Интервью

От нас требуется делание малое

От нас требуется делание малое 21.03.2014

Митрополит Даниил разъясняет слова Святейшего Патриарха Кирилла о профессиональной работе мирян в Церкви, а также отвечает на вопросы читателей журнала.

- Патриарх Кирилл сказал, что настало время, когда миряне имеют возможность профессионально работать в Церкви. Владыка, поясните, пожалуйста, слова Святейшего.

- Обязанности социальных работников, помощников благочинного, руководителей отделов могут выполнять миряне, потому что одному священнику все не объять. Он должен заниматься душами людей, проповедью – своими прямыми обязанностями. Церковь - общество людей, и здесь важна активность мирян - не просто отстояли богослужение и ушли. Храм нужно еще и убрать, а может быть, помочь организовать лекции или встречи с интересными людьми.

- Служение духовенства не ограничивается храмом, священники обязательно должны взаимодействовать с обществом, подчеркивает Святейший Патриарх. Однако есть священнослужители, которым с трудом дается ораторское искусство. Как им быть?

- Нет таких батюшек, у которых «не получается» речь, дело в аудиториях. Даже самый скромный священник способен рассказать прихожанам о Спасителе. «Из осла Бог делает посла» - то есть благодать Божия дается человеку в нужное время, но необходимо желание, просьба. Этот дар – умение общаться с людьми, причем не читать возвышенные лекции, а сказать доходчивое, сердечное слово, - дается именно в рукоположении. Апостол Иоанн Богослов не учился в академии, не читал философских книг, а между тем он считается самым глубоким по богословию из евангелистов.

Господь не говорил, что будут счастливы те, кто имеет высшее образование или родились красивыми и здоровыми, нет... Счастлив тот человек, который обращается к Богу, кто принимает в сердце Божественную благодать. Для этого не нужно высшее образование. Бога нельзя познать только разумом. Настоящее богословие бывает на практике, когда мы молимся и боремся со своими страстями.

Господа можно увидеть не на небе, а в собственном сердце, Его познаешь Духом Святым. «Чистые сердцем Бога узрят» (Матфей, 5:8) - вот слова самого Господа.

Мы говорим: «Бог есть любовь». А любовь познается любовью, но у нас ее крайне мало… Вот история, прочитанная мною в одной из книг. На Афон приехал странник, исповедался, а духовник, похвалив его за исповедь, сказал, что главное он все же упустил: что в сердце нет любви к Богу. Гость возразил: «Как же я не люблю Бога? Я ради Него стал странником, хожу из монастыря в монастырь».

Духовник ответил: «Если люди любят друг друга, они постоянно думают друг о друге. Как я буду выглядеть, понравится ли моя одежда, речь - то есть постоянно делается поправка на любимого человека. А ты делаешь такие поправки, думаешь так?» Странник сказал «нет» и задал духовнику свой вопрос: «А вы любите Бога?».Священнослужитель ответил: «Я пытаюсь полюбить Его».

Действительно, мы хотим и пытаемся полюбить Господа, но не всегда это получается, наше падшее естество противится. Однако будем помнить, что все хорошее делается с понуждением себя, самоограничением в мирской, а тем более в духовной жизни.

И еще - любовь напрямую зависит от нашего нравственного состояния. В Евангелии есть слова: «По причине умножения беззакония оскудеет любовь» (Мф. 24, 12). Когда преумножаются грехи, сердца становятся черствыми.

Сразу невозможно прийти к этой добродетели – любви. Это дар Божий, то есть то, что Господь дает даром, но человек сам должен приложить немного усилий: ты на пять копеек, а тебе добавили на 95.

Начинать нужно с малого. В Евангелии есть замечательные слова о том, что верному в малом Бог даст большее. Что это значит? От нас требуется делание малое, чуть утеснили себя - свой язык, глаза, чрево, чуть недоели, промолчали и так далее. Затем Господь подаст большее. Не нужно бояться и фантазировать, что мы обязаны совершить что-то великое – нет, чуть-чуть духовных усилий каждый день.

- Вопрос от нашего читателя - много раз зарекался не лгать, но ничего не получается. Что делать?

- Когда человек осознает свой грех, уже хорошо. В первую очередь нужно искренне просить Господа о помощи и бороться самому. Ложь опустошает человека, а любой, даже самый мелкий грех, который много раз повторяется, лишает человека благодати Божией, и он чувствует пустоту.

Грех - то, что вредит человеку, но Господь дал людям духовные законы, уберегающие от беды.

Многословие и вранье в разговоре – это желание показать себя лучше, чем ты есть на самом деле, иными словами тщеславие. Да, в людях заложено стремление к славе. Но настоящая слава та, когда тебя Сам Господь прославляет.

- В эпоху Возрождения каждый из смертных грехов изображался в символическом виде. Например, гнев в виде женщины, разрывающей свои одежды. Почему бы сейчас так не изображать грехи, для наглядности?

- Действительно, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Но иконография бывает разной. В западном христианстве образы слишком плотские. В Православии Спаситель на Кресте не только страдает, Он еще и царствует: он добровольно взошел на Крест. У католиков – это страшно страдающий человек, залитый кровью, там не видно Божества. Такое изображение грехов – не наша традиция. В нашем сознании прежде всего должна присутствовать мысль о Суде.




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.