Интервью

Митрополит Даниил: ответы на вопросы читателей

Митрополит Даниил: ответы на вопросы читателей 19.11.2012

В редакцию «Вестника Архангельской митрополии» регулярно поступают вопросы, адресованные лично митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу. По благословению правящего архиерея мы открываем в журнале новую рубрику, в которой владыка будет отвечать на вопросы читателей. Свои вопросы и пожелания вы можете присылать по адресу: 163062, Архангельск, ул. Ильинская, д.5, пресс-служба Архангельской епархии или по электронной почте: press@arh-eparhia.ru

О кафедральном соборе

- Когда я был назначен на Архангельскую кафедру, Святейший Патриарх поставил пере­до мной главную задачу - возродить духовное лицо Архангельска, Михаило-Архангельский кафедральный собор. Патриарх неоднократно встречался по этому вопросу с почившим влады­кой Тихоном и губернатором и знал, что ситуация тяжелая, не хватает средств. Поставленная за­дача была непростой. Прежний архипастырь 15 лет жил в Архангельске, всех знал, прикладывал максимум усилий, но стройка все равно не шла. А я - человек новый. К тому же мне говорили, что одна из особенностей Севера в том, что здесь сначала к человеку присматриваются, а потом уже начинают как-то помогать.

Тем не менее, когда в первом интервью журна­листы спросили: «Сдвинется ли с мертвой точки строительство главного храма епархии?» - мне Господь положил на сердце ответ: «В этому году мы совершим в соборе первую Божественную литургию». Я видел улыбку в глазах тех, кто брал интервью, наверное, многие подумали, что, несмотря на все наши желания, бывают вещи совершенно невозможные. Однако я объяснил, что собор состоит из двух частей, верхней и нижней, и если приложить все усилия, привлечь максимум людей, то реально «поднять» собор до уровня нижнего храма, где можно будет слу­жить. Действительно, вскоре я увидел это чудо, и тогда почувствовал крепкую руку Божию. Так и теперь, помощь приходит разными путями, но строительство продолжается.

Это была первоочередная задача. В городе не было места, где могли бы собраться вместе все священнослужители и простые верующие. Люди стояли в маленьких, душных храмах, где в празд­ник можно было упасть в обморок, с детьми не протолкнуться... В любой епархии должен быть кафедральный собор, где сосредоточена общая молитва. Многие, построив один собор, берутся за другой. В Вологде, например, построили мощ­ный духовно-просветительский центр. Мы еще на Сахалине взяли с них пример, даже педагогов посылали в Вологду на учебу.

О работе с людьми

Вторая задача деятельности нашей митро­полии - это работа с людьми, на всех уровнях - от епархиального до приходского. Слава Богу, удалось активнее поставить работу отделов, особенно пресс-службы. Еще до приезда в епархию я узнал, что, например, сайт практи­чески не работает, об этом мне в Патриархии сообщили. Сейчас портал епархии значительно преобразился. В других отделах тоже произошло заметное оживление - миссионерском, военном, молодежном, образовательном.

Одним из важных достижений я считаю введе­ние обязательного оглашения перед Крещением. Разговаривая со священниками, я не всегда встречал понимание, некоторые возражали. Но на самом деле каждый из крещаемых должен знать, для чего он пришел в Церковь, что ему дает Крещение. Таинства - очень сильные лекарства, они могут и лечить, и приносить вред. Даже мо­литва может быть во зло: «И будет молитва его в грех», - говорит псалмопевец. Другой пример - в притче о мытаре и фарисее... Причастие можно принять не во исцеление, а во осуждение; Ис­поведь - если человек лукавит, если находится в состоянии злобы, не прощает близких. И можно, придя в храм, уйти даже хуже, чем был. Об этом и надо говорить людям, нужно все разъяснять.

С целью просвещения людей в храмах было введено обязательное дежурство священников. Нередко случается, что человек узнает что-то не от батюшки, а от бабушки или уборщицы. Такая информация может быть далекой от дей­ствительности, а люди ее не проверяют и верят. Это может привести к негативным и печальным результатам.

О взаимодействии с духовенством

- Еще одно нововведение - регулярные заседания Епархиальных советов. Священнослужители должны максимально участвовать в жизни епархии. Во время Литургии мы собираемся вместе во­круг престола и Чаши. А совет - это продолжение богослужения. Он у нас собирается в расширен­ном составе, фактически это мини-епархиальное собрание. Мне важно знать мнение духовенства, я так привык, у меня такой «стиль работы». В Лав­ре мы жили одной большой семьей, в которой могут быть разные мнения, и нужно, чтобы они обсуждались.

Епархиальный совет - орган, который помо­гает архиерею. Он не должен быть формальным. Кроме того, та или иная информация может распространяться «сарафанным радио», а оно не отличается точностью. Совет помогает этого избежать.

Любой священник может подойти ко мне, за­дать вопрос, озвучить свое мнение. Я всегда принимаю батюшек, беседую с ними, тем более что многие вещи необходимо разъ­яснять. Отец Владимир как духовник епархии исповедует священнослужителей, так он сказал, что знание канонов у некоторых хромает, а это очень серьезно. Еще в 80-х годах я разговаривал с одним человеком. Он говорил, что у нас в стра­не есть законы, которые мы должны выполнять... Я ответил: да, конечно, мы должны выполнять те законы, которые касаются нашей физической жизни, но не вопросов веры. Здесь уже действу­ют церковные законы, они древнее и, главное, изобретены не человеческим разумом - их дал нам Сам Господь. Государства разрушаются, законы меняются, а Церковь продолжает жить по Божиим законам. Прошло время, и тот строй рухнул, пришло другое время, другое право. Мы с моим собеседником снова встретились. Он сказал: «Владыка, как вы были правы. Сейчас я изучаю главный закон человечества - Закон Божий».

О настоятельстве в храмах

- Когда священник покидает епархию, на его место нужен новый. Если сразу ставить кого-то настоятелем, можно ошибиться. Поэтому я ста­новлюсь настоятелем сам, чтобы увидеть, как будет жить приход. А старший священник в этом храме проходит своего рода практику. Если я вижу, что он в состоянии отвечать за приход - я утверждаю его настоятелем. Для меня это тоже дополнительная нагрузка, хотя с церковной точки зрения это норма. Например, в Москве есть известный священник отец Димитрий Смирнов, который является настоятелем сразу восьми храмов. У Святейшего Патриарха есть ставропигиальные монастыри, подворья, где он настоятель. Наместнику такого монастыря гораздо проще донести до Патриарха свои про­блемы и трудности, чем обычному настоятелю. В нашей епархии ставропигиальный монастырь - Соловки, и Соловецкое подворье в Архангель­ске тоже напрямую подчиняется Патриарху. Я благодарю за это Бога, потому что реставрацию Соловецкого монастыря я бы никогда не потянул.

Архангельские храмы, где я являюсь настоя­телем, также получают больше внимания и по­печения. Епархия берет на себя ответственность за финансово-хозяйственное благополучие при­хода. И чтобы подтянуть храм, я нередко прошу средства у благотворителей из других регионов. Все это позволяет священникам уделять больше внимания своим прихожанам. А ведь обычно ба­тюшкам приходится заниматься не своим делом - стройками, ремонтами, поиском денег и так далее. В семинарии и академии этому не учат, там учат совершать Таинства и нести слово Божие. Церковь создана ради одной цели - исцеления человеческих душ. А, например, социальное слу­жение - вовсе не главная цель, хотя именно такая работа обычно видна, зрима. Священник должен заниматься своими прямыми обязанностями.

Мне очень нравится храм при С(А)ФУ, где настоятель - отец Евгений Соколов. Он не за­нимается ничем, ни стройкой, ни финансовыми вопросами - там просто ничего этого нет. Зато батюшка занимается прямыми обязанностями, он действительно создал крепкую общину.

О переводах священно­служителей

- Церковь - больница, где мы проходим лече­ние, и одновременно - воинство. Об этом писал апостол Павел: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Каждый, независимо от пола и возраста - воин, война прекращается только вместе с жизнью. В армии командиры ставят подчиненных на те или иные позиции, проходит время, и человек назначается на новое место службы.

При назначении нового архиерея нередко бывает, что часть священнослужителей уходит в другие епархии. Так же и с Сахалина уходили. Здесь, в Архангельске, служили отец Вадим Анти­пин, отец Роман Ковальский, отец Константин Нецветаев, отец Афанасий (Пименов)... Они не были местными и когда-то так же приехали сюда, кто 5 лет назад, кто больше. Отслужив свой срок, написали прошение и ушли - это естественная ротация кадров. И я считаю, что удерживать человека неправильно, невольник - не богомольник. Если кто-то просит его отпустить, мы отпускаем.

Страшно другое - если одновременно не про­исходит пополнения, нет свежей крови. Приятно, что у нас на данный момент больше пришедших - из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Ярос­лавля... Возвращаются и те, кто служил здесь раньше. Отец Петр Мушкет при владыке Тихоне не по своей воле покинул епархию, и теперь попросился обратно. Приезжают из Тамбова, из Лавры... Конечно, это радует.

А что касается переводов в рамках епархии. Я сам пережил два очень тяжелых расставания. Первое - с Лаврой. В Лавре, у преподобного Сер­гия, в сердце русского Православия, я прожил 17 лет. И меня отправили не просто в другую де­ревню - на Сахалин, 9 часов на самолете. Никого там не знал, никого у меня там не было, ну и что - взял свой крест и пошел. Там даже настоящего кафедрального собора тогда не было - просто большая часовня с алтарем. Потом другое на­значение, в Архангельск. А мне уже очень тяжело было уезжать, я сам не мог предположить, что так будет, сердце просто разрывалось. Я даже старался уехать быстрее, чтобы не было лишних терзаний. Очень тяжело оставлять людей. Но Христос-то везде! Ошибка многих священников в том, что мы людей приводим к себе, а не к Христу, мы должны это понимать и в этом каяться. Быва­ет, что к тебе привыкают; но я всегда повторял: помните, Господь остается в храме! Вы должны чувствовать Бога, наша самая сильная связь с вами - это наша сердечная молитва.

Я помню, как недавно владыку Викентия после многих лет служения из Екатеринбурга - это одна из самых благоустроенных епархий - назначили в Ташкент. Он ничего не знал, его не предупреж­дали, новость, что его переводят, пришла, когда он стоял в храме на молитве. А Ташкент - му­сульманский город, где запрещена проповедь христианства вне храмового здания, там совсем другая атмосфера. И я стал еще больше уважать владыку, когда услышал, как он сказал, обраща­ясь к пастве: «Я монах, это мое послушание, я прошу от вас только одного - молитв. Если мо­литва будет совершаться в мирном сердце, она дойдет до Бога, и мне будет хорошо». Для Церкви это нормальная ситуация. Каждый, и архиерей, и священник, дает присягу, как офицер.

Еще будучи в Лавре, я услышал, как один человек, который водил по Лавре какую-то деле­гацию - видимо, ни во что не веривший - сказал: «Тут учатся в семинарии, в академии. Кто учится хорошо, те попадают служить в хорошие места, а двоечников отправляют в деревни». Так быть не должно! Если предыдущий настоятель на этом приходе был сильным, то хотя бы на первое время там нужен такой же. Или, если, например, идет строительство, нужен кто-то, кто с ним спра­вится. Другой фактор - священник, служивший в городе, легче восстановит деревенский приход, если у него остались духовные чада, которые смогут ему помочь, остались в городе связи. А со временем на это место найдется кто-то другой. Наконец, деревенский приход для священника - прекрасный опыт.

Подготовил Михаил Насонов




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.