Выступления

Как Господь видит женщину?

Как Господь видит женщину? 25.07.2016

В канун праздника святых жен-мироносиц  митрополит Даниил поздравил женщин, пожелав им мира душевного, радости на сердце и любви. Владыка также ответил на вопрос наших читательниц: «Как Православная Церковь видит женщину в современном мире?»

 Я бы скорректировал этот вопрос: как Господь видит женщину? Он создал ее помощницей мужчины. Так сказано в Писании. Одна верующая женщина поделилась: приобретя жизненный опыт, она рассказывает своим знакомым о том, что люди не чувствуют мира в душе, потому что часто в семьях жизнь неправильная. А ведь это страшно, когда человек в немирном состоянии духа. Значит, не идут ни личная жизнь, ни работа, ни учеба… Человек, как говорят, не в своей тарелке, встал не с той ноги. Мы хотим мирного состояния духа для того, чтобы самореализоваться. Великолепную картину можно нарисовать лишь в мирном состоянии духа. А вот, к примеру, ведет человек машину, и вдруг звонок с плохими новостями, водитель вышел из мирного состояния, позабыл посмотреть в зеркало, позабыл показать поворот, не заметил пешехода, в результате он не только себя может травмировать, но и других людей. Вот что происходит, если человек не в своей тарелке.

Что означает «быть в своей тарелке»? Бог выстроил такую иерархию в семейной жизни: муж — жена — дети. И эта цепочка жизнеспособна до тех пор, пока ни одно звено не выйдет из строя. Сейчас детям пытаются навязать представление о том, что не нужно слушать отца и мать.  Но дети будут несчастны, не почитая своих родителей. Пятая заповедь Бога гласит: «Почитай отца твоего и мать твою» (Втор. 5, 16) — и тебе будет благо, то есть хорошо. Причем не просто хорошо, есть еще второй подарок – будешь долголетен на земле.

Если дети нарушают заповедь, перестают слушаться, в семье воцаряется беспорядок. Тот же беспорядок, если жена не исполняет волю мужа, а муж не любит жену. Божественную формулу семьи апостол Павел приводит в послании к Ефесянам:  «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:22-25)

Есть то, что придумано не нами, — модель, которая не обсуждается, как приказы на фронте. В одном случае женщина может не послушать мужа: когда он запрещает верить в Бога и водить детей в храм.

Почему христианские семьи более крепкие? Потому что у них есть некий третейский судья — это духовный отец. Если возникло непонимание в семье, муж с женой спрашивают у него, как поступить не по-мирски, а по-духовному? Батюшка подсказывает, как правильно, и семья идет к этому знаменателю. Это не значит, конечно, что мы в один момент изменимся. Бог награждает не за то, что мы выдаем результат, а за наше устремление, за волю, за ревность, то есть искание, продвижение вперед, горение сердечное. Но ревность хороша, когда она ограничена послушанием воле Божией, Закону Божиему. Как легко жить, когда человек отказывается от своей воли.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что раньше, подвизаясь в монастырях, люди приносили великие плоды духа. Самый главный из них — плод покаяния, который подразумевает нищету духа, плачь, кротость, и так доходит до самого «вкусного» плода, называемого любовью. В прежние времена было много духоносных отцов. Это связано в том числе и с тем, что тогда с детства приучались быть в послушании у родителей.

В современном мире роль женщины должна становиться весомее, ведь мы постепенно отходим от Ветхого Завета и должны все более углубляться в Новый Завет. В мире четыре основные религии, и в трех из них женщина находится в униженном состоянии, потому что через нее вошел грех или, как в буддизме, она является главным источником соблазна. А почему в христианстве этого нет? Потому что Господь пришел и уничтожил грех и Адама, и Евы. В христианстве отношения другие — отношения на основе любви и понимания.

Ангелы, небожители смотрят на состояние наших душ, а они, оказывается, имеют разный цветовой фон, есть прозрачные, светящиеся, а есть темные, с дурным  запахом. Дурной запах – это грехи, страсти. Самое главное — состояние человеческой души, а пол вторичен. Есть, конечно, разные степени служения. Я приехал в США, и мне сказали, что у них есть мужчины, которые обижены на Бога за то, что Он дал женщинам возможность рожать, а мужчинам нет: почему нет равноправия, я бы насладился материнством. А есть женщины, обиженные на Бога: почему главенствующая роль дана мужчине? Но человечество — единый организм, в котором все устроено благоразумно. Иначе тогда пускай мизинец обижается на глаза, пятка на руку и прочее. 

Повторю, что степень служения на земле у каждого разная. Жаль, когда женщина занимается неестественным для нее делом. Есть правая и левая руки. Правая работает больше, потому что так положено. Когда один в семье поражен, а есть разные болезни — паралич, онкология, алкоголизм и даже лень,— тогда женщина, «левая рука», берет всю нагрузку «правой руки» на себя. Это неестественно, конечно же. Бог так устроил: вазой не должно забивать гвозди.

В Священном Писании  не говорится, что женщине можно делать, а чего нельзя в плане профессиональной деятельности. Если есть талант водить автомобиль, пусть она водит его, получает от этого удовольствие, еще что-то – пожалуйста. Я считаю, что женщина — более тонкий инструмент, с чутким сердцем, и лучше всего ее дары раскрываются при работе с детьми. Женщина, занимающаяся политикой, думаю, бывает несчастна в какой-то мере, потом, возможно, привыкает. Но это, конечно, допускается, когда «правая рука» поражена.

Какое  слово  –  «замужем»! Вот тогда женщина сильна. А мужчина силен, когда у него крепкий тыл. Нет же спора между войсками тылового обеспечения и теми, которые на передовой. Так и между мужчиной и женщиной. Семья — малая Церковь, и в ней должно быть понимание структуры: старшие подчиняются Богу, своим властям, они хорошие граждане своего Отечества, а младшие находятся у них в послушании. Вот тогда будет благо и родителям, и детям. Наша «тыловая служба» под названием жены-мироносицы  делает все, чтобы другая часть могла идти в наступление, выполнять свои прямые обязанности, не оглядываясь назад. В то же время тыл может спокойно заниматься своими обязанностями, не бояться, что прорвут фронт и зайдут враги. Мы должны друг друга понимать, поддерживать, и тогда Божественная помощь – милость Божия, благодать – будет нас подпитывать. 




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.