Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Служение

Дата публикации:4 Апреля 2018

Митрополит Даниил совершил последнюю в 2018 году литургию Преждеосвященных Даров

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 4 апреля совершил литургию Преждеосвященных Даров в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день — среду Страстной седмицы — за богослужением последний раз произносят молитву преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В проповеди владыка поздравил прихожан собора с завершением первой половины Страстной седмицы. «Сегодня нашему вниманию представлены два образа — Иуды и блудницы. Эта женщина — сосуд греха и скверны — приступила к ногам Иисуса, принося покаяние. Женщина была далека от Христа, она не слышала Его проповедей, не видела Его чудес, не творила их. А Иуда слышал, видел и сам был облечен властью исцелять, изгонять бесов. Все это, как писал святитель Иннокентий Херсонский, говорит, что мы можем устремляться на Небо к райским обителям и, наоборот, нисходить в бездны ада. Сребролюбие сделало апостола последним, а покаяние сделало женщину первой. Если бы Иуда после того, что он сотворил, пошел не к тому дереву, на котором он повесился, но к спасительному Древу Креста Господня, пал бы пред Ним, попросил бы прощения, вошел бы вместе с разбойником благоразумным в райские обители. Церковь показывает нам, что такое покаяние. Для этой добродетели нет разницы в количестве преступлений, которые совершил человек. Он может уничтожить весь мир, но если он покается, Бог простит его. И нет оправдания людям, которые говорят, что у них очень много грехов или что им поздно каяться! Это диавольские отговорки, чтобы не идти за Господом. Так последуем же за этой женщиной — вчерашней блуднице, а ныне невестой Христовой».

Архипастырь процитировал слова беседы святителя Иоанна Златоуста «О блуднице и фарисее». Ниже приведем пространную цитату из этого труда святого.

«Сегодня фарисей позвал Владыку на обед, смешав честь с поношением; а блудница угостила его верой. Когда он был в доме Симона, вошла туда жена-блудница (Лук. 7: 37). Безумное зрелище: жена-блудница в городе – все равно что война в стенах, не железная стрела; она приманка юношей, оселок влечения, пробуждение страсти, барышничество телом, бесполезная торговля, вредное предприятие, удружающее смертью продавщице и покупателю, сеть юности, нескрытая западня. Глаза блудницы – западня для грешников; она залог распутства, самопродавщица, порабощающая покупателей, многоглавая львица, зловоние города, язва, распространяющаяся по всем чувствам, удочка для глаз, круговая смерть, рынок убытка, страсть погибели, запах смерти, многогнойная рана. "И вот, женщина того города" — это язва обитателей, насильница брака, потеря чести, борьба мужей и жен, трапеза, требующая худых издержек, опустошение кошельков, трата имуществ, гибель трудов, точило для наследников, на котором давильщики веселятся, топча собственную наготу. "И вот, женщина того города, которая была грешница" (Се жена во граде, яже бе грешница). Но грешница та прибегла к Справедливости, и истребила свои грехи, как терния в огне. Лесная чаща стала раем, львица агницей, зловоние миром, гибель сокровищницей, ворона голубицей, блудница девой, сестрой Христа, невестой Слова. Она, ученица кровоточивой, став позади Иисуса, оросила слезами Его ноги, отерла волосами, целовала и помазывала драгоценным миром. Всеоружие греха она принесла к Царю, прося мира; и всеоружие зла положила у ног Владыки. Как никогда она доводила многих до страсти вынужденными слезами, так теперь разрешила самое себя истинными слезами, робким взглядом на Владыку; некогда злокозненно сплетала волосы и непристойно поднимала их в виде башни, теперь отерла волосами, как тонким полотном, ноги Христовы, не убеляя Владыку, но освящая самое себя. Она исповедалась своими волосами, скольких, уловив ими, она предала смерти. "И миром мазала многоценным" (Лук. 7: 39). Зачем? Некогда, помазуясь миром, она многих загрязнила; подобно и злоупотребленными ароматами обратила своих любовников в чутких собак. Теперь, хорошо воспользовавшись миром и принеся миро к Истинному, она смыла с себя сатанинские помазания. Когда Господь принял ее за это дело, Симон заворчал, став испытателем Владычной благости. Говорит ему Владыка: "Симон! Ты для чести Меня позвал, и не почтил Меня, чего Я не ожидал. У одного заимодавца было два должника (Два должника беста заимодавцу некоему)(ст. 41). Ты и она – не должники Мои только, ни обязанные только, но должники обязанные, ответственные вдвойне: получив и заем природный и капитал закона, в том и другом потеряли веру у своего Благодетеля. Один должен был пятьсот динариев (Един бе должен динариев пятьсот) — это ты, фарисей, имеющий грехов против души больше, и особенно тяжких: "мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мф. 21: 31). А другой пятьдесят — в этом ответствен образ жизни блудницы. Но как они не имели чем заплатить (Лук. 7: 42) совершением добрых дел, он простил им обоим долг; получив веру, разорвал рукопись. Скажи же, который из них более возлюбит его?". Тогда фарисей: "Думаю, тот, которому более простил". И он, ответственный, сделался судьей самого себя, и обрел в Владыке хвалителя: "Правильно ты рассудил. Слушай дальше: видишь ли ты эту женщину, задолжавшую меньше тебя и доставившую больше гостеприимства и даров? Видишь эту жену, бывшую погибелью для многих? Видишь одушевленный гроб, круговую смерть? Я пришел в дом твой, — вода дешева и всем доступна, а ты не принес ее для Моих ног; эта же принесла на Мои ноги источники слез. Ты целования Мне не дал, — она же прильнула своими устами к Моим ногам. Ты головы Мне, как помилованный Мной, маслом не помазал, – она же помазала Мне тело миром, божество — верой. "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие", чтобы исполнилось сказанное в псалме: "Простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его" (Пс. 84: 3), и проповеданное Иоанном: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1: 29). Ему слава во веки. Аминь».

Напомним, что Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди исповедуются и причащаются. Великая суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас».

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господа и «На плач Пресвятыя Богородицы», затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Использованы материалы сайта www.pravmir.ru




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.