Интервью

И фаворский свет наполняет сердце…

И фаворский свет наполняет сердце… 27.07.2015

Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Этот праздник заключает пасхальный цикл и занимает важное место среди двенадцати великих праздников в Православии. Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказывает о смысле Пятидесятницы, которую считают Днем рождения Церкви.

Сошествие Святого Духа – довольно условное название, потому что Он и так пребывал, но не была явлена полнота Божества. Чтобы показать людям, что это дар с Неба, свыше, произошло такое явное снисхождение огненных языков на апостолов. С богословской точки зрения сошествие Духа Святого означает, что вся полнота Божества - Троица - пребывала с апостолами. Это тайна, которая воспринимается не столько разумом, сколько сердцем. Она говорит нам о том, что Бог один, но имеет Три Лица. Подобно тому, как светит солнце: сам солнечный круг, от которого исходят свет и тепло. Или другой пример. Под землей много залежей воды, мы ее не видим. И вот появляется источник, бьет ключ, дальше он превращается в речку, которая питает поля, растения. Все благодаря этому начинает цвести. Бог Отец, словно огромный водный источник, проявляется в Сыне Божием и дальше простирается, как река, – все наполняется Духом Святым.

Дух Святой явился людям в виде огня – огненных языков. Огонь имеет свойство освящать, согревать и опалять. Все нечистое попаляется огнем. Главное действие Духа Святого – очищение. Исходя из этих слов, мы понимаем, почему Он выбрал именно образ огня, который воспламеняет наши сердца любовью, ревностью, желанием служения. Этот праздник еще называют Днем рождения Церкви. Ее сила в современном мире заключена не в опыте, который накоплен предыдущими поколениями. Так могут сказать о своих организациях светские люди. А наша сила, сила Церкви, заключается именно в том, что в сердцах людей живет Дух Святой.

Что значит фраза «человек духовный»? По мысли старца Никона Воробьева, это тот человек, в котором живет Дух Святой. Когда мы приняли Таинство Крещения, Он вселился в каждого из нас в виде маленького зернышка. Благодать Божия пришла, а дальше требуются усилия и от человека.

Изначально люди были вместилищем Духа Святого, но с их грехопадением произошло то, что случается в природе зимой: жизнь замирает. Деревья есть, но нет листьев, цветов, плодов. Когда Бог посылает дух весны, тепла, тогда они оживают вновь. То же произошло с людьми: замер Дух Святой и не действовал во всей Своей полноте. Но благодать Божия все равно охраняла и людей, и весь этот мир.

Когда Господь совершил дело спасения: претерпел Страдания, воскрес и прославился, Дух Святой стал действовать во всей своей полноте в человеческих сердцах. Каждый желающий может стать Его вместилищем - храмом. Храмы бывают разными по своему украшению, размерам, акустике. Есть много молитвенных домов с бумажными иконками, а есть соборы – зайдешь и умиляешься, в них старинные иконостасы, образы. Эта церковь намоленна. Так и человек, когда живет христианской жизнью, «намаливает» свой внутренний храм, становится причастником Духа Святого.

Кто чем богатеет: кто в себя, а кто в Бога. Богатеть в Бога – значит следить за своим сердцем, смотреть, какие чувства в него приходят. Если неправильные – расхолаженности, лености, раздражительности, неприязни к людям, тщеславия (хочу, чтобы меня хвалили, замечали, кланялись), и человек, видя это, корректирует свое сердце, такое состояние бодрствования называется «трезвение». Как пишет старец Никон Воробьев, когда ум, сердце и воля, направлены к Богу, добру, свету, когда они собраны воедино, даже телесность начинает меняться. Святые и по водам ходили, мало ели, мало спали. Пусть попробует обычный человек так строго, но без благодати Божией жить, да у него завтра тысяча заболеваний откроется!

Вот эта целостность, трезвение, как пишет святитель Феофан Затворник, будто увеличительное стекло, когда солнечные лучи собраны воедино, они способны возжигать огонь. А что нам нужно возжечь? Сердце в первую очередь, чтобы оно возгорелось огнем Божественной ревности, любви. Чтобы жить и поддерживать это горение духа, нужно ходить в храм, по силе исполнять заповеди, дела милосердия творить. Самое же главное, чтобы это шло от сердца, чтобы мы проводили жизнь внимательно, с покаянием.

Мы не знаем, как приходит Святой Дух. Но мы знаем когда… Тогда, когда приносим покаяние, видим свое несовершенство, духовную болезнь, и просим: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны». Следует повторять эту молитву от сердца, а если только устами произносим, а в душе нет эха, Он не придет к нам и не вселится в нас. Мы будем имитировать жизнь духа, но у нас не будет плодов. О плодах Духа Святого апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22 - 23).

Апостол дает критерий: есть в нас эти добродетели или нет. Через Таинство Крещения мы входим в единую группу, общность – Церковь. А это люди, которые стяжают благодать Святого Духа, выращивают зерна, посеянные в Таинстве Крещения. Но всякий раз нас пытаются обокрасть. Представим себе замечательный сад: пока он в зачатках и только зеленеет, листочки поедают маленькие червячки. Когда же плоды наливаются спелостью и красотой, становится все больше желающих попользоваться этими дарами природы. Человек должен охранять то, что у него есть. Когда он в бдительном состоянии, его никто не может обокрасть. А бесы пытаются это сделать, вывести из состояния бдения, заставить отвлечься на внешнее, пытаются увести из Царствия Божия, которое «внутрь нас есть» (Лк.17:21).

Войди в свое сердце, и ты увидишь, что именно оттуда простирается лестница на Небо. Она не в Иерусалиме, не на Афоне. Господь дал каждому возможность войти в Царствие Божие, увидеть эту лестницу и подниматься по ней. А входим мы в Царствие Божие через покаяние, которое рождает смирение, кротость, то есть нищету духа. Без этого состояния Дух Святой не придет к нам. Участвуя в Таинствах, мы получаем дары Духа Святого, но страшно, что теряем их. А святые не теряют, у них ум, сердце, воля другие. Какой ум? Ум Христов (1Кор.2:16). А чувства? Такие же, как во Христе Иисусе. Вот, к чему мы призваны. Какая высокая планка, к которой мы должны стремиться!

Состоянием покаяния оценивается глубина святости. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, святость и высота угодников Божиих – это их глубина проникновения в покаяние. Чем выше святой, тем он больше видит себя грешным и недостойным. Но почему? Он же творит чудеса, Господь дает ему дар прозрения. Дело в том, что святые не сравнивают себя с людьми грешными, они сравнивают себя с апостолами, со Христом. На фоне солнца меркнет другой свет, на фоне Божественной чистоты мы все нечисты, потому что в нашем естестве пребывает грех. Праздник Святой Троицы призывает к высокому человеческому достоинству – быть храмами Божиими. Каждый из нас должен храм своей души намолить, наполнить иконами, расписать его, чтобы собрать в своем сердце благодать Божию и упокоить в своем естестве Духа Святого.

Кто будет последним хозяином нашего внутреннего храма? Ведь оно становится то храмом Духа Святого, то храмом дьявола, когда в нем господствуют страсти. В праздник Пасхи мы поем: «Воскресение Христово видевше…» А мы видели его? Может, тогда петь «воскресение Христово слышавше»? Нет, мы видели сердечным оком, как Христос воскресает в нашем сердце и побеждает грех. У каждого из нас есть такой опыт. Господь воскресает, когда мы каемся, боремся с грехом и просим: «Господи, я не могу победить полчища бесовкие, помоги мне, я никого не хочу осуждать, никого не виню в своих грехах, только прости меня», и Господь прощает и дает благодать. Мы видим, как в нашем сердце восстает, торжествует Христос. Разбегаются демоны, и фаворский свет наполняет сердце. Мы чувствуем мир, и все скорби, страдания, болезни мы можем легко пережить. Причем не просто пережить, а пережить радостно, когда с нами будет Господь, когда Дух Святой придет и вселится в наше сердце и очистит его «от всякия скверны».

Подготовила Людмила Селиванова








Публикации

Поклон музею, молитва храму
20 Фев 2017

Поклон музею, молитва храму


В Петербурге состоялся крестный ход вокруг Исаакиевского собора. Шествие собрало восемь тысяч человек.

Зачем вы это сделали?
8 Фев 2017

Зачем вы это сделали?


И теперь о ситуации официального обращения Церкви к руководству государства просьбой (вспомним просьбу нашего Президента об академиках) вывести аборты из системы ОМС и последующего  высокомерного пренебрежения данной просьбой представителями государственной власти. Возникают два вопроса: “Зачем вы это сделали? И что теперь делать?”

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения
16 Янв 2017

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения


Сегодня мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, человеком, прибывшим в столицу Поморья в самом начале 2011 года и за это время ставшим одним из самых авторитетных и цитируемых людей региона. Наш разговор – о преходящем, вечном и о человеке, постоянно ищущем себя между этих двух систем координат.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА
6 Янв 2017

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Архангельской митрополии Русской Православной Церкви!