Служение

Дата публикации:8 Января 2017

Митрополит Даниил: Не будем отнимать у себя радость, которую принес на землю Христос!

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 8 января совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Во второй день празднования Рождества Христова Церковь отмечает Собор Божией Матери.

Преблагословенная Дева Мария стала избранным орудием Промысла Божия, родив Спасителя. Поэтому праздник ее чествования установлен сразу после Христова Рождества. Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение) в этот день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу, — тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.

В проповеди владыка предложил верующим осмыслить исторический эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея, связанный с Рождеством Спасителя. Волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождении младенца Мессии. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2:16).

Избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Младенец Христос спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

«Как отреагировал Ирод на весть о том, что волхвы не сказали ему, где место и кто будущий царь? — начал проповедь митрополит Даниил. — Мы видим жестокость Ирода, которая простиралась даже до детских душ. 14 тысяч младенцев убил этот царь! Как Господь мог попустить это? Только тогда можем понять это, когда почитаем толкования святых. Когда человек верит, что жизнь не заканчивается смертью тела, что эта краткая страница быстро переворачивается, тогда по-другому видит и смерть. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Господь попускает страдания людям по двум причинам: либо как очищение от грехов, либо в качестве великих венцов. У младенцев нет грехов, и в этом случае страдания и смерть — это самая величайшая награда, которая может быть. Убиенные Иродом младенцы явились первыми мучениками, пострадавшими за Христа. Это первые люди, которые приняли от Бога венцы».

По словам владыки, причина иродовой злобы —  властолюбие: «Есть такой грех у Ирода, но только ли у него? Ведь у каждого он есть, мы любим исполнения своей воли, своей власти. Давайте подумаем, что из этого следует. Сегодня мы должны радоваться празднику Рождества Христова. Но все ли христиане радуются? А почему некоторые не испытывают никакой радости? Представим себе день рождения самого дорогого человека. Пришли гости, и один из них сидит как на похоронах. Он сразу вносит дисбаланс в торжество. Почему? У него какие-то там свои домашние заморочки  и это он ставит выше торжества. Что может на земле лишить нас радости Рождества Христова? Радость даже демон не может отнять у нас. Но мы сами можем остановить радость, которая стоит у порога сердца. На меня не так посмотрели, слово сказали не то, унизили мое достоинство, и всё — радость ушла. Вот и Ирод именно так воспринял весть о рождении в мир Спасителя — как унижение, как возможность отнять его власть. Он не искал волю Божию, но хотел утверждать свою. Вот причина его злобы и его несчастья».

Говоря о том, как сохранить радость Рождества Христова, владыка призвал людей поддерживать себя молитвой в храме, чтением Евангелия и святоотеческих творений и размышлениями о том, какие события воспоминает и переживает Церковь Христова в эти дни. «Радость, которую Бог принес своим Воплощением, пусть обитает в наших сердцах. Важно, чтобы мы не одни радовались в своей комнате, в своем жилище. Чтобы мы поделились этой радостью, разбудили скорбящих в этот день. На лицах многих скорбь, не видно радости. Человек может стоять в храме, петь в хоре или служить у Престола Божия и не радоваться. А лицо —  это зеркало души. Пусть радость, которую Христос принес на землю, никто не сможет отнять у нас, и пусть мы сами не будем отнимать её у себя!»

Богослужение митрополита Даниила в этот день украшали юные певчие Епархиальной воскресной школы. От имени детей поздравил владыку с Рождеством Христовым руководитель школы священник Артемий Ведерников.

«Праздник Рождества Христова — это великий праздник, — сказал отец Артемий. — Господь Всемогущий, Господь Вечная Любовь снизошел ради нашего спасения на землю, бесконечно смирился, придя в этот мир на страдания. Господь проявил великое смирение по любви. И Он призывает каждого из нас быть подобным Ему в этом смирении, вызванном любовью. Владыка, вы для нас этот пример жертвенного служения, вы всего себя посвятили Церкви. Денно и нощно вы молитесь за нас! И дети благодарят вас за это. Мы желаем вам помощи Божией и благодарим за дарованную нам возможность служить Церкви».

Напомним, что праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в IV веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.