Интервью

О церковном благочестии

О церковном благочестии 26.01.2016

Благоговейное отношение к храму, к святыням, к богослуже­нию — так в Православии понимается церковное благочестие. Но люди, приходящие в церковь, часто не знают или просто игнорируют установленные правила. Эта тема и легла в основу беседы с митрополитом Даниилом.

Настроиться на таинство Благодарения

Потеря церковности, к сожалению, — это болезнь православных христиан. Почему мы говорим: человек должен воцерковиться? Что это значит? В живом организме каждая клеточка выполняет свою функцию, не подавляя других и тем самым создавая баланс и гармонию в целом. Вот и человек должен стать клеточкой организма — Церкви, которая являет собой общество людей, объединенных Духом Святым, определенными законами, заповедями Божиими.

К сожалению, такое положение вещей во многом было потеряно в советский период, когда священникам запрещали вести работу с людьми. Не все священнослужители могли проповедовать, многие говорили неярко, поскольку за сильную проповедь уполномоченный по делам религии чиновник имел право запретить им служение в храме. Сейчас мы пожинаем плоды: люди приходят в церковь, не понимая, как себя там вести.

Если человек неправильно пользуется лекарствами, в лучшем случае эффект от них окажется нулевым, в худшем — отрицательным, можно нанести вред организму. Так же и в отношении церковных таинств. Можно навредить себе молитвой, и не Бог тебе вредит, а ты сам себе. В Евангелии есть замечательный пример, когда неправильная молитва дает результат со знаком минус, — притча о мытаре и фарисее, когда первый ушел из храма оправданным, а второй осужденным.

На богослужение принято приходить заблаговременно. Сначала мы настраиваем свое сердце. Нужно избавиться от мыслей и впечатлений, которые рождались в голове, пока мы шли в храм. Перед Литургией читают Часы — это своего рода настройка к величайшему таинству Благодарения Бога.

Что мы делаем во время чтения Часов? Поминаем живых и усопших родственников, близких, знакомых. В это время совершается проскомидия, когда священнослужитель вынимает частички из просфор. Его молитва соединяется с нашими, независимо от того, где мы стоим, — в метре от алтаря или в конце храма, главное — мы совершаем молитвенное поминовение и правильно настраиваем свои сердца.

По окончании Часов священнослужитель провозглашает: «Благословенно Царство...» — и далее: «Миром Господу помолимся… О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся... О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Эти прошения о мире, чтобы в первую очередь он пребывал в наших сердцах. Такое состояние называется еще состоянием равновесия. Все великие дела совершаются в состоянии равновесия, когда есть время осознать, продумать свои действия. Так же и здесь, в храме, наше сердце приготовилось.

Далее начинаются антифоны, и человек впитывает, повторяет про себя то, что он слышит. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа». Мы пришли благодарить Бога. У нас нет ничего своего, все, что мы имеем, таланты, удачные проекты, как сейчас говорят, — все это милость Божия. Господь помогает, и у нас получается. Он настолько милостив, что помогает и тем, кто отрицает Его бытие, от Него отворачивается. Бог нас любит больше, чем любит ребенка мать.

Если человек опаздывает на Литургию, он пропускает и поминовение своих близких. А это «посылки», которые мы им передаем. Мы потеряли традицию поминать усопших. Раньше на панихиду приносили самое лучшее. Одна женщина, отошедшая в мир иной, приснилась своей дочери, а та была весьма небрежна в поминовении — на канон приносила только сахар. Дочь спросила у своей мамы: как там? И она ей ответила, что всем присылают посылки с богатыми яствами, а мне приходит лишь сахар…Человек приносит для поминовения что-то хорошее, чтобы другие, вкушая, помолились за тех, за кого это принесли.

Храм Божий — место молитвы. До начала богослужения нужно подойти к иконам, поставить свечки. Если во время службы, когда читают Евангелие, человек начинает пробираться к подсвечнику, он волей-неволей касается других и тем самым отталкивает от молитвы, отвлекает. Можно ведь и после богослужения приложиться к иконе, если не успел до начала. Но во время Литургии не надо ходить!

Нужно сказать и несколько слов об Исповеди. На ней называем сам грех: гневаюсь и ругаюсь. Не надо рассказывать, при каких обстоятельствах произошел тот или иной инцидент, с кем он произошел. На Исповеди мы говорим о факте, одним словом. Главное, чтобы при этом было сожаление, скорбь. Скорбь ради Бога приводит человека к покаянию. А мирская печаль приводит к смерти. Если тебя чего-то лишили, ты переживаешь. Но разве это что-то дает? Ничего. Что такое печаль? То, что пришло в результате греха. А грех родил двух сыновей: смерть и страдание. Но Господь сделал так, что дети убивают своего отца. Смерть заглаживает многие грехи. А печаль вменяется даже вместо делания. Не исполнил что-либо человек, но печалится, что не совершил этого: «Господи, прости!» И Господь через эту печаль, через переживание прощает грех.

А есть ли мир в сердце?

Так что Исповедь — это переживание в первую очередь. Молитвы, которые читаем перед Причащением, — плач о грехах. Нужно читать их, чтобы пропитаться духом покаяния. Этот дух усиливается, когда человек приходит на службу. Самая сильная молитва Иисусова: «Господи, помилуй!», — которую мы произносим не просто на уровне сознания, а так, чтобы сердце откликалось. Когда молитвы проходят через сердце, они приносят нам Божественную благодать.

Перед Причастием Святых Христовых Тайн звучат слова: «Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». То есть я самый большой из грешников, первый из них. И еще звучит молитва: «Помяни мя», Господи, во Царствии Твоем». Так говорил не святой, а разбойник — негодный человек, который до этих слов был преступником, а после стал угодником Божиим.

Теперь о причащении детей. Конечно, это необходимо. Ребят следует приучать к благоговейному, внимательному поведению в храме, ведь это не игровая комната, расписанная красивыми образами. При этом невозможно воцерковить ребенка, если родители сами не будут жить церковной жизнью. Храм — место встречи с Богом, Дом Божий, Бог везде, но здесь Он особенно пребывает, поскольку Его Тело и Кровь находятся на престоле постоянно. Если кому-то становится плохо, кто-то попал в аварию, лежит в больнице, священнослужитель берет Святые Дары и причащает больного человека.

Правильное поведение в храме, правильный настрой способствует усилению наших молитв и тому, что благодать Божия свободно входит в нас. Если же на богослужении мы осуждаем кого-то, испытываем неприязнь, разговариваем — это крайне нехорошо.

Херувимы предстоят во время Литургии Богу со страхом и трепетом. А у нас страха нет… «Со страхом Божиим и верою приступите», — перед Причастием говорит священник. А перед Евхаристическим каноном: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносити». Нужно себя вопрошать: «Есть ли у меня страх? А есть ли мир?» Если нет, укорить себя от всего сердца: «Господи, прости меня, помяни меня во Царствии Твоем…» Вот правильное поведение в храме. И тогда человек уходит со службы одухотворенный. А можно выйти еще в худшем состоянии, чем пришел.

Очень важно — никого не осуждать и все прощать. В храме много всяких мыслей посещает, сложно с ними совладать, а еще наши разговоры… О чем разговаривать? Что может быть выше? Здесь находится Сам Христос. Часто сетуем: вот, Бог ничего не дает… Так ты сам не собрал мысли, себя не укорил, а наоборот, укоряешь кого-то… Помню, бабушка одна мне пожаловалась:

— Все меня обижают, я жертва.

Спрашиваю:

— Вы молчите или отвечаете?

А она:

— Ну как же молчать-то! Вообще заклюють!

Се, стою у двери

Нередко люди говорят: всю службу мысли улетали то туда, то сюда. А ты пожалуйся на себя Богу: «Сегодня что-то совсем плохо мне, помоги, Господи!» Человек должен осознавать качество (своей) молитвы, один раз хорошо помолился, другой хуже. Это как небо, оно не всегда в одном состоянии: бывает, солнце светит, облачка бывают маленькие, бывают свинцовые, а бывает так, что все небо обложило и никакого просвета. Так же и наша молитва. Мы хотим принять самого дорогого гостя в мире, во вселенной — Христа — в свое сердце. Мы должны приготовиться. Частое причащение Христовых Тайн должно быть. Раз в месяц причащайтесь, а когда праздники, еще чаще. И нужно себя хранить после Причастия. Особенно враг нападает гневом и раздражительностью. Нужно опять же просить помощи Божией: «Господи, помоги мне удержаться».

«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), — говорит нам Господь. Человек приходит в храм, это начало. Святому Исааку Сирину принадлежат слова: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную». Царствие Божие внутри нашего сердца, которое нужно настроить, очистить, и тогда входить на молитву. Божественная благодать — «подзарядка», которую мы в изобилии получаем на богослужении. Когда молимся дома, благодать подается по капельке, а когда в храме — изливается потоками.

Подготовила Людмила Селиванова








Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.