Служение

Дата публикации:9 Июля 2018

Митрополит Даниил совершил Литургию в праздник святых Петра и Февронии

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 8 июля совершил Литургию в Успенском храме столицы Поморья. Этот день в церковном календаре посвящен памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

В проповеди владыка напомнил, что в этот день также отмечается память преподобного Никона Оптинского.

«Христиане должны не проклинать своих гонителей, а благословлять их, — сказал архипастырь. — Отец Никон в страшных страданиях сохранял благостное расположение духа. В одном из последних писем он писал, что его радости не было предела. Он, пораженный болезнями и страданиями, испытывал беспредельную радость! Ключ к такому состоянию — в единении с Богом, в общении с Ним. Молитва — источник радости и счастья. Святой Иоанн Лествичник, который провел 40 лет в безмолвии, писал, что ни на Небе, ни на земле нет более сильного оружия, чем призывание имени Господа Иисуса Христа. Самое сильное оружие — это молитва! Безмятежие, спокойствие и мир в сердце появляются, когда мы в него призываем Святого Духа, чтобы Он пришел и очистил нас от скверны. Будем же как можно чаще молиться Богу, отвергая все второстепенное, что мешает спасению».

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года — в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобного Никона рукоположили во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года он удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота начались гонения. «Умру, но не уйду», — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником. Летом 1923 года обитель окончательно закрыли. Настоятель, преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную Литургию в Казанском храме монастыря, передал ключи от него отцу Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный за послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Его арестовали в июне 1927 года. Три года угодник Божий провел в лагере «Кемперпункт». По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область.

Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился. 3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в Пинегу. Там угодник Божий долго не мог найти жилья, его пустила лишь жительница села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы священник выполнял все тяжелые физические работы. Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним.

Преподобный почил 25 июня/8 июля 1931 года, причастившись святых Христовых Таинств. На погребение старца собралось двенадцать священнослужителей. Его отпели и погребли по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.

Почитание святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, началось на Муромской земле с XIII в. Общецерковное прославление произошло при Иване Грозном, который молился перед мощами муромских святых перед тем, как идти с войском на Казань. Автором жизнеописания благоверных Петра и Февронии стал священник Ермолай (в монашестве Еразм). Свое «сказание» он составил на основе устных преданий, распространенных в Муроме.

Сын муромского князя Юрия Владимировича князь Петр получил в княжение Муром в 1203 году. По преданию, за несколько лет до этого он заболел проказой и увидел во сне, что его сможет излечить девушка по имени Феврония, жившая в Рязанском княжестве.

Князь Петр, увидев Февронию, полюбил ее и дал обет жениться на ней после своего выздоровления. Как и было открыто в видении, девушка исцелила князя от недуга, после этого они поженились.

Петр так любил Февронию, что даже отказался ради нее от княжества, когда против такого неравного брака выступили муромские бояре. Святая чета покинула Муром, однако вскоре сам народ потребовал возвращения своего правителя.

Петр и Феврония скончались 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния.

Жизнь, любовь и благочестие святых стали почитаться как образец христианского брака, а сами святые — его покровителями.

В день памяти благоверных Петра и Февронии — 8 июля – в 2008 году был установлен праздник всероссийского масштаба — День семьи, любви и верности.

В 2009 году рядом с храмом Успения Божией Матери в Архангельске освятили скульптурную композицию святым Петру и Февронии Муромским.

Архангельск стал первым из 12 городов России, где установили памятник этим угодникам Божиим.




Публикации

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы
20 Июл 2018

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы


«Российская Газета» начала цикл интервью с главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?
19 Июл 2018

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?


Русская Православная Церковь утвердила порядок молитв, которые могут быть совершены по просьбе верующих, если ребенок родился мертвым или умер, не дожив до крещения

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким
10 Июл 2018

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким


Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ? Почему продолжается гражданская война в умах?

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»
9 Июл 2018

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»


Владимир Легойда в интервью «Известиям» оценил риски предоставления автокефалии Украинской Церкви, рассказал о том, как Русская Православная Церковь относится к пенсионной реформе, и ответил на другие актуальные для Церкви и общества вопросы.