Служение

Дата публикации:8 Мая 2018

Митрополит Даниил: Любовь начинается с нищеты духа

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 8 мая совершил Литургию в храме блаженной Ксении Петербургской в Маймаксе в столице Поморья. Этот день посвящен памяти святого апостола и евангелиста Марка.

После богослужения глава митрополии поблагодарил за труды попечителей и прихожан церкви. Архиерейские грамоты получили глава Маймаксанского округа Архангельска Андрей Хиле, а также труженики храма Александр Сурнин, Алексей и Мария Савчук, Ольга Тиканова и Елена Шиш.

«Апостолы достигли высшей точки христианского совершенствования, — сказал владыка в проповеди. — Их молитвы были особо дерзновенными, в отличие от наших, Бог всегда слышал Своих учеников, даже тень одного из них исцеляла болящих! Вот так выглядит христианское совершенство. А мы находимся на самой низкой точке духовного роста. И, пребывая в самом низу, мы должны думать не о совершенстве — у нас должна быть забота как у разбойника, который не просил Господа войти в рай, но просил лишь помянуть его во Царствии Божием».

По словам владыки, рассуждая о любви как главной христианской добродетели, многие впадают в заблуждения и обольщаются: «Некоторые ошибочно пытаются перепрыгнуть к вершине духовной, минуя необходимые ступени. Мы говорим, что нужна лишь любовь, и даже говорим, что умеем любить. Но это все ложь! Подлинная любовь начинается с нищеты духа, когда человек видит свои грехи. Когда человек по-настоящему почувствует свою нищету, он не сможет спокойно стоять в храме — он будет плакать, бить себя в грудь как евангельский мытарь, который просил Бога был милостивым к нему. Вот, с чего начинается любовь! Если этого состояния нет, значит, нет любви. Если начинаем быть судьями других людей — то это беда. Бесы заставляют нас осуждать других, чтобы мы теряли благодать, не росли духовно, попадали во власть демонов. А они только и ждут, когда душа покинет тело и придет в их общество, где все злословят, осуждают и ругают. Ангелы и святые живут по-другому, они просят Бога прощать грехи людей, оправдывают их, стараются помогать людям».

Краткое житие святого апостола Марка

Святой Марк родился в Иерусалиме и был племянником апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов.

После он стал учеником апостола Петра, основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Здесь он положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где тот находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.

Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.

Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Святой Марк писал Евангелие для новообращенных язычников, римских христиан, поэтому в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно иудеям: ссылки на Ветхий Завет, генеалогии, указания на значение Моисеева Закона. Зато здесь много пояснений для тех, кто вовсе не был знаком с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой; VII, 8 и 4).

Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая царское величие Господа. Именно поэтому в иконографии символом апостола Марка выступает лев: царственное животное, символ мощи и силы. Лев, возвещающий Славу Господню, заимствован из Откровения Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела Рая.

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка – лев, Луку – телец, Иоанна – орел.




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!