Интервью
Господь тебя никогда не оставит
Жизнь Церкви - это непрерывно совершаемое чудо. Для верующего человека чудеса - не тайна и не откровение, а свидетельство того, что Христос рядом, как и обещал Своим ученикам: «Я с вами, во все дни до скончания века» (Мф.20,28). Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил открывает новую рубрику нашего журнала о личном опыте постижения Промысла Божьего, побеждающего «естества чин».
Хоть бы ты стал батюшкой
- Часто я вспоминаю своих родственников, особенно бабушку по отцовской линии. Семья отца жила в Воронежской области, в деревне. В довоенные годы, когда в тех местах уже были разорены святые обители, не нашедшие себе прибежища монахини ходили от села к селу, но их далеко не все привечали, только в некоторых семьях. А в нашей деревне знали, что моя бабушка Вера всегда принимала их с радостью. Монахини рассказывали о Боге, о святых, о монастырях. Отец был маленький, но все эти рассказы слушал с интересом, впитывал.
Потом, когда семья переехала в город, бабушка любила ездить по монастырям. Молилась. Кто о чем просит Бога: чтобы выучились дети, чтобы они были здоровы, счастливы – все это относится к земной жизни. Бабушка Вера просила о другом: чтобы хоть один из нашего рода молился за всех у святого престола.
Помню, когда был маленьким и приезжал к ней, она говорила: «Внучек, хоть бы ты стал батюшкой». Ну а мне тогда, конечно, это было непонятно. Затем, после армии, я встретился со священнослужителем, который изменил мои взгляды на жизнь, посоветовал поступить в семинарию. Мы отправились в Тбилиси, к русскому митрополиту Зиновию. Ныне он причислен к лику святых. Это был духоносный, благостный старец. Мы гуляли возле храма, и он с любовью сказал: «Сашик, поступай в семинарию, это твой путь. Господь тебя никогда не оставит. Поступай и будешь иподиаконствовать у митрополита». Рекомендацию для поступления он подписал своей рукой.
Я поступил в Одесскую семинарию. На первой для нас, абитуриентов, службе в кафедральном Спасо-Преображенском соборе мы стояли на клиросе. На полиелей вышел владыка. А через некоторое время старший иподиакон позвал меня в алтарь под благословение к митрополиту Одесскому. Подхожу, а он спрашивает, кто я и откуда. Узнав, что я уже зачислен в семинарию, владыка дал мне первое послушание: «Будете у меня иподиаконствовать». Тут сразу вспомнились слова владыки Зиновия. Так Господь вел по жизни.
Затем была Московская духовная академия, принятие монашества. Уже священником приехал домой в отпуск. Пришел к бабушке в подряснике, с крестом. Она, увидев меня, перевела взгляд на икону Спасителя, перекрестилась и со слезами воскликнула: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что один из нашего рода стал служить у Твоего престола» Сразу ожили воспоминания из детства – просьбы бабушки о том, чтобы я стал священником. В тот момент я понял, что путь, по которому иду, мне вымолила бабушка.
Старец Федор
Когда отцу приглянулась мама, он вместе с ней и бабушкой Верой, отправился к старцу Феодору, который был из афонских монахов. К дедушке Федору, как его называли, приезжало очень много народу. Старец благословил молодую пару и сказал, чтобы после венчания вновь пришли к нему. После Таинства обедали у дедушки Феодора, а он смотрел на них и плакал. Женщина, которая ухаживала за ним, потом сказала, что в этот момент старец молился за весь наш род. Вот такие штрихи. Когда я приезжаю в Воронеж, обязательно бываю на могиле старца Феодора.
Отец часто навещал в деревне двух доживающих свой век монахинь, помогал по хозяйству, привозил продукты. Приехав в очередной раз, решил оставить копеечку. Открывает кошелек, хотел троячок или пятерочку найти – нет, только купюра в 25 рублей. В то время деньги немалые, отец получал всего сотню. Жалко стало ему денег, все –таки трое детей в семье, но тут же пришла мысль: как тебе не стыдно, ты же через этих монахинь Самому Господу подаешь.
Подходит отец прощаться, хотел матушке протянуть деньги, а она смотрит на него и, не видя, что в руке, говорит: «Троячок хотел найти - не оказалось, и пятерки, и десятки. Только 25, так ведь это четверть зарплаты, а дома-то дети малые…Сначала жалко стало, но переборол себя. Запомни, Григорий: богато жить не будешь, но нужды никогда не испытаешь». Вскоре отца перевели на другую работу, где была другая зарплата, другие возможности, в материально плане жизнь стала улучшаться. Это действие молитвы той старицы.
Сердце за них волнуется
Перед поступлением в Московскую духовную академию я вновь побывал у владыки Зиновия в Тбилиси. Спросил: к кому обратиться в лавре, ведь я никого там не знаю. Владыка велел найти отца Кирилла и передать ему просфорку. Потом я узнал, что отец Кирилл - духовник Троице-Сергиевой лавры.
Послушание благочинного в лавре я получил в довольно молодом возрасте. Старец схиархимандрит Серафим, которого я часто навещал в Липецкой епархии, сказал, что послушание тяжелое, не по годам, но «ты смиряйся, Господь и преподобный Сергий тебе помогут».
Так и вышло. Келья благочинного находилась рядом с кельей духовника лавры. К отцу Кириллу всегда можно было зайти, поговорить, посоветоваться.
Он был очень внимателен к людям. Исповедовал, бывало, до 12 ночи и позже, а в 5 утра уже на братский молебег вставать. Наместник тогда сказал мне, чтобы я всех выпроваживал от него после 11 вечера, а те, кто не успел, придут в следующий раз. И вот однажды я так и сделал. Келья открылась, батюшка вышел, а никого нет. Он подошел ко мне и сказал: «Отец Даниил, я спать не могу, сердце за них волнуется, пусть они все остаются».
Он до слез молился за людей, очень им сопереживал. Один нынешний епископ, будучи еще лаврским послушником, сильно сокрушался, что оставил университет и пришел в монастырь, а неверующие родители не приняли этого, считали, что сын опозорил весь их род. Он просил батюшку помолиться за родителей. «Не скорби, они уверуют в Бога, и вы будете вместе», - ответил ему отец Кирилл.
Когда я потом встретился с епископом, то спросил его про родителей. Он, улыбаясь, рассказал, что в их родном селе построили храм и отец стал в нем старостой.
В Троице-Сергиевой лавре
Однажды в Троице-Сергиевой лавре произошел интересный случай. Мой сокурсник, сейчас игумен Мануил, тогда послушник Александр, готовился к монашескому постригу, а родом он из Самары, где очень почитали митрополита Мануила (Лемешевского), великого светильника Божия. Накануне пострига подхожу к Александру и спрашиваю: «Какое имя ты хотел бы получить в монашестве? Он ответил, что был бы счастлив, если бы его назвали Мануилом. Мануила у нас никогда в Лавре не было, подумал я, нет, не дадут такое имя. А на постриге наместник Лавры подошел к Александру и произнес: «… брат наш, монах Мануил». В тот момент у меня мурашки по спине пошли. Я почувствовал, что здесь, в Троицком соборе, пребывает Господь.
После я поинтересовался у наместника о том, был ли у них накануне пострига разговор с Александром, и получил отрицательный ответ. Наместник тогда сказал: «Видишь, Господь управляет, а я был лишь Его орудием. Мы должны послушно исполнять волю Божию».
Помолиться в Лавру часто приезжал блаженный дедушка, мы знали, что он сильный молитвенник. В один из дней пребывания к нему подошла моя знакомая и попросила за меня помолиться. А тот ответил: «О, благочинный ваш скоро уедет, как же далеко он уедет...» Ну и в скором времени меня, действительно, назначили на Сахалинскую кафедру.
Острова молитвы
С островом Сахалин связано немало историй. 20 августа исполнилось 10 лет со дня гибели губернатора Сахалинской области Игоря Павловича Фарахутдинова. Он вместе с группой руководящих сотрудников своей администрации разбился на вертолете недалеко от Петропавловска-Камчатского. Вместе с губернатором на этой машине должен был лететь и я. Однако от поездки пришлось отказаться, потому что ее назначили на день, когда Церковь чтит память святителя Митрофана Воронежского, а в этот праздник я всегда совершаю Божественную литургию. Обгоревший вертолет нашли на третьи сутки, все 17 человек, которые находились на борту, погибли…
Там же, на Сахалине, во время одного из воздушных путешествий, Господь показал нам силу молитвы. Когда прибыл полпред президента в округе, мне предложили вместе с ним посетить острова. Способ передвижения - опять же вертолет. На Шикотане поднялся сильный боковой ветер: взлетать нельзя ни в коем случае, а прогноз погоды был неутешительным. Когда полпред скомандовал: все слушаем владыку, я остро почувствовал, что отвечаю за этих людей перед Богом. И сразу мысленная молитва: «Господи, вразуми и помоги!» Вдруг водворяется спокойствие на душе и уверенность: лететь. Я сказал: «Летим! Но давайте перед этим помолимся». Прочел «Отче наш», верующие – молились, неверующие молчали. «Все, а теперь с Богом!» Пилоты потом рассказали, что машина оторвалась от земли очень легко, и вскоре мы благополучно приземлились.
Молебен о дожде
В очень знойное лето 2011 года Господь показал, что в трудных обстоятельствах молиться должны все вместе, соборно.
Это было первое мое лето на Архангельской кафедре. Стояла страшная жара, в области начались сильные пожары… Мне позвонил начальник МЧС и попросил помощи: «Владыка, помолитесь, не справляемся». Я обратился к настоятелям и прихожанам всех храмов: «Братья и сестры, давайте соборно молиться, чтобы Господь послал дожди». И буквально в тот же день прошла сильная гроза. Жара сразу спала... Господь показал тогда, что Он готов нам помогать, когда мы молимся всем миром.Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.