Интервью

Видеть друг в друге братьев и сестер

Видеть друг в друге братьев и сестер 02.05.2013

Последняя неделя Великого поста именуется Страстной седмицей. Чем особенно это время и как его прожить? Об этом мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом. – Владыка, чем обусловлено название недели – «Страстная седмица»? – Именуется неделя от слова «страсть» – то есть «страдание».

Слово «страсть» имеет двойное значение в церковной терминологии. 

Первое значение слова – страдание. 

Так, к примеру, тех, кто терпел страдания Христа ради, мы именуем «святые страстотерпцы». Второе понимание слова «страсть» – это грех, повторяющийся множество раз, когда он становится как бы природой человека и начинает им управлять. 

Человек вроде бы и не хочет совершать какой-то поступок: к примеру, придет в себя после пьянства, искренне говорит: «не хочу», а потом повторяет. А кто-то говорит: «не буду больше объедаться, мне нельзя», и опять объедается. Или: «не буду больше психовать, мне нельзя, врач запрещает, давление повышается», и вновь не выдерживает. 

Грех – это реализация страсти. Грех в нас живет, в каждом человеке. И мы даже в церковном песнопении поем «от юности борют нас страсти». 

А на Страстной седмице мы, говоря «страсть», имеем в виду страдание Христа, которое претерпел Он для нашего спасения от греха. 

– Почему в Великий пост ощущается особое отношение к Страстной седмице? – Страстная седмица является квинтэссенцией Великого поста. 

В Великий пост мы идем к Богу. 

А в Страстную седмицу – Господь идет к нам. Неделя эта начинается с Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, то есть Входа Господа в Иерусалим. Господь идет в Свой город. 

В древности была такая церемония: цари входили в город, въезжали на конях, властно, как победители, и народ встречал их. И вот Господь входит в Свой город. 

Но Он въезжает в него на мирном ослике. Тем самым показывает: Он Царь, но не от мира сего. И вот в эти дни народ увидел: не тот это царь, которого они ждут. 

Страстная седмица показывает заблуждение народа. Народ ждал Мессию, знал пророчества, что Господь придет на землю. Но они думали, что Он придет и сделает две вещи: первое – освободит их от власти иноплеменников, а второе – даст им благополучие, всякое удовольствие и блага земные. И получается, что народ разуверился, нарисовав в своем сознании образ земного царя. 

Другой царь им не нужен. И дальше – предательство, распятие... 

С самого начала служения Иисуса Христа дьявол Ему предлагает поклониться, обещая взамен земное владычество. Христос это предложение отверг. В конце Его служения, когда Он на Голгофе, на Кресте, мы слышим еще одно предложение дьявола, но через уста людей: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста! И уверуем в Тебя!» Конечно, Он – Бог, Он может это сделать и мановением руки испепелить римских воинов. 

Но Он этого не делает. Потому что высокий смысл заключается в Его Крестном подвиге. Его Воскресение – это продолжение Голгофских страданий. 

В древности говорили – «Крестная пасха». Воскресение не мыслится без Креста. А Крест без Воскресения. 

«Иначе вера наша тщетна», как пишет апостол Павел, и открывает то, чем мы должны хвалиться: «Нечем мне хвалится, токмо Крестом Господним». Потому что Крест – это высшая жертва любви. Он добровольно идет на страдание, чтобы избавить от власти первородного греха не одного человека, не своих родственников и учеников. Христос искупает, очищает, оздоравливает весь человеческий род. 

Подвиг Христа несовместим со всеми вместе взятыми подвигами людей. Есть много религиозных и философских учений, где люди замечательно рассказывают, как нужно жить. Но одно дело рассказывать, другое – самому показать. 

Христос смертью смерть попрал. И Господь нам показал этот путь. И, более того, Он нас всех усыновил. 

Вернул то родство, которое было потеряно после мутации грехопадения, когда вирус греха вошел в природу человека. 

В христианах течет одна кровь. 

Все мы – словно клетки одного организма и, причащаясь, становимся едиными по крови. Но надо, чтобы еще и по духу были едины. Это то, чего нам не хватает. 

– Каждый день на Страстной седмице выделен особо. Чем они знаменательны? – В это время церковные службы, начиная со Страстной среды, особенные. В среду мы вспоминаем предательство Господа нашего Иисуса Христа Иудой. В Страстной четверг Иисус Христос установил таинство святого Причащения. Господь заповедовал нам причащаться Его плоти и крови, чтобы иметь в себе жизнь вечную. В Страстную пятницу свершилось распятие Христа на Голгофе и Его погребение. 

Суббота Преблагословенная – это день покоя, когда земля еще не знает, что Господь, телом находясь в гробу, Своим Божеством сходит в ад. Там Спаситель возвещает о своем воскресении. Начинает Он проповедь своего царства не с земли, а нисходит в ад. Почему? Чтобы вывести из ада всех людей, и грешников и праведников, когда-то живших на земле, потому что они Его ждали, потому что им тяжелее. 

А затем уже наступает Воскресение, когда Иисус Христос вновь соединяется со Своим Телом и воскресает. Это уже торжество. Это такая радость, настолько мощная, когда все разногласия, склоки, непонимание – все уходит. Все объединяет Его Победа. 

– Владыка, как Вы посоветуете с пользой провести это время? – Хотелось бы, чтобы все христиане поучаствовали в Страстной седмице. И телесно, и духовно. Быть сопричастным страданиям Христа – это значит получить радость Его воскресения в Пасху. Не будет столько радости, если человек не пройдет со Христом скорбный путь. Это как марш-бросок. Какая радость бывает у воинов и солдат, когда они пришли к намеченной цели... А тот, кто не проходил этим путем, не может понять их радости. 

Хочу призвать всех людей в подражание Христу к соучастию в Его страданиях. А это значит и то, что мы должны увидеть друг в друге родных – братьев и сестер, и постараться, чтобы другие люди увидели, что мы – христиане. А по чему они это могут увидеть? Не по тому, что мы кресты наденем или особенную одежду, – этого мало. «По тому все узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою» – вот как сказал Христос.  

Но без поста, то есть утеснения себя в чем-то, без осознания того, что сам во грехах, человеку сложно не укорять другого человека. Только покаяние способно показать человеку его внутренний мир, в результате чего он смиряется, не надмевается, не гордится, обращается к Богу как к врачу, исповедуя свою немощь. И Господь тогда дает благодать. Бог – настоящий генератор радости, энергии, силы, оптимизма, счастья. 

И Господь хочет, чтобы все это мы уже получали здесь в жизни. 

Не у всех людей будет возможность сходить на службы Страстной седмицы. Но надо постараться хотя бы в Страстной четверг прийти в храм. Чтобы понять радость поста и Пасхи, надо, помимо воскресных дней, в будни постараться прийти в храм, потому что будний день как нельзя лучше дает возможность почувствовать атмосферу поста. А она несет столько благодати! И покаяние в эти дни особо отпечатывается на сердце человека. Я бы посоветовал выбрать время, что-то оставить на потом, но прийти обязательно в храм Божий. 

У кого же нет возможности побывать на службе, надо почитать Евангелие о страдании Христа, духовную литературу. И постараться исповедоваться и причаститься на этой неделе. 

Беседовала Мария ЗАСЕЦКАЯ 

Статья с сайта www.pravdasevera.ru 




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.