Интервью

И фаворский свет наполняет сердце…

И фаворский свет наполняет сердце… 27.07.2015

Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Этот праздник заключает пасхальный цикл и занимает важное место среди двенадцати великих праздников в Православии. Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказывает о смысле Пятидесятницы, которую считают Днем рождения Церкви.

Сошествие Святого Духа – довольно условное название, потому что Он и так пребывал, но не была явлена полнота Божества. Чтобы показать людям, что это дар с Неба, свыше, произошло такое явное снисхождение огненных языков на апостолов. С богословской точки зрения сошествие Духа Святого означает, что вся полнота Божества - Троица - пребывала с апостолами. Это тайна, которая воспринимается не столько разумом, сколько сердцем. Она говорит нам о том, что Бог один, но имеет Три Лица. Подобно тому, как светит солнце: сам солнечный круг, от которого исходят свет и тепло. Или другой пример. Под землей много залежей воды, мы ее не видим. И вот появляется источник, бьет ключ, дальше он превращается в речку, которая питает поля, растения. Все благодаря этому начинает цвести. Бог Отец, словно огромный водный источник, проявляется в Сыне Божием и дальше простирается, как река, – все наполняется Духом Святым.

Дух Святой явился людям в виде огня – огненных языков. Огонь имеет свойство освящать, согревать и опалять. Все нечистое попаляется огнем. Главное действие Духа Святого – очищение. Исходя из этих слов, мы понимаем, почему Он выбрал именно образ огня, который воспламеняет наши сердца любовью, ревностью, желанием служения. Этот праздник еще называют Днем рождения Церкви. Ее сила в современном мире заключена не в опыте, который накоплен предыдущими поколениями. Так могут сказать о своих организациях светские люди. А наша сила, сила Церкви, заключается именно в том, что в сердцах людей живет Дух Святой.

Что значит фраза «человек духовный»? По мысли старца Никона Воробьева, это тот человек, в котором живет Дух Святой. Когда мы приняли Таинство Крещения, Он вселился в каждого из нас в виде маленького зернышка. Благодать Божия пришла, а дальше требуются усилия и от человека.

Изначально люди были вместилищем Духа Святого, но с их грехопадением произошло то, что случается в природе зимой: жизнь замирает. Деревья есть, но нет листьев, цветов, плодов. Когда Бог посылает дух весны, тепла, тогда они оживают вновь. То же произошло с людьми: замер Дух Святой и не действовал во всей Своей полноте. Но благодать Божия все равно охраняла и людей, и весь этот мир.

Когда Господь совершил дело спасения: претерпел Страдания, воскрес и прославился, Дух Святой стал действовать во всей своей полноте в человеческих сердцах. Каждый желающий может стать Его вместилищем - храмом. Храмы бывают разными по своему украшению, размерам, акустике. Есть много молитвенных домов с бумажными иконками, а есть соборы – зайдешь и умиляешься, в них старинные иконостасы, образы. Эта церковь намоленна. Так и человек, когда живет христианской жизнью, «намаливает» свой внутренний храм, становится причастником Духа Святого.

Кто чем богатеет: кто в себя, а кто в Бога. Богатеть в Бога – значит следить за своим сердцем, смотреть, какие чувства в него приходят. Если неправильные – расхолаженности, лености, раздражительности, неприязни к людям, тщеславия (хочу, чтобы меня хвалили, замечали, кланялись), и человек, видя это, корректирует свое сердце, такое состояние бодрствования называется «трезвение». Как пишет старец Никон Воробьев, когда ум, сердце и воля, направлены к Богу, добру, свету, когда они собраны воедино, даже телесность начинает меняться. Святые и по водам ходили, мало ели, мало спали. Пусть попробует обычный человек так строго, но без благодати Божией жить, да у него завтра тысяча заболеваний откроется!

Вот эта целостность, трезвение, как пишет святитель Феофан Затворник, будто увеличительное стекло, когда солнечные лучи собраны воедино, они способны возжигать огонь. А что нам нужно возжечь? Сердце в первую очередь, чтобы оно возгорелось огнем Божественной ревности, любви. Чтобы жить и поддерживать это горение духа, нужно ходить в храм, по силе исполнять заповеди, дела милосердия творить. Самое же главное, чтобы это шло от сердца, чтобы мы проводили жизнь внимательно, с покаянием.

Мы не знаем, как приходит Святой Дух. Но мы знаем когда… Тогда, когда приносим покаяние, видим свое несовершенство, духовную болезнь, и просим: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны». Следует повторять эту молитву от сердца, а если только устами произносим, а в душе нет эха, Он не придет к нам и не вселится в нас. Мы будем имитировать жизнь духа, но у нас не будет плодов. О плодах Духа Святого апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22 - 23).

Апостол дает критерий: есть в нас эти добродетели или нет. Через Таинство Крещения мы входим в единую группу, общность – Церковь. А это люди, которые стяжают благодать Святого Духа, выращивают зерна, посеянные в Таинстве Крещения. Но всякий раз нас пытаются обокрасть. Представим себе замечательный сад: пока он в зачатках и только зеленеет, листочки поедают маленькие червячки. Когда же плоды наливаются спелостью и красотой, становится все больше желающих попользоваться этими дарами природы. Человек должен охранять то, что у него есть. Когда он в бдительном состоянии, его никто не может обокрасть. А бесы пытаются это сделать, вывести из состояния бдения, заставить отвлечься на внешнее, пытаются увести из Царствия Божия, которое «внутрь нас есть» (Лк.17:21).

Войди в свое сердце, и ты увидишь, что именно оттуда простирается лестница на Небо. Она не в Иерусалиме, не на Афоне. Господь дал каждому возможность войти в Царствие Божие, увидеть эту лестницу и подниматься по ней. А входим мы в Царствие Божие через покаяние, которое рождает смирение, кротость, то есть нищету духа. Без этого состояния Дух Святой не придет к нам. Участвуя в Таинствах, мы получаем дары Духа Святого, но страшно, что теряем их. А святые не теряют, у них ум, сердце, воля другие. Какой ум? Ум Христов (1Кор.2:16). А чувства? Такие же, как во Христе Иисусе. Вот, к чему мы призваны. Какая высокая планка, к которой мы должны стремиться!

Состоянием покаяния оценивается глубина святости. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, святость и высота угодников Божиих – это их глубина проникновения в покаяние. Чем выше святой, тем он больше видит себя грешным и недостойным. Но почему? Он же творит чудеса, Господь дает ему дар прозрения. Дело в том, что святые не сравнивают себя с людьми грешными, они сравнивают себя с апостолами, со Христом. На фоне солнца меркнет другой свет, на фоне Божественной чистоты мы все нечисты, потому что в нашем естестве пребывает грех. Праздник Святой Троицы призывает к высокому человеческому достоинству – быть храмами Божиими. Каждый из нас должен храм своей души намолить, наполнить иконами, расписать его, чтобы собрать в своем сердце благодать Божию и упокоить в своем естестве Духа Святого.

Кто будет последним хозяином нашего внутреннего храма? Ведь оно становится то храмом Духа Святого, то храмом дьявола, когда в нем господствуют страсти. В праздник Пасхи мы поем: «Воскресение Христово видевше…» А мы видели его? Может, тогда петь «воскресение Христово слышавше»? Нет, мы видели сердечным оком, как Христос воскресает в нашем сердце и побеждает грех. У каждого из нас есть такой опыт. Господь воскресает, когда мы каемся, боремся с грехом и просим: «Господи, я не могу победить полчища бесовкие, помоги мне, я никого не хочу осуждать, никого не виню в своих грехах, только прости меня», и Господь прощает и дает благодать. Мы видим, как в нашем сердце восстает, торжествует Христос. Разбегаются демоны, и фаворский свет наполняет сердце. Мы чувствуем мир, и все скорби, страдания, болезни мы можем легко пережить. Причем не просто пережить, а пережить радостно, когда с нами будет Господь, когда Дух Святой придет и вселится в наше сердце и очистит его «от всякия скверны».

Подготовила Людмила Селиванова








Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.