Служение

Дата публикации:23 Января 2018

Митрополит Даниил совершил Литургию в храме Краснофлотского острова в Архангельске

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 23 января совершил Литургию в храме священномученика Антония (Быстрова) на острове Краснофлотском в столице Поморья. В этот день Церковь празднует память святителя Феофана Затворника.

В проповеди владыка поздравил прихожан островного храма с продолжающимся праздником Богоявления и днем памяти святителя Феофана: «В его житии сказано, что он любил святого, который был близок к нему по времени, — святителя Тихона Задонского. Святитель Феофан стал свидетелем обретения его мощей в 1861 году, канонизации, и настолько был этим обрадован и потрясен, что святитель Тихон положил ему на сердце мысль последовать его стопам, оставить кафедру и уйти в затвор. Он много молился, писал свои труды, читал, повышал уровень теоретического и практического богословия. В затворе создал себе храм Божий в честь Богоявления, где каждый день совершал Литургию. Мы всегда говорим, что конец всему делу венец. Кончина человека, этот последний штрих, показывает созревание особенного плода, который человек всю жизнь выращивал в сердце. Святитель Феофан скончался, последний раз совершив Литургию на день Богоявления. Что может быть лучшим показателем святости, богоугождения этого человека?»

Архипастырь напомнил, что святитель Феофан в трудах много писал о благодати, которую люди могут стяжевать в сердцах. «Каждый человек приобретает благодать во время Крещения, а дальше она пребывает в нем, не владычествуя, но помогая ему, — сказал владыка. — Но если человек не будет беречь себя, бросаться в огонь, то благодать не будет его останавливать, человек должен сам вести правильный образ жизни, возгревать благодать участием в таинствах церковных, через добрые дела, чтение святоотеческой литературы и Евангелия. У святых благодать проявляется в первую очередь в глубоком духовном мире, чувстве своего недостоинства — это когда человек готов отдать себя другим людям, когда он становится терпеливым. Дивно видеть, как человек готов быть всем слугой, как он имеет мир, который не может потерять».

По словам митрополита Даниила, многим людям знакомо чувство утраченного мира: «Господь дает почувствовать сладость благодати, а потом она уходит, потому что человек не готов, не создал ничего в своем сердце, чтобы благодать осталась с ним. Остается тоска, богоугодная печаль, грусть, и тогда человек на земное смотрит как на что-то второстепенное, стремится войти в состояние, при котором Господь опять снизошел бы в его сердце. Святитель Феофан питался благодатью, которая само смирение, сама кротость, когда человек даже в помыслах не просто не осуждает, он даже не опечаливает другого человека. Мы часто не обращаем внимания, какова реакция на наши слова, действия. А ведь можно опечалить человека, просто посмотрев на него — свысока, презрительно. Когда человек живет с благодатью, когда Господь в его сердце пространно обитает, тогда он боится чем-то погрешить перед своим ближним и перед Богом. Это святитель Феофан особо открывает в своих творениях. Благодать рядом, у каждого есть возможность набрать ее, сколько хочется. Но отчего же этого не происходит? Из-за лености, нерадения, из-за того, что упор сделали на второстепенное. Как ребенок, который собирает фантики, соревнуясь с другими и расстраиваясь, когда у него меньше этих фантиков, чем у других. Святитель Феофан поучает, что первично, а что вторично. Царствие Небесное первично, а все остальное вторично. Помни это, живи так, и благодать будет обитать в твоем сердце!»

Святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г. как подвижник веры и благочестия.




Публикации