Служение

Дата публикации:9 Августа 2017

Митрополит Даниил совершит Литургию на территории «Севмаша»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 15 августа посетит Северодвинск. Владыка совершит Литургию в Никольском соборе на территории оборонного завода «Севмаш», богослужение начнется в 8:00.

В завершение Литургии митрополит Даниил и сослужащее духовенство пропоют величание у памятного креста на месте захоронения святых братьев Антония и Феликса Корельских. Эти святые, основатели Николо-Корельского монастыря, на земле которого в советское время построены цеха «Севмаша», почитаются как небесные покровители Северодвинска.

Захоронение святых в советские годы было утеряно. Памятный крест воздвигли после того, как в ноябре 2012 года во время георадарных исследований ученые обнаружили предполагаемое место захоронения угодников Божиих Антония и Феликса.

История Николо-Корельского монастыря

Обитель основана на рубеже XIV – XV веков. По преданию, основателем его был преподобный Евфимий Корельский. Устроила же монастырь новгородская боярыня Марфа «на гробех детей своих Онтона да Филикса». Осматривая владения своей матери, братья Антоний и Феликс утонули в Белом море. Тела их были вынесены на берег к тому месту, где ныне стоит монастырь. По повелению Марфы здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, а над местом погребения братьев – деревянная часовня. Имена Антония и Феликса были занесены в монастырские святцы в число святых. Первое известное упоминание о Николо-Корельском монастыре в летописях относится к 1419 году.

В 1556 году экспедиция англичан под руководством Ричарда Ченслера, пытавшаяся проложить северо-восточный путь в Китай, открыла для себя Никольскую бухту с возвышающимся над ней монастырем. «Порт Святого Николая», как назвали его англичане, становится первым и на несколько десятилетий единственным морским портом Русского государства. Англичане построили склады напротив монастыря на острове Ягры, а в самом монастыре жили члены русских посольств. В порт Святого Николая стали заходить и суда других государств.

При государе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне братия монастыря под руководством игумена Космы́ в 1664 году начала строительство каменной Успенской церкви с трапезной палатой, а также шатровой колокольни. В 1676 году было закончено строительство главного храма монастыря – Никольского собора. В южной части собора был устроен придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в северной располагались жертвенник и ризница. Была также выстроена одноэтажная каменная поварня квасоварная, позднее перестроенная в двухэтажный братский корпус.

Николо-Корельский монастырь был центром образования и просвещения на Русском Севере. В 1714 году в обители была открыта школа, просуществовавшая до начала XX века, в которой обучались послушники и монахи. Библиотека Николо-Корельского монастыря являлась одной из богатейших среди северных монастырей, причем содержала не только религиозную, но и естественно-научную литературу: книги по истории, географии, физике, астрономии. В XIX веке вся братия монастыря умела читать и писать. Подворья монастыря находились на Новой Земле и в Архангельске. В столице Поморья и сегодня существует Никольский храм – бывшее подворье Николо-Корельского монастыря. Как и многие другие обители, Николо-Корельский монастырь использовался государственной властью как место заключения опальных или неугодных деятелей. Одним из самых знаменитых его узников был митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697–1772), прославленный в 2000 году в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Лишенный священного сана, Арсений пребывал в монастыре с 1763 по 1767 год в узком и темном каземате под алтарным сводом Успенской церкви. В монастырском заключении также скончался архиепископ Новгородский Феодосий Яновский. В начале XX века Николо-Корельский монастырь, по свидетельству очевидцев, поражал видевших его своей мощью и красотой. Один из паломников, посетивший обитель в 1904 году, так отзывается о Никольском соборе: «Храм этот высокий, светлый, с прекрасной тонкой золоченой резьбой в иконостасе с древними ликами святых».

В 1920 году монастырь был национализирован на основании Декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства. Помещения монастыря были отданы для размещения «Колонии дефективных детей», позднее – сельскохозяйственной коммуне «Искра». В 1931 году монастырь посетила Беломорско-Онежская экспедиция Наркомпроса РСФСР. Руководитель экспедиции П.Д. Барановский в 1931 году писал в дневнике: «В монастыре в настоящее время помещаются сельскохозяйственная коммуна и лагерь пионеров. В главном Никольском соборе в папертях устроены спальни, в самом храме – клуб пионеров. Иконостас полуразрушен, вся резьба сбита, часть икон уничтожена. В малой церкви помещается театр коммуны, все имущество церковного характера уничтожено».

18 июня 1936 года у стен древнего монастыря высадился первый десант строителей будущего судостроительного завода (сейчас ОАО «ПО «Севмаш»). В монастыре разместились общежитие, отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта, позднее – производственные мастерские, склады и служебные помещения, а в бывшем братском корпусе – швейная мастерская. Деревянная ограда вокруг монастыря разобрана на дрова, подобная участь ждала и надвратную башню. Ради сохранения башни было решено перевезти ее в московский музей «Коломенское». В 1932 году башня была разобрана, к осени 1933 года доставлена в музей, где она и находится в настоящее время.

В 1974 году постановлением Совета министров РСФСР монастырь признается памятником архитектуры федерального значения. Севмаш выполняет мероприятия по сохранению и восстановлению в первозданном виде объектов монастыря.

В 2005 году в галерее у северной стены Никольского собора был оборудован новый небольшой придел, который 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, был освящен во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. В Никольском соборе, который получил статус заводского храма, регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников – всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни – Божественная литургия. По четвергам для заводских прихожан в обеденный перерыв служатся молебны. Также для работников завода в монастыре совершаются таинства крещения и венчания.




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.