Служение

Дата публикации:2 Июля 2017

Митрополит Даниил: Понуждайте себя делать то, что не хочется

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 2 июля совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь празднует память апостола Иуды, брата Господня, а также святителей Иова Московского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

«Святитель Иоанн Шанхайский — святой нашего времени, который скончался в 1966 году, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Святость владыки Иоанна признавали не только православные люди, но и представители других конфессий. Передается из уст в уста рассказ о том, как в Париже католический священник обращал внимание своей паствы на то, что и в современном мире есть чудеса и святые, приводя в пример владыку Иоанна. Он спасает и сейчас, в наши дни, приходит на помощь тем, кто его призывает в молитвах».

По словам владыки, святитель Иоанн стяжал безмерную благодать Божию, потому что отличался великим смирением: «Как он стал святым? Ответ содержится в сегодняшнем евангельском чтении. Сотник, то есть римский офицер, язычник, пришел к Господу просить за своего любимого слугу, который был тяжко болен. Господь ответил: "Я к тебе приду и исцелю его", а сотник счел себя недостойным принимать Господа в доме и ответил Христу: "Господин мой, я даю приказ своим солдатам, и они выполняют. Ты только прикажи, и болезнь оставит его". Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: "Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры". Вера этого сотника так сильна, потому что соединена со смирением. Вера без смирения — это ничто, она не приносит пользы. Приобрести любовь, молитву и другие добродетели можно лишь вслед за приобретением смирения Христова. Каждый раз мы слышим в храме за Литургией слова Нагорной проповеди о том, что счастливы ощутившие свою нищету духовную, начальную стадию смирения. Именно эта добродетель сделала владыку Иоанна святым человеком».

Одно смирение может спасти человека, даже если оно не будет растворено добрыми делами, сказал митрополит Даниил: «Господь примет человека, который всю жизнь смирялся, укорял себя, всех прощал и за всех молился. Те, кто не опаздывают на чтение часов перед Литургией, слышат слова псалмопевца Давида, обращенные к Господу: "Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя". Труд и смирение позволяют нам просить у Господа прощения грехов. Бог готов ниспослать нам радость, но не может ее дать, потому что мы тщеславны, горды, самолюбивы и эгоистичны. Нужно чаще себя понуждать, заставлять делать то, что не хочется. Когда не хочется, а ты, например, идешь на службу и молишься, это дорого перед Богом. Так смиряли себя все святые, которые показали нам множество путей для достижения Царства Небесного. Будем не только слушателями, но исполнителями заповедей Господа и святых».

Святитель Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге Украины в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Михаила Архангела.

С детства мальчик отличался глубокой верой, усердно собирал иконы, а также церковные книги, по ночам подолгу стоял на молитве. Более всего любил читать жития святых. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.

В годы гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополит Антоний (Храповицкий) постриг его в монахи с именем Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.

В то время епископ Николай (Велимирович) давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Русские люди, находящиеся в рассеянии, имели в лице владыки Иоанна крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку.

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн».

Блаженный владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец прославлен Русской Зарубежной Церковью в лике святителей 2 июля 1994; прославлен общецерковно Архиерейским Собором РПЦ 24 июня 2008 года.

Житие святого составлено по материалам сайта: www.days.pravoslavie.ru




Публикации

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.

Митрополит Даниил: Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию
6 Июл 2017

Митрополит Даниил: Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию


Материал интервью с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом с сайта www.monasterium.ru.

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты
2 Июн 2017

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты


Если «Свидетели Иеговы» думают, что смогут возрастать в подполье как раньше, они вообще не представляют себе мира, в котором живут сейчас.