Интервью

Где Дух Господень, там свобода

Где Дух Господень, там свобода 27.01.2015

В Евангелии от Иоанна звучат слова Господа: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Апостол Павел во втором Послании к Коринфянам говорит: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). В современном мире люди часто не имеют понятия об истинном смысле слова «свобода» и подразумевают под ней стремление жить, игнорируя все законы и не желая нести ответственности за свои поступки… Но о чем же говорил Христос? На этот вопрос в своей рубрике отвечает владыка Даниил.

— Прежде всего, обратимся к толкованию Священного Писания. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «… Он говорит: если вы пребудете в Моем слове и вере, то "познаете истину", то есть Меня, ибо Я есмь Истина (Ин. 14, 6»… Если познаете Меня, Который истинен, то "истина освободит вас", то есть Я освобожу вас от грехов».

В жизни есть обычная свобода, земная, это наша воля в выборе добра или зла, и есть духовная свобода, это уже избрание пути греха или добродетели. Избрать путь добродетели своими силами человек не может. Своими силами он может противиться греху, но победить его, победить страсть не может. Это делает благодать Божия, а она приходит только тогда, когда мы в состоянии принять ее, когда наше сердце смиренно. Неслучайны слова преподобного Исаака Сирина: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны». Смирение словно некий сосуд, в который Господь вливает Свою благодать. Стяжав эту добродетель, мы обретаем другую, самую высокую, – любовь. Это как у монеты две стороны: с одной – смирение, с другой – любовь.

Духовная свобода - в первую очередь свобода от греха. В жизни случаются ситуации, которые подчас не все психологи могут правильно объяснить. К примеру, желая усыновить ребенка из детского дома, будущие родители сначала присматриваются к маленькому человечку, ему объясняют, что, если он будет себя хорошо вести, то будет жить в семье с мамой и папой. Берут ребенка на воскресенье, а после выясняется, что у мамы пропала золотая сережка или еще что-нибудь ценное. Ребенка уличают в воровстве, он плачет. Часто люди не понимают, а что происходит-то? Логики нет. Есть понятие «рабство», рабу приказали под страхом смерти, и он идет воровать. Так и грех порабощает человека.

Святой блаженный Августин описал путь духовного роста следующим образом: «Не могу не грешить – могу не грешить – не могу грешить».

Свобода воли выражается в нравственном самоопределении личности перед добром или злом. Свобода духовная, в отличие от внешних свобод, означает власть человека над своим эгоизмом, греховными наклонностями, чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается правильной духовной жизнью.

Духовной свободой обладают святые, очистившиеся от страстей. Апостол Павел называет таких людей «новыми». Они способны контролировать свои чувства и быть их хозяевами.

В современном мире под свободой понимается некий произвол человеческих страстей. Но свободы не бывает без ответственности. Александр Солженицын говорил, что мы увлеклись идеями свободы, но забыли, что самое мудрое измерение свободы - это дальновидное самоограничение. Вместо нравственности, скромности и чистоты царит произвол инстинктов, эгоизма и плоти. Такое происходит, потому что утрачивается понятие греха. Сейчас доминирует свобода без ответственности, свобода от всего…

Апостол Павел в послании к Галатам говорил: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). И вот опять слова апостола: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8). Если человек борется со страстями, он все более освобождается, но не просто как от груза. Его зрение приобретает другой кругозор, человек начинает видеть вещи правильно.

Те, кто отвергает идею духовной свободы, насаждают свободу плоти. Проходят десятилетия, меняются светские законы: что было безнравственно, стало нравственно. Но есть неизменный закон – Божий. Именно он делает человека свободным. Нехристианское понимание свободы как возможности выбора разрушает общество, а христианское оздоравливает его. Скажем, за философские идеи никто свою жизнь не отдавал, а за религиозные убеждения люди шли на смерть. Если государство хочет жить долго, оно обречено на христианство, на Православие. Опыт показывает – когда люди были на высоте духовной жизни, по-другому шла жизнь каждого человека, семьи, благоприятно развивались общественные отношения. И наоборот, когда Православная вера ослабевала, появлялись нестроения.

Человеческой свободе присущ постоянный конфликт: одного пункта с другим, одного человека с другим, причем у каждого своя правда, и нет представления, что ей можно пожертвовать ради чего-то. В Православии есть закон Божий, пред которым мы складываем свои «правды» и, поднимая руки, говорим: «Господи, как благословишь». «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» - вот слова Божией Матери (Лк. 1:38). Человек, говоря «я Твой раб, Господи», получает свободу, отрекается от греха. Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными.

Человек любит другого человека, и эта любовь возвышает его. Вот так же любовь Божия способна возвысить людей. Бог призвал нас к подлинной свободе. Что она дарует человеку? Мир, любовь и огромную радость. Состояние радости определяет, где свобода, а где псевдосвобода. Раскрепощение инстинктов лишает радости, и человек употребляет разные суррогаты, чтобы ее искусственно получить. Люди теряют состояние радости, потому что умножается грех.

Единственной Истиной, которая может сделать нас свободными, является Сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь», - сказал о Себе Иисус Христос (Ин. 14:6). Только принимая Его в свою жизнь, стараясь следовать образам мышления и поведения, о которых говорил Господь, мы сможем обрести свободу, избавиться от скорби и пребывать в радости, несмотря ни на какие внешние обстоятельства.

Подготовила Людмила Селиванова




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.