Служение

Дата публикации:18 Января 2019

Митрополит Даниил освятил воду в Крещенский сочельник в Архангельске

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 18 января, в Крещенский сочельник, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Владыка также возглавил чин Великого освящения воды.

«Великое освящение воды совершается сегодня и завтра, 19 января, — напомнил владыка в проповеди. — Это делается для нашего удобства — кто-то возьмет воду сегодня, кто-то завтра. Главное, чтобы мы к этой святыне прикасались с чистым сердцем, чистой душой и чистым телом. Эта вода еще и напоминание каждому, что когда-то и мы, приняв Крещение, освятились, омыли скверну, получили дар Духа Святого. Будем помнить о наших обетах, данных в этом таинстве!»

Воду, освященную в Крещенский сочельник, нужно употреблять с покаянным чувством и сердечной молитвой. В богослужебной книге — Минее — указывается, что крещенская святая вода дана «на освящение миру и всей твари». Поэтому те, кто не пьет ее, считая себя недостойными, потому что поели пищи, поступают неправильно: «Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Отметим, что Литургия в этот день предварялась служением царских часов. Это последование совершается накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники, и посвящаются этим событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для царских часов особенные. Также помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Последование царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб Рождественского и Крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, святитель Амвросий, епископ Медиоланский, преподобный Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).




Публикации