Служение

Дата публикации:15 Сентября 2018

Митрополит Даниил совершил Литургию в праздник основателей русского монашества

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 15 сентября совершил Литургию во Всехсвятском храме столицы Поморья. В этот день Церковь вспоминает основателей русского монашества — преподобных Антония и Феодосия Печерских.

«Некоторые люди не понимают, для чего нужно монашество, — сказал владыка в проповеди. — Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать историю. Первоначально христиане подвергались гонениям, духовная жизнь тогда была на высоте. Но когда официальное христианство стало господствующей религией в Римской империи, тогда стали принимать веру не только искренне верующие во Христа люди, но и те, кто хотел получать высокие должности и почести. Христиане тогда стали жить более светской жизнью, но некоторые не могли этого принять — люди уединялись, уходили в пустыни, к ним присоединялись другие. Так появились монахи, отшельники, пустынники и затворники, которые большую часть времени посвящали молитве, сохраняя себя в послушании, целомудрии и нестяжании».

Архипастырь отметил, что монахи молятся не только за себя и своих близких, но за всех людей: «Мир стоит, пока есть молитва. Сейчас тоже есть подвижники, которые живут как в древности, например, на святой горе Афон. Они удалились от множества сует и земных наслаждений. Нам с вами тоже надо не ослабевать на своем пути. У каждого свой крест, но главное идти в заданном направлении. Какая цель? Царство Небесное! Будем понуждать себя молиться и поститься. Нам это тяжело дается, потому что сопротивляется падшее естество. Конечно, бывают минуты вдохновения, как у поэтов, но чаще всего нам нужно понуждать, заставлять себя вести духовную жизнь, удерживать себя от плохого слова, взгляда и дела. В этом помогают храмы Божии, которые и созданы для того, чтобы в них собирались люди и получали заряд благодати!»

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат Литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.




Публикации

Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского Патриархата
22 Окт 2018

Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского Патриархата


«Комсомольская Правда» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской Церковью отношений с Фанаром.

Сознание людей переломилось
19 Окт 2018

Сознание людей переломилось


В середине лета Следственный комитет России заявил, что «екатеринбургские останки» принадлежат «бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения».

Священник Кирилл Кочнев: Миссией меня заразили
12 Окт 2018

Священник Кирилл Кочнев: Миссией меня заразили


Как программисты становятся ловцами человеков, может ли христианская миссия быть личным хобби и что заставляет унывать верующего человека? О пути к вере мы поговорили с отцом Кириллом Кочневым.

Храм во имя чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» появится в Котласе
12 Окт 2018

Храм во имя чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» появится в Котласе


Храм строится в микрорайоне Лименда.