Выступления

Проповедь епископа Даниила в храме святого Мартина Исповедника

Проповедь епископа Даниила в храме святого Мартина Исповедника 28.04.2011

В Светлую среду, 27 апреля 2011 года, епископ Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в храме в честь Святителя Мартина Исповедника г. Архангельска. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом:

- Сегодня мы с пасхальной радостью совершаем престольный праздник – память святого Мартина Исповедника. Это человек, который жил в VII столетии и был правящим епископом города Рима. Но скончался этот замечательный человек не где-то в своих покоях, в архиерейской резиденции… Он скончался в темнице, в заточении в Херсонесе Таврическом. За что? За то, что он сохранил чистоту христианской веры, за то, что не принял никакой ереси.

Сегодня мы совершаем светлый праздник памяти этого святого. И то, что мы имеем такого молитвенника, такого исповедника – все это плоды Христовой проповеди, Его крестного страдания и воскресения.

Вспомним маленькую общину апостолов. Когда Христос умер, община разбежалась. Апостолов не стало, их проповеди уже никто не слышал, они попрятались. Страх и ужас сковал все их естество, душу и тело. Но затем проходит краткое время, Господь воскресает и является Своим ученикам и вселяет в них веру. Он дает им Духа Святаго, и с этого момента происходит преображение, а можно сказать, и воскресение апостолов. Они воскресли вместе со Христом и стали адамантами веры. Перед этим их можно было напугать, они разбежались. А теперь сама смерть не могла устрашить их и поколебать их веру. От апостолов эта вера переходит к другим, она дошла до святителя Мартина Исповедника – и он был адамантом. Она дошла и до нашего с нами Архангельского края. Вспомним эти страшные 20е, 30е годы, когда здесь баржами топили людей за то, что они веруют во Христа. У них был и другой выбор – отречься от веры и жить. Но они избрали жизнь со Христом и отдали свои тела, как на жертвенник, ради своей веры. Это величайшее чудо.

Апостолы проповедовали больше, чем Сам Спаситель. Потому что Господь проповедовал для избранного народа, а Своих апостолов послал во все концы земли, помогая им и всегда пребывая с ними на всех путях их жизни. Мы видим замечательные плоды апостольской проповеди; Господь говорил: «Когда Я буду распят, то всех привлеку к Себе». Действительно, Его крестная жертва в том, что он искупил не только избранный народ, а всех людей, всех, желающих быть в Его Царстве. Следующий шаг должен последовать уже со стороны самого человека. Хочет ли он быть вместе с Богом, хочет ли он увидеть Бога? А ведь есть механизм, благодаря которому мы можем увидеть Бога уже в этой жизни. Этот механизм указан в Евангелии: «Кто Мои заповеди соблюдет, тот Меня любит и будет возлюблен Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам».

Исполнение заповедей – это показатель нашей любви. Представим себе такое событие: уходит из жизни любимый учитель или отец семейства, и все собираются вокруг него. Он говорит что-то очень важное для собравшихся, и те, кто его любит, слушают, воспринимают и исполняют в своей жизни. Это показатель их любви. И если мы будем стремиться к этой любви, то Господь ответит на любовь Своей любовью. Потому что Он всегда готов отдать Свою любовь всем нам. Но готовы ли мы ее принять?

Вспоминается такой случай. На гору Афон приехал один молодой человек, пришел к известному старцу на исповедь, записал даже свою исповедь… Исповедался, а старец ему сказал: «Хорошая, глубокая исповедь. Но ты в главном не покаялся. В том, что ты Бога не любишь. Если б ты Его любил – разве нарушал бы Его заповеди?» - «Отче, а вы Бога любите?» И тогда сказал старец: «Я пытаюсь Его полюбить».

Мы все в этой жизни пытаемся полюбить Бога. Делаем шаг к этой любви, а потом шаг от любви - грешим, и так всю нашу жизнь. Главная задача – сделать как можно больше шагов навстречу Богу. Если мы где-то упали, нужно находить в себе силы подниматься, искренне просить у Бога прощения, просить, чтобы Он помог нам справиться с теми страстями, которые живут в каждом из нас. Не просто живут – они корни пустили, они хозяйничают в нашем сердце. Святитель Иоанн Златоуст однажды сказал такие слова: «Пусть грех будет в твоем сердце гостем, а не хозяином». В чем отличие? Гость не имеет никакой власти: пришел и ушел. Он не может поменять, например, интерьер дома… Вот так же и грех. Он приходит в наше сердце по нашей немощи. Но наша с вами задача – сделать так, чтобы он не жил там и не пускал корней. И дай Бог, чтобы плоды Воскресения Христова мы как можно полнее воспринимали в своей жизни.

Господь создал Церковь, чтобы она нас возвышала и очищала. А ведь другие мировые религии не знают, что такое прощение грехов. Да, мы где-то оступились, поскользнулись. Но что же, нам так и оставаться грязными? Ведь когда мы падаем, пачкаемся, тут же снимаем одежду, чистим ее, стираем, а уж потом в нормальном виде выходим к людям. А вдруг попадется такой человек, который скажет: «Да ладно, все равно снова упаду, буду лучше так ходить. Новые стандарты в жизни сейчас привью обществу: буду ходить грязненьким, и все к этому привыкнут» Это ведь человек ненормальный.

И нужно, чтобы мы с вами не были такими ненормальными в обществе святых угодников Божиих. Они предстоят перед престолом Божиим и молятся за нас и хотят видеть наше мужество, чтобы мы боролись с грехами, страстями, чтобы мы делали дело любви. Эта любовь должна простираться и к Богу, и к каждому из нас, к каждому человеку, который живет рядом с нами. Потерпеть его немощи, помолиться за него, сказать ему доброе христианское слово. И тогда люди увидят наши добрые дела, и сбудутся слова Евангелия - прославят Отца нашего Небесного. Аминь.




Публикации

Камни преткновения. Церковь вне политики?
30 Мар 2017

Камни преткновения. Церковь вне политики?


Человеку, не включенному в азартную публичную полемику, — если такой, конечно, найдется, — трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Доступ к шедевру архитектуры станет даже более свободным — не придется платить за посещение и осмотр. Экскурсии тоже никто отменять не собирается.

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.