Выступления

Епископ Даниил: «Церковные Таинства – это не анальгетики»

Епископ Даниил: «Церковные Таинства – это не анальгетики» 26.05.2011

Слово епископа Архангельского и Холморского Даниила в Светлый четверг в Свято-Никольском храме Архангельска, 28 апреля 2011 года.

Всех вас, отцы, братия и сестры, поздравляю с продолжающейся Светлой Седмицей святой Пасхи Господней. В древности наши предки, первые христиане, называли ее «крестной Пасхой», потому что Крест и Воскресение неразлучны между собой. Мы каждый день совершаем светлое и радостное богослужение, проникаем в смысл того события, которое произошло две тысячи лет назад, и разные вопросы встают в нашем сознании.

Один из таких вопросов: почему Господь после Своего торжественного воскресения не явился книжникам и фарисеям, а только апостолам? Ведь проповедь Господня тогда была бы намного убедительнее. Святитель Афанасий Александрийский отвечает нам на этот вопрос: книжники и фарисеи уже творили грех, который называется хулой на Святого Духа. Это видно из повествования о воскресении праведного Лазаря. Что может быть страшнее, сильнее того потрясения, которое испытали люди, увидев четверодневного мертвеца силою Христовою воскресшим? Благодаря этому событию народ собирается в Иерусалим, встречает Христа как триумфатора, как царя. А что же делает духовная элита? Она не посылает комиссию от первосвященников, которая исследовала бы это событие, чтобы Синедрион вынес свой вердикт… Нет! Они собираются тайно и провозглашают: убить Христа! И вместе с Ним убить и Лазаря как виновника этого события. То есть эти люди не хотят знать истину, более того – они идут против нее.

Как пишет Афанасий Александрийский, представим, что Христос явился бы книжникам и фарисеям. Какова была бы реакция? Еще большая злоба, большее ожесточение. Бог заранее знал: сердца их не готовы видеть Его воскресшим.

Но ведь и сердца апостолов тоже были не готовыми. Апостолы три с половиной года ходили с Ним вместе, слышали Его проповеди, видели чудеса, Он давал им власть, и они сами творили чудеса! И что же? Когда явились жены-мироносицы – они не поверили им. Более того, Господь является Своим апостолам, когда те уже слышали, что Он воскрес. Господь, не ломая дверей, проходит сквозь стену, становится среди них и говорит: «Мир вам!» Что, апостолы возрадовались и поклонились Ему? Нет. У евангелиста Луки мы читаем другое: на них напал страх и трепет. Они испугались, подумали, что видят духа, хотя им уже говорили, что Христос воскрес, но они не поверили, вот Он является им – и они снова не верят. Что же делать Господу? И Он говорит: вот Мои руки и ноги, осяжите Меня, это Я, ибо дух плоти и костей не имеет.

Апостолы радуются, но еще не верят. Радость появилась – а веры нет. И что же дальше делает Господь? Он мог бы сказать: «О, жестоковыйные, с необрезанными сердцами…». Но Он просто спрашивает: «Есть ли у вас что-нибудь покушать? Дайте Мне!» - и начинает на их глазах вкушать пищу. Духи не вкушают пищи - апостолы поверили.

Когда потом они встретили своего собрата, который не был тогда с ними, апостола Фому, и рассказали ему все – он тоже не поверил. Тогда Господь отдельно уже является апостолу Фоме.

Святитель Афанасий пишет: «Не осуждай апостолов. Так бывает в жизни. Они слышали о воскресении, о том, что Ему предстоит пройти через страшные испытания – все знали, а вот не верят». А что изменилось с тех пор? Неужто сейчас люди стали более верующими? Конечно же, нет. Поэтому-то Господь через апостола Фому сказал каждому из нас: «Блаженни не видевшие и веровавшие».

Это не значит, что Господь отверг знания. Нет. Это значит, что на первое место Он поставил веру. Вера – это такое усилие воли, которое способно открывать человеку тайны будущего мира. Этой веры не хватает нам с вами, не хватает нашему поколению. И будет еще больше не хватать тому поколению, которое будет жить после нас, и это слова Самого Господа: когда Я приду второй раз, едва ли найду веру на земле. Действительно, вера оскудевает и народ мельчает. Дай Бог, чтобы мы с вами старались сохранить эту веру, спасительную Православную веру.

Как-то я встречался в Москве с одним журналистом. Он сказал следующее: «Владыка, десять забойных репортажей о ваших священнослужителях – пускай они будут ложными – народ перестанет ходить в ваши храмы. И мы это можем сделать. Десять наших репортажей выше всех ваших проповедей!»

И в чем-то можно с ним согласиться. Полностью храмы не опустеют, но часть людей перестанет в них ходить. Я хочу, чтобы каждый из нас имел веру и охранял ее. Это тот росточек, из которого произрастает Царствие Божие в нашем сердце. Дай Бог, чтобы ничто извне не могло поколебать нашей веры в Господа, ведь это не только вера, это еще и знание. Мы причащаемся и ощущаем, как Господь посещает наше сердце, как Он нам помогает бороться с нашими грехами, страстями. Какая-то сила заставляет нас подниматься, идти в храм, на исповедь, мы приступаем к Чаше и чувствуем воскресение нашей души. Дай Бог, чтобы как можно чаще мы находили в себе силы приходить в эти спасительные стены храмов Божиих и чтобы никакие СМИ, газеты, передачи не могли поколебать нашей веры в Бога. Да, люди грешные, святых не земле нет. Бог – Святой, и Церковь святая, церковные Таинства служат возрождению наших душ, это не просто анальгетики. Все это мы имеем через Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.




Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...