Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Служение

Дата публикации:2 Апреля 2017

Митрополит Даниил совершил последнюю в 2017 году пассию

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил вечером 2 апреля совершил чин пассии с чтением акафиста Страстям Христовым в Ильинском кафедральном соборе Архангельска.

В проповеди архипастырь прокомментировал прочитанный за богослужением фрагмент Евангелия, повествующий о троекратном отречении апостола Петра от Спасителя. «Очень больно видеть около себя близких друзей, которые предадут в самую трудную минуту, — сказал митрополит Данил. — Так было с Богочеловеком, Он видел предательство ученика. Бог попустил апостолу Петру совершить это отречение, чтобы он не впал в гордость, чтобы его любовь ко Спасителю была не от плоти и крови, но подлинной. Любовь падшего естества, ветхозаветная любовь, неправильная любовь должна быть искоренена из сердца человека и на ее месте должна быть насаждена новая любовь — Христова, в этом наша задача. Только Христовой любовью можно возлюбить ближнего как самого себя. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что обольщает себя тот, кто думает, что реально совместить эти две любви — ветхозаветную и новую».

Владыка отметил, что измена Господу совершается, когда человек нарушает Его заповеди: «Как же достигнуть такой любви, чтобы не предавать Христа? Понуждением себя к исполнению заповедей, смирением, покорностью Воле Божией. Следует понять, что люди, которые нам дороже всего, дети, жены, мужья, это не наше, это Божие. Мы с ними живем на земле какое-то время, но сродниться с ними так, чтобы не разлучиться в Вечности, можно только во Христе, только Он может нас соединить по-настоящему».

Также митрополит Даниил отметил, что неправильная земная любовь может перерастать в болезненную привязанность, разрушая человека: «Когда мы  своих близких предадим Воле Бога, тогда смирение войдет в наше сердце, тогда совсем по-другому мы начнем жить, у нас не будет пристрастия к людям, и это станет свидетельством правильной любви. Еще необходимо помнить, что любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Если ты — писал святитель Игнатий Брянчанинов — хоть к одному человеку питаешь неприязнь и думаешь при этом, что любишь Бога, то обольщаешь сам себя: нет у тебя любви к Господу».

Владыка призвал просвещать сердца изучением Священного Писания и Предания. «Это помогает видеть свои грехи, видеть своим сердцем добро и зло. Соединяясь с Богом через Его Слово, мы все больше сможем погружаться в добродетель смирения. Тогда постепенно начнем терпеть, любить, служить нашим ближним. Когда святителя Николая Сербского спросили, что значит любить ближнего, он сказал, что это умение бесконечно уступать другому, если тот нуждается. Следует уступать во всем, кроме греха. Если же видим, что просимое не на пользу ближнему, тогда нужно мужественно отказать. Я желаю всем труда, старания, преумножения добродетей, в особенность главной из них — смирения», — завершил проповедь глава Архангельской митрополии.

Напомним, что слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед Великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата, и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.