Служение

Дата публикации:19 Января 2018

Архангельск молитвенно встретил Крещение Господне

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 19 января, в праздник Крещения Господня, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. После заамвонной молитвы владыка возглавил чин Великого освящения воды.

В проповеди архипастырь напомнил, что в этот день Церковь празднует событие, которым началось служение Господа нашего Иисуса Христа, Его крестный путь. Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече, а тот останавливал Спасителя, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», а Христос настоял: «Оставь теперь», — то есть, не удерживай, — «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», тем самым исполняя пророчество Ветхого Завета и показывая пример людям (Мф. 3, 14-15). Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа и сошел на Него Святой Дух в виде голубя и раздался глас Бога Отца с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3, 22).

«Бог показал Своего Сына через схождение Духа Святого, — сказал митрополит Даниил. — На каждого человека в момент Крещения также сходит Дух Святой. Царствие Божие вложил в нас Господь в момент Крещения, и как отголосок этого события в личной истории мы вспоминаем сегодня свое Крещение тоже. Если человек не старается жить духовной и правильной жизнью, Крещение его не спасет. После этого таинства святыня и благодать присутствует в человеке один или два дня, а затем, если он не поддерживает духовную жизнь, святыня угасает. Не сохраняя ее, мы погружаемся в грешный мир, свет в сердце пропадает. Но тучи можно разогнать покаянием, и вновь будет светить солнце. А когда оно светит, все цветет и получаются замечательные урожаи. Так действует в каждом из нас и благодать Божия!»

Владыка отметил, что люди, которые были крещены в детстве, зачастую плохо знакомы со своей верой, поэтому им нужно изучать Православие, посещая огласительные беседы или специальные курсы: «Надо начать жить по-евангельски! Сегодня многие люди пришли в храм только ради крещенской воды — чтобы взять эту святыню себе домой. Но у нас есть нечто большее, есть Святые Тело и Кровь Христа,  Евхаристия, Причащение Христовых Таин! Пусть каждый, взяв святую воду, помнит об этом! Будем же благоговейно относиться не только к святой крещенской воде, но и к своей душе, в которую Господь вложил Царство Божие!»

Добавим, что Богоявлением этот праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Святитель Григорий Богослов, Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, преподобный Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).





Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!