта. После 1920 г. собрания древлехранилища были рассредоточены в гос. музеях и архивах страны.
    В этот же период в Архангельской и Холмогорской епархии по примеру других епархий организуется ряд братств; некоторые из них играли важную роль в благотворительной, миссионерской и просветительской деятельности. 15 дек. 1884 г. учреждено Братство прп. Трифона Печенгского; предполагалось, что оно объединит деятельность 3 комитетов: по возобновлению Трифонова Печенгского монастыря, по миссионерскому делу в епархии, по устройству церковно-приходских школ и причетнической школы. На практике, по всей вероятности, братство занималось исключительно сбором средств на восстановление Трифонова Печенгского монастыря.
    Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Архангельской ДС, духовного училища, епархиального женского училища в 1883 г. было учреждено Братство св. ап. Иоанна Богослова при Архангельской ДС. Средства поступали из взносов членов братства.
    17 февр. 1908 г. было учреждено Архангельское Беломоро-Корельское братство св. арх. Михаила. Создание братства для поддержки корельских приходов и борьбы с усиливавшейся после издания закона о веротерпимости лютеранской и панфинской пропаганды (деятельности "Союза беломорских карел") было инициировано архиеп. Финляндским и Выборгским (буд. Патриархом) Сергием (Страгородским) и иеромон. Киприаном в 1906 г. В 1906-1907 гг. на съездах правосл. деятелей Финляндской, Архангельской и Олонецкой (см. Петразоводская) епархий был выработан устав Православного Корельского братства во имя св. мч. Георгия Победоносца. Предполагалось, что братство будет вести свою деятельность на территории всех 3 епархий. Открыто 26 авг. 1907 г. в с. Видлицы Олонецкой епархии. 28 авг. 1907 г. в г. Кеми было открыто Архангельское епархиальное отделение братства. При отделении организована Издательская комиссия. Поскольку открытие Кемского отделения не было утверждено Святейшим Синодом, по инициативе еп. Иоанникия (Казанского) было учреждено отдельное епархиальное Корельское братство, в г. Кеми - отделение Совета братства, возглавляемое епархиальными архиереями. Для координации действий Корельских братств регулярно собирались съезды с участием архиепископов Финляндских, епископов Олонецких и Архангельских, викарных епископов Кемского (с 1910) и Сердобольского (с 1913), епископа-председателя миссии. В 1909 г. при Кемском отделении Совета братства открыта комиссия для составления алфавита корельских языков и перевода книг НЗ. Деятельность братства св. арх. Михаила заключалась в поддержке корельских и Кольских приходов, борьбе с расколом и лютеранской пропагандой, миссионерской деятельности среди коренных жителей Корелии, устройстве церковно-приходских школ, организации медицинской помощи населению. Средства поступали из взносов членов братства.
    Начиная с 60-х гг. XIX в. по инициативе духовенства и мирян учреждаются многочисленные приходские братства, деятельность которых должна была способствовать оживлению приходской жизни. Приходские братства преследовали разнообразные цели: содействие приходскому духовенству, помощь местным школам, борьба с нищенством и "вредными" отхожими промыслами, устройство рабочих мест, материальная помощь нуждающимся, борьба с расколом. 23 марта 1906 г. учреждено Холмогорское благотворительное братство, целями которого были благотворительность и материальная помощь нуждающимся.
    С 1870 г. в ряде приходов епархии открываются церковно-приходские попечительства. Всего попечительств было в 1870 г.- 10, в 1875 г.- 37, в 1910 г.- 236, в 1912 г.- 245, сделано пожертвований на 52115 руб. Наиболее крупное попечительство - Важское Пинежского у., основано в 1873 г. и содержало ремесленные мастерские и приют для крестьянских сирот.
    Для борьбы с пьянством и нравственного воспитания населения 9 авг. 1892 г. было учреждено Архангельское общество трезвости. При обществе состояло несколько кружков трезвости в Архангельском, Холмогорском, Онежском и Кемском уездах. На средства общества содержалось 2 чайных, в 1896 г. были открыты 2 бесплатные библиотеки. В 1901 г. было учреждено Архангельское губернское попечительство о народной трезвости. В его состав входило 10 комитетов, в 1901 г.- 123 члена. С кон. 90-х гг. XIX в. общества трезвости учреждаются в ряде приходов, в круг их деятельности входила благотворительность, организация чайных, библиотек, просветительская и воспитательная работа.
    В годы первой мировой войны благотворительная деятельность на территории Архангельской епархии активизировалась. 21 авг. 1915 г. постановлением духовной консистории для координации благотворительной помощи семьям ушедших на фронт и беженцам было учреждено епархиальное благотворительное общество. 21 авг. 1914 г съездом настоятелей мужских монастырей в г. Архангельске учрежден епархиальный лазарет для больных и раненных воинов в Михаило-Архангельском монастыре, который содержался на отчисления от монастырей и частные пожертвования. В 1917 г. был открыт второй лазарет. В 1914 г. в ряде приходов учреждены попечительские советы для оказания благотворительной помощи семьям призванных на войну.






Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.