Интервью

Митрополит Даниил: К пустому колодцу за водой не ходят

Митрополит Даниил: К пустому колодцу за водой не ходят 29.12.2015

Поводом для интервью с митрополитом для газеты «Архангельск – город воинской славы» стали сразу два события: 27 декабря ему исполняется 55 лет, к тому же ровно пять лет назад, 24 декабря 2010 года, решением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Даниил был назначен епископом Архангельским и Холмогорским.

– Владыка Даниил, две пятерки в юбилее, пятерка в Архангельске – хороший повод подвести итоги. Чем гордитесь, что удалось сделать за это время?

– Знаете, слово «гордиться» я не люблю, мне гораздо ближе слово «радость». Лучше поставим вопрос так: что меня радует? То, что Господь Бог милует меня каждый день, что я просыпаюсь и вижу этот мир, что есть воздух, вода и еда. Все, что нас окружает, – это дар Бога. Господь создал человека, чтобы он здесь жил по закону Божиему. А сегодня люди чаще живут по «понятиям». А жить по закону Божиему – быть милосердными, сострадательными, жалеть других. Как говорится в Ветхом Завете: «Уклонись от зла и сотвори благо». На днях произошел случай, который меня сильно потряс. 15-летний парень ушел из дома и под действием спайсов раздетым и босым бродил по улицам. Его нашли на территории нашего храма, вызвали скорую. Врачи сказали, что ампутация неизбежна – пальцы рук и ног обморожены. Без сомнения, те, кто продал ему спайсы, – это нелюди, но ведь парень несколько часов ходил по нашим улицам и никто не остановил его, не вызвал скорую или полицию. Вот это равнодушие поражает больше всего.

– Позвольте все же из сферы духовной перейти к вещам материальным. Вы говорите: благо творить. Но сфера духовная должна на что-то опираться – на материальную составляющую. Вы за девять лет на Сахалине возродили и построили очень много храмов, здесь у нас за пять лет сколько церквей понастроено, собор кафедральный возводится…

– А вот это как раз и есть продолжение нашего разговора, потому что, если не будет духовной основы, не будет и материальной. Ведь как в народе говорят: к пустому колодцу за водой не ходят. Когда я приехал сюда, очень переживал: строительство кафедрального собора остановилось, все разводят руками, мол, средств нет, возможностей. Святейший Патриарх Кирилл, посылая меня сюда, сказал, что строительство собора должно стать одним из важнейших моих деяний. Ведь собор – это не только стены храма, это место собора, собрания людей. И это должно быть такое здание, чтобы в нем могли собраться люди, не падая в обморок от духоты. У нас по большим праздникам люди семьями не могли прийти в храм, потому что боялись, что детей в тесноте затопчут. Должно быть обязательно такое здание – символ нашей культуры, нашей духовности.

– А сложно было сдвинуть все это с места?

– Очень сложно. Но начал с того, что стал знакомиться с людьми и просить помощи. Попросил помочь и тех, с кем общался на протяжении 17 лет служения в Троице-Сергиевой Лавре. Я же когда пришел на Сахалин, ситуация была аналогичная. Как выживать, если ни копейки денег? Хотелось сесть на самолет и улететь обратно. Но куда послали, там и нужно нести свой крест. Мы же служим христианству всю жизнь, мы воины, борющиеся с духами злобы поднебесной. Так и на Сахалине – постепенно стали вставать на ноги, развиваться, строиться. И сейчас эта епархия – одна из лучших. Этот опыт, полученный за девять с лишним лет пребывания на Сахалине, мне очень пригодился в Архангельске. Потому что люди везде одинаковы – наши, русские люди, мы по природе своей христиане. А вообще, любое дело надо начинать с молитвы. Пришел в Ильинский собор и схватился за голову – в каком он был состоянии! Крысы бегают, все разрушено, я такой жути в жизни не видел. Начал молиться о помощи – Илии Пророку, усопшим, что лежат на церковном кладбище (все родительские субботы всегда служу сам). Добрые люди пришли на помощь. И посмотрите – всем миром взявшись за дело, мы полностью отреставрировали Ильинский собор, кладбище начинаем приводить в порядок. Когда человек вкладывает в Бога, он сам богатеет. Храмы останутся на века, перед ними даже смерть не властна.

– Вам пришлось перестраивать здесь работу епархии?

– Считаю, что здесь мне повезло с людьми. Когда уезжал с Сахалина, священнослужители кинулись: «Владыка, мы с вами». Я им сказал: «Братья, не обижайтесь, но ни одного священнослужителя с собой не возьму. Я собирал вас сюда по крупице, каждый из вас бриллиант. А если из броши хоть один драгоценный камень выпадет, вся ее красота пропадет». На самом деле небывалый случай, ведь обычно епископ приезжает со своей командой, а я ни одного священника с собой не привез. Весь упор сделал на местных кадрах, стал их подтягивать, проводить совещания, ввел такой коллегиальный орган, как епархиальный совет. Я же не знаю ситуации здесь, так подсказывайте мне, помогайте. Это и называется соборность, когда мы соборным разумом, собравшись вместе, выносим решение. И тогда священнослужители почувствовали свою нужность и свою ответственность. Так все основные вопросы мы стали решать на епархиальном совете, и за эти пять лет я почувствовал наше единство. У нас активно стали работать отделы в епархии – по молодежному служению военный отдел, отдел образования, отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и другие. Я увидел здесь замечательных людей, с которыми мы стали единомышленниками. У нас есть единодушие. И тогда начинает собор строиться, купола меняются в храмах, за эти пять лет мы отреставрировали здание епархии. Но не хочу, чтобы наш разговор стал отчетом о проделанной работе – сколько храмов построено, сколько ремонтируется и так далее. Такие отчеты мы посылаем в Московскую Патриархию. Все это строит на самом деле Бог, я лишь Его помощник на этой земле. Еще по поводу перестроений – здесь была очень ненормальная ситуация, которая будет нам аукаться еще не одно десятилетие. Я говорю о Крещении. Мы не должны просто так крестить людей, обязательно должно быть предварительное оглашение.

– Многие у нас крестятся сами и крестят детей, считая это модным обрядом, не понимая смысла таинства.

– Я часто спрашиваю людей: вы зачем хотите крестить ребенка? «Чтоб ребеночек не болел», – отвечают. Так он как болел у вас, так и будет болеть. Сделать первый шаг и не пойти дальше – это еще хуже. Печально, но даже шутка есть, что архангелогородцы два раза в жизни бывают в храме – первый раз, когда их крестят, а второй раз только некоторые, когда их отпевают. Но так же нельзя! Человек должен созреть для этого таинства. И сейчас у нас желающие покреститься должны пройти как минимум два собеседования. И крестные в том числе. У многих, к сожалению, нет понимания ответственности крестных родителей. А как можно доверить ребенка, его душу тому человеку, который пребывает в нераскаянных грехах? Ты сначала сам исповедуйся, причастись, постарайся очиститься от грязи и тогда уже бери ответственность за ребенка.

– А такие условия отсеивают желающих покреститься?

– Безусловно. Случайные люди отходят в сторону. Но если ты серьезно относишься к таинству крещения, то потратишь время на обу-чение. Здесь как раз тот случай, когда нельзя гнаться за количеством. 90-е годы, когда все повально ринулись креститься, дали свои плоды. Как говорится, есть прихожане, а есть захожане или прохожане. Вот человек заходит в храм и даже не знает, как себя вести. А ведь он крещеный. Это неправильно.

– Вот, кстати, как сделать, чтобы люди не боялись заходить в храм? Многие ведь не знают, как там себя вести, куда идти. А еще кто-то столкнулся с грубостью церковных «старушек» – цыкнули на него однажды за неправильное поведение и навсегда отбили охоту переступить порог храма.

– Есть такая добродетель, которая называется решимость. У нас больше идет перекос в сторону обрядов, отношение к храму исключительно потребительское – пришел, свечку поставил и ждешь чуда, дескать, я сделал хорошее духам, теперь духи обязаны мне. То есть сердце наше не изменяется. А ведь все наши посты, молитвы, дела милосердия – это не цель, а средство изменить свое сердце, сделать его более мягким, сострадательным. Но сердце у каждого разное, каждому нужно разное время, чтобы измениться. И здесь нужна решимость, воля, которые нужно воспитывать в себе. Надо набраться решимости и переступить порог храма, и там вам обязательно помогут. А по поводу «злых старушек» – всегда привожу такой пример. Вот зашли вы в поликлинику, а вам медсестра злая в регистратуре попалась или на врача нарвались некомпетентного. Вы что, после этого с медициной завяжете? Нет, вы найдете другую поликлинику или другого врача. Вот так и здесь.

– Владыка, вы публичная персона, духовное лицо города и области. Но о вашей личной жизни мало что известно? Чем увлекаетесь помимо службы?

– На самом деле моя личная жизнь тесно переплетена со служением. Семьи у епископов нет, таковы каноны. Мы живем по церковным канонам, как, например, армия живет по воинскому уставу. В этом наша сила. Мой эликсир молодости и силы, источник энергии – Причастие Христовых Тайн и служение Богу, ежедневные службы утром и вечером. На все остальное не хватает времени, даже на то, чтобы посидеть с друзьями. Есть у меня грех, за который стыдят доктора, – не слежу за своим здоровьем так, как предписывают врачи, на это тоже не хватает времени. Как и на спорт, впрочем, хотя я люблю движение. Очень много хожу по территории, даже дела часто решаю на ходу, а не сидя в кабинете.

– Напоследок такой бытовой вопрос. Ваш день рождения всегда выпадает на Рождественский пост. И ведь Новый год тоже проходит во время поста. Как сочетать праздники и пост, научите.

– Не надо утрировать – Церковь никогда не запрещает сами атрибуты новогоднего торжества – встретить Новый год, пригласить гостей, посмотреть на фейерверк, детям сходить на елку. Выпил ты на Новый год бокал шампанского – в чем здесь грех? Главное – знать меру во всем: в еде, в светских развлечениях. Важно помнить, что пост – наше оружие в борьбе со злыми духами. И представьте: идут боевые действия, а мы говорим командиру: давайте погуляем немножко, ведь Новый год же. То есть мы не должны послабляться сильно. В кулинарном плане в этот пост разрешено вкушать рыбу. Можно и очень достойный постный стол приготовить, да так, что люди несведущие не отличат его от мясного. Ко мне порой приходят друзья – даже не во время поста, а в обычные дни, но в среду или пятницу. Я не предупреждаю, что еда на столе постная. А в конце, когда пьем чай, спрашиваю: не заметили ли чего-то необычного? У нас же стол был без мяса, яиц, молока. Они удивляются – оказывается, еще и вкуснее. Праздник ведь не в чревоугодии. Праздник – это радость: на утренник сходил, друзей навестил, Дед Мороз к детям пришел. Во всем должна быть умеренность, мера радости и веселью.

Источник: http://arhcity.ru/?page=0/35736








Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.