Интервью

Видеть друг в друге братьев и сестер

Видеть друг в друге братьев и сестер 02.05.2013

Последняя неделя Великого поста именуется Страстной седмицей. Чем особенно это время и как его прожить? Об этом мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом. – Владыка, чем обусловлено название недели – «Страстная седмица»? – Именуется неделя от слова «страсть» – то есть «страдание».

Слово «страсть» имеет двойное значение в церковной терминологии. 

Первое значение слова – страдание. 

Так, к примеру, тех, кто терпел страдания Христа ради, мы именуем «святые страстотерпцы». Второе понимание слова «страсть» – это грех, повторяющийся множество раз, когда он становится как бы природой человека и начинает им управлять. 

Человек вроде бы и не хочет совершать какой-то поступок: к примеру, придет в себя после пьянства, искренне говорит: «не хочу», а потом повторяет. А кто-то говорит: «не буду больше объедаться, мне нельзя», и опять объедается. Или: «не буду больше психовать, мне нельзя, врач запрещает, давление повышается», и вновь не выдерживает. 

Грех – это реализация страсти. Грех в нас живет, в каждом человеке. И мы даже в церковном песнопении поем «от юности борют нас страсти». 

А на Страстной седмице мы, говоря «страсть», имеем в виду страдание Христа, которое претерпел Он для нашего спасения от греха. 

– Почему в Великий пост ощущается особое отношение к Страстной седмице? – Страстная седмица является квинтэссенцией Великого поста. 

В Великий пост мы идем к Богу. 

А в Страстную седмицу – Господь идет к нам. Неделя эта начинается с Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, то есть Входа Господа в Иерусалим. Господь идет в Свой город. 

В древности была такая церемония: цари входили в город, въезжали на конях, властно, как победители, и народ встречал их. И вот Господь входит в Свой город. 

Но Он въезжает в него на мирном ослике. Тем самым показывает: Он Царь, но не от мира сего. И вот в эти дни народ увидел: не тот это царь, которого они ждут. 

Страстная седмица показывает заблуждение народа. Народ ждал Мессию, знал пророчества, что Господь придет на землю. Но они думали, что Он придет и сделает две вещи: первое – освободит их от власти иноплеменников, а второе – даст им благополучие, всякое удовольствие и блага земные. И получается, что народ разуверился, нарисовав в своем сознании образ земного царя. 

Другой царь им не нужен. И дальше – предательство, распятие... 

С самого начала служения Иисуса Христа дьявол Ему предлагает поклониться, обещая взамен земное владычество. Христос это предложение отверг. В конце Его служения, когда Он на Голгофе, на Кресте, мы слышим еще одно предложение дьявола, но через уста людей: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста! И уверуем в Тебя!» Конечно, Он – Бог, Он может это сделать и мановением руки испепелить римских воинов. 

Но Он этого не делает. Потому что высокий смысл заключается в Его Крестном подвиге. Его Воскресение – это продолжение Голгофских страданий. 

В древности говорили – «Крестная пасха». Воскресение не мыслится без Креста. А Крест без Воскресения. 

«Иначе вера наша тщетна», как пишет апостол Павел, и открывает то, чем мы должны хвалиться: «Нечем мне хвалится, токмо Крестом Господним». Потому что Крест – это высшая жертва любви. Он добровольно идет на страдание, чтобы избавить от власти первородного греха не одного человека, не своих родственников и учеников. Христос искупает, очищает, оздоравливает весь человеческий род. 

Подвиг Христа несовместим со всеми вместе взятыми подвигами людей. Есть много религиозных и философских учений, где люди замечательно рассказывают, как нужно жить. Но одно дело рассказывать, другое – самому показать. 

Христос смертью смерть попрал. И Господь нам показал этот путь. И, более того, Он нас всех усыновил. 

Вернул то родство, которое было потеряно после мутации грехопадения, когда вирус греха вошел в природу человека. 

В христианах течет одна кровь. 

Все мы – словно клетки одного организма и, причащаясь, становимся едиными по крови. Но надо, чтобы еще и по духу были едины. Это то, чего нам не хватает. 

– Каждый день на Страстной седмице выделен особо. Чем они знаменательны? – В это время церковные службы, начиная со Страстной среды, особенные. В среду мы вспоминаем предательство Господа нашего Иисуса Христа Иудой. В Страстной четверг Иисус Христос установил таинство святого Причащения. Господь заповедовал нам причащаться Его плоти и крови, чтобы иметь в себе жизнь вечную. В Страстную пятницу свершилось распятие Христа на Голгофе и Его погребение. 

Суббота Преблагословенная – это день покоя, когда земля еще не знает, что Господь, телом находясь в гробу, Своим Божеством сходит в ад. Там Спаситель возвещает о своем воскресении. Начинает Он проповедь своего царства не с земли, а нисходит в ад. Почему? Чтобы вывести из ада всех людей, и грешников и праведников, когда-то живших на земле, потому что они Его ждали, потому что им тяжелее. 

А затем уже наступает Воскресение, когда Иисус Христос вновь соединяется со Своим Телом и воскресает. Это уже торжество. Это такая радость, настолько мощная, когда все разногласия, склоки, непонимание – все уходит. Все объединяет Его Победа. 

– Владыка, как Вы посоветуете с пользой провести это время? – Хотелось бы, чтобы все христиане поучаствовали в Страстной седмице. И телесно, и духовно. Быть сопричастным страданиям Христа – это значит получить радость Его воскресения в Пасху. Не будет столько радости, если человек не пройдет со Христом скорбный путь. Это как марш-бросок. Какая радость бывает у воинов и солдат, когда они пришли к намеченной цели... А тот, кто не проходил этим путем, не может понять их радости. 

Хочу призвать всех людей в подражание Христу к соучастию в Его страданиях. А это значит и то, что мы должны увидеть друг в друге родных – братьев и сестер, и постараться, чтобы другие люди увидели, что мы – христиане. А по чему они это могут увидеть? Не по тому, что мы кресты наденем или особенную одежду, – этого мало. «По тому все узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою» – вот как сказал Христос.  

Но без поста, то есть утеснения себя в чем-то, без осознания того, что сам во грехах, человеку сложно не укорять другого человека. Только покаяние способно показать человеку его внутренний мир, в результате чего он смиряется, не надмевается, не гордится, обращается к Богу как к врачу, исповедуя свою немощь. И Господь тогда дает благодать. Бог – настоящий генератор радости, энергии, силы, оптимизма, счастья. 

И Господь хочет, чтобы все это мы уже получали здесь в жизни. 

Не у всех людей будет возможность сходить на службы Страстной седмицы. Но надо постараться хотя бы в Страстной четверг прийти в храм. Чтобы понять радость поста и Пасхи, надо, помимо воскресных дней, в будни постараться прийти в храм, потому что будний день как нельзя лучше дает возможность почувствовать атмосферу поста. А она несет столько благодати! И покаяние в эти дни особо отпечатывается на сердце человека. Я бы посоветовал выбрать время, что-то оставить на потом, но прийти обязательно в храм Божий. 

У кого же нет возможности побывать на службе, надо почитать Евангелие о страдании Христа, духовную литературу. И постараться исповедоваться и причаститься на этой неделе. 

Беседовала Мария ЗАСЕЦКАЯ 

Статья с сайта www.pravdasevera.ru 




Публикации

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.  

Самая нежная и пламенная любовь
6 Ноя 2017

Самая нежная и пламенная любовь


Еще в Древней Греции, в комедии Аристофана впервые прозвучала такая фраза: «Ubi bene, ibi patrio» («Где хорошо, там и отечество»). Но так ли это и что следует подразумевать под словом «патриотизм»? Рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Пусть каждый по чуть-чуть…
6 Ноя 2017

Пусть каждый по чуть-чуть…


Замглавы администрации Новодвинска по экономике Сергей Быков, обратившись к предпринимателям, пояснил, что региональное отделение Собора следует воспринимать как площадку для дискуссий, идей и главное — улучшения жизни в городе: «Это место, где можно проявить жертвенность, проявить свои убеждения и взгляды».