Интервью

Простить в своем сердце ближнего

Простить в своем сердце ближнего 19.05.2016

Пост – время тишины, время прощения. Но как же часто сердце бывает не подвластно нам.  Что значит искренне простить, об этом говорит митрополит Даниил. 

Каждый человек хочет полноты бытия в своей жизни. Мы часто рукоплещем успешным людям, следим за их достижениями, награждаем их, видя, сколько они прикладывают трудов  для обретения своего земного счастья. Они, конечно, жертвуют временем, силами, здоровьем, зачастую сознательно идут на это. А есть вариант, когда можно приобрести счастье, не трудясь ногами, руками, устами, но соединив ум и сердце. Об этом пишет святитель Иоанн Златоуст. Не надо утруждать себя, плыть за моря, нужно только одно – простить в своем сердце ближнего. Тогда ты получаешь награду - счастье, причем не в мире ином, нет, ты получаешь удовлетворение здесь и сейчас. Начинается процесс выздоровления. Вот что такое прощение.

 Если мы решили строить здание, начинаем с фундамента. Если этот этап проигнорировать,  дом будет обречен на обрушение.  А пост –  строительство духовного здания. Основанием великих добродетелей является прощение. Нам всегда хочется получить сразу многое. Есть добродетель, которая превосходит все остальные по воздаянию, и она называется «прощение». Человек получает сразу столько «баллов»! Святитель Иоанн Златоуст писал, что на самом деле простить легче, чем враждовать. Во вражде силы уходят на то, чтобы достойно выстроить оборону или перейти в наступление. Человек постоянно занят этими мыслями. А в прощении - минимальный труд,  отсечь проблему, фронт закрыть. Что может быть лучше?

К такому основанию – прощению - приглашает нас Церковь перед постом, духовным строительством своего храма, своей души. Здесь возникает интересный вопрос: что делать, если простить не получается? Умом это легче сделать, а вот сердце остается не согласным. Здесь происходит то, что произошло после грехопадения прародителей: наши чувства, ум, сердце работают вразнобой, как лебедь, рак и щука. На что согласен ум, не согласно сердце, или наоборот. И если такое происходит, мы должны в страдании молить Бога, чтобы Он умилосердился и подал нам силу, то есть Свою благодать, простить.

Святому Иоанну Златоусту много веков назад задавали тот же вопрос. Угодник Божий говорил потрясающие вещи, множество людей слушали его. Понятно, что и во времена святителя грех настолько доминировал в сердцах, что люди признавались: «Владыка, у нас не получается простить». И что на это отвечал Иоанн Златоуст? Просите Бога, сокрушайтесь пред Ним, заставьте свое сердце переживать: «Господи, помоги, укрепи меня».

Прощение должно быть стопроцентным, а не на 95 или 99 процентов. А мы зачастую так не можем. Будем укорять себя и просить помощи Божией, и тогда это получится.

Раз в год в храме накануне Великого поста совершают  чин прощения. Но почему  мы должны просить прощения у людей, с которыми не соприкасались, и даже не знаем, как их зовут? Странно подойти и сказать «прости». Это должно быть все же осознанно. А какое же осознание ставится во главу этого процесса? Каждый из нас - живая клеточка в организме, который называется Церковь Христова. И мы соединены не только с людьми, живущими на земле, но и с давно ушедшими. Тело наше настолько велико, что простирается за пределы земного бытия, за пределы земного шара. Каждая клеточка обогащается Кровью Господа нашего Иисуса Христа, и это нас объединяет – одна кровь, одна вера, один организм. Каждый человеческий грех приближает пришествие антихриста, делает слабее оборону. Ошибки человека, а грех – это ошибка, делают слабее весь организм. Мы виновны не только пред Богом, но и перед близкими, когда впадаем в грех. Через нас идет отравление всего организма. Нужно осознать, что мы мистически, таинственно виновны через грех перед другими людьми.

 А как мы ведем себя в храме? Некоторые прихожане, которые должны показывать положительный пример недавно пришедшим, показывают пример отрицательный. Разговаривают, толкаются, ходят во время богослужения…  У иных и в мыслях нет, что они кого-то соблазнили своим поведением. Даже своей исповедью: люди истории свои рассказывают, а не грехи называют. В излишней громкости... Как хор, который в маленьком храме распевает в полный голос, рвет себе связки. Некомфортно стоять, децибелы режут слух. Исповедь не публична, человек должен щадить, жалеть других, говорить так, чтобы никто, кроме батюшки, не слышал. А у нас читают Евангелие, и я в алтаре слышу голос исповедующегося… Привычка и нежелание исправиться. Грехом можно ранить, соблазнить близких.

Блаженный Августин пишет, как часто мы лжем Богу в молитве, когда произносим  «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим»…  К примеру, пришел один человек к другому, которому должен некую сумму денег, и сказал: «Прости мне долг». А тот богат и особо не почувствует, если ему не вернут деньги. Но есть закон справедливости. Богач ответил: «Если поможешь бедному человеку, простишь ему, что он должен тебе, и я прощу твой долг». Таким образом, богатый решил научить доброте своего должника. На каком основании будет прощен долг? На том, что простили своему ближнему. «Но где свидетели, пригласите их, - скажет богач. - Ах, так это неправда, ты хотел меня обмануть…» Тогда человеку будет еще хуже. Мы ведь просим в молитве «прости так, как я прощаю». Предполагается, что человек прощает от всего сердца, то есть прилагает максимальные усилия, чтобы избавиться от этого.

Мы предпринимаем усилия, чтобы человеку не предъявлять претензий. Это не значит, что мы, простив и сказав: «Я не буду поминать это, не буду упрекать в этом», - отстранимся и не будем иметь с ним никаких дел. Простить не значит забыть. Некоторые смущаются: я же это помню.  Надо сделать все, чтобы не подливать масла в огонь, не подогревать ситуацию. Сознание фиксирует, помнит, что тогда-то произошло, но претензий нет. Надо повторять: «Господи, помоги мне простить по-настоящему, глубоко  и от всего сердца».

 Невозможно, чтобы наше сердце очистилось сразу. Но что требуется с нашей стороны? Воля, желание, стремление, просьба ко Господу о помощи. Тогда Господь нам поможет. Постепенно мы будем подниматься. Святитель Феофан Затворник пишет, что если бы все люди начали искренне прощать друг друга, то наступило бы такое торжество радости, мира, любви - небо бы соединилось с землей и наступил бы рай. Представляете? А мы живем в негативе. На улицу страшно выходить, особенно вечером, – неизвестна реакция других людей. Представьте, если люди были бы рады друг другу. Раньше при встрече, приветствуя друг друга, кланялись в землю, то есть рукой доставали до земли. А почему? Кланялись образу Божиему, который находится в этом человеке.

Когда мы прощаем, как пишет Марк Подвижник, тогда то, что заложено в нас при Крещении – Царство Божие, божественная благодать  -  начинает работать так, что мы ощущаем ее реально. Чтобы такое почувствовать, нужно жить по духовным законам.

Как понять, что действительно простил? Господь дает благодать. Она выражается в мире, радости, долготерпении. Мы пересматриваем свое отношение к человеку, перестаем осуждать. Как себя заставить не осуждать? Думать о своих грехах и вспоминать слова святых отцов: «Он завтра покается, а я нет». Мне нет дела до чужих грехов. Нас зовут куда-то, а мы ждем гостей, занимаемся уборкой квартиры и отвечаем: некогда. А к нам на Пасху придет самый дорогой Гость, и потому надо днем и ночью очищать свое сердце. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Пс. 1:1). Вот и я не пойду туда, где осуждают, я слабый человек, мне расскажут, будет крутиться в голове, поддакну. Зачем мне участвовать в беззаконии? Не хочу. Тогда начинается процесс очищения, и сердце будет способно вместить живительную влагу, которая называется благодать Божия.

 Подготовила Людмила Селиванова

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №1, 2016 




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.