Служение

Дата публикации:27 Мая 2018

Митрополит Даниил совершил Литургию в праздник Святой Троицы

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 27 мая, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы, совершил Литургию. Богослужение прошло в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

Среди молящихся были губернатор региона Игорь Орлов, градоначальник Игорь Годзиш и другие известные жители Архангельска.

«Сегодня мы собрались в храм, потому что мы наследники Царства Небесного, которое Господь уготовал каждому, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Мы сегодня именинники, потому что каждый из нас — маленькая клеточка Церкви, сегодня наш день рождения. Мы собрались за торжественным пиром — Литургией, многие из нас причастились Святых Христовых Таин. Люди преображаются при соприкосновении с благодатью Божией, как железо изменяет свои свойства при соприкосновении с огнем. Как искусный кузнец делает из расплавленного железа прекрасные вещи, так и Господь преобразил на пятидесятый день после Пасхи Своих апостолов. Некогда запуганные и предавшие своего Учителя ученики после нашествия на них Духа Святого стали мужественными, сильными воинами Христовыми! Все они, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину, показав образец веры. Так и нас благодать Божия преображает, постепенно делая из нас иных людей, готовя нас для пребывания в Его Царстве».

Владыка призвал всех помнить, что главное в жизни — стяжание возможности пребывать с Творцом в Царствии Небесном: «Бог зовет всех. Но для того, чтобы получить великую ценность, нужно отказаться от более мелкого и низкого. Когда человеку предлагают набрать полные руки золота, он должен отказаться от серебра, которое держит. Если он не бросит серебро, ему будет не взять золото. Так и мы должны все выбросить ради главного —наследования вечного пребывания с Богом. Все подвиги Христа Спасителя совершены не ради солнца, воды и земли, а ради людей. От нас требуется принять это Царство, эту благодать. А принимаем мы его через покаяние, которое должно быть постоянным. Надо постоянно себя осуждать, укорять, творить добрые дела, тогда Святой Дух будет царствовать в нас. Остальное же надо вытеснить из сердца, тогда Господь будет с нами, наполнит нас радостью, счастьем. Пусть мы будем вместе с Богом, будем сосудом Духа Святого!»

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день (в восьмое воскресенье) после Пасхи, отсюда второе название праздника – Пятидесятница. В этот день Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, собранных в Сионской горнице в Иерусалиме.

Воскресший Господь в течение сорока дней являлся апостолам, беседуя с ними и наставляя их, а затем вознесся на небо к Отцу. Через десять дней после этого исполнилось обетование, данное Спасителем Своим ученикам: Святой Дух сошел на них в виде «огненных языков». Так Церкви была дана полнота откровения о Боге-Троице. Ветхий Завет свидетельствовал о Боге-Отце. Новый Завет начинается с воплощения Бога-Сына. После Его крестной смерти в мир приходит Третье Лицо Пресвятой Троицы – Бог – Святой Дух.

Исполненные благодатью Святого Духа ученики Христовы становятся подлинными апостолами («посланниками»), получают силы и разум для устроения Церкви Христовой на земле, с этого момента их проповедь оглашает весь обитаемый мир. Поэтому этот день также принято называть «Днем рождения Церкви».

Троице предшествует Троицкая родительская суббота – день сугубого поминовения усопших, когда принято посещать кладбища, а в храмах служатся панихиды. Следующий за Троицей понедельник почитается как День Святого Духа. Суеверное представление о том, что в Духов день нельзя работать, не имеет основания в учении Церкви и является порождением народных языческих верований.

По традиции на праздничном богослужении используются облачения зеленого цвета. Также на Троицу принято освящать ветви деревьев (обычно берез), украшать храм травой и цветами – это символизирует обновление верующих благодатью Святого Духа.

В советское время смысл праздника многими был забыт, вследствие чего традиции, связанные с Троицей, в отрыве от церковного сознания часто наделяются языческим, суеверным смыслом. Так, можно услышать, что березовые ветви имеют магическую силу, а веники для бани нужно вязать до Троицы. Последнее можно объяснить лишь тем, что молодая листва лучше держится на ветвях.




Публикации