Выступления

Епископ Даниил: "Будем благодарить Бога всегда и за все"

Епископ Даниил: "Будем благодарить Бога всегда и за все" 29.12.2011

Проповедь епископа Архангельского и Холмогорского Даниила в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас, отцы, братия и сестры, поздравляю с этим величайшим праздником – Воздвижением Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В этот день в IV столетии Крест Господень был обретен, и в память об этом крест выносится для поклонения в наших храмах.

Каждый человек, хочет он этого или нет, несет свой крест. Еще будучи студентом семинарии, я прочитал у митрополита Вениамина (Федченкова): в наше советское время многие сорвали крест Божий со своей груди, но от креста страданий, скорби, тяготы житейской отказаться нельзя.

Крест – это величайшее орудие нашего спасения, свидетельство милости, любви, сострадания. И вместе с тем это барьер, перед которым останавливаются многие человеческие сердца. Для одних, как мы сегодня слышали в апостольском чтении, крест – юродство, для других – безумие, а для нас, спасаемых – сила Божия. Как пишет святой Паисий Афонский, крест – это не что иное, как лестница, по которой мы восходим к небу. Крест – это, прежде всего, те невзгоды, страдания, лишения, которые сопровождают человека с самого момента его рождения. Кресты бывают, как мы знаем, внешние и внутренние. Иногда мы видим, как человек страдает, болеет. А часто человек вроде бы счастливый, но мы не знаем, что творится у него внутри.

Крест может послужить нам во спасение, а может и в погибель. Одни несут крест – спасаются, а другие погибают. Почему? Святитель Игнатий (Брянчанинов) отвечает на этот вопрос: если наш крест не соединится с Крестом Господним, мы не спасемся. Наш крест сам по себе тяжел, но когда он соединяется с Божиим, тогда исполняются евангельские слова: «Иго Мое благо, и бремя мое легко есть». Тогда человеку легко нести его, а в одиночку донести крест до конца невозможно. Что же нам делать, чтобы наш крест преобразился в Крест Господень? Для этого нужно, пишет святитель Игнатий, одно: благодарить и славословить Бога за все, что с нами происходит. Это единственный путь, который возвышает человека и возводит его на небо. Есть и другой путь – когда мы злобимся, ропщем, начинаем искать виновных, тех, через кого пришла беда на нашу голову. Но святой Игнатий напоминает: посмотрите на Христа. Он никого не проклинал, не хулил, Он не роптал, потому что горькую чашу страданий Ему дает не Пилат, не Каиафа, не первосвященники или римские воины, а Сам Отец Небесный. Кто же все эти люди? Слепые орудия Промысла Божия.

Представьте неразумную собаку на привязи: кто-то взял палку и тычет в собаку, а она не может достать человека и грызет палку. Виновата не палка, а тот, кто держит ее. Также и в нашей жизни.

Часто спрашивают: «А есть такая молитва, только краткая, чтобы мы ее читали и спаслись?» И Церковь отвечает: да, такая краткая молитва есть, и очень древняя. «А кто ее написал, когда, при каких обстоятельствах?» Написал ее человек безнравственный, преступный, даже не написал, просто произнес перед самой смертью. Это был разбойник – вот какого автора мы должны цитировать.

Будучи разбойником, на кресте он сказал удивительные слова: «Достойное по делом моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Он не попросил: Господи, возьми меня в Твое Царство! Он знал, что он преступник, и перед человеческим, и перед Божиим законом. Преступнику не за что ждать награды, и он просил: Господи, когда Ты придешь в Свое Царство, хоть вспомни там обо мне. Но перед этим он признал свои грехи: достойное по делам моим приемлю. Эти слова и способны соединить наш крест с Крестом Божиим. Что может быть короче и возвышеннее этой молитвы? Мы можем творить ее в любом месте, в любом состоянии.

Приходит человек к врачу и узнает страшный диагноз. И что же, жизнь на этом закончилась? Но у человека не одна жизнь. Каждый из нас знает, что земная жизнь закончится, только не знает когда. Если сказать кому-нибудь: может быть, завтра, - человек согласится: да, может быть, и завтра. Он будет спокоен, пока не придет в больницу и не услышит свой приговор: пусть не завтра, но через полгода…

Здесь сразу становится понятно, как отличается реакция верующего человека и неверующего. Верующий – это не тот, кто ходит в храм, а тот, своей жизнью стремится ко Христу и исполняет Его волю. Такой человек крестится и говорит: слава Тебе, Господи, за все. Ты так судил, и я принимаю эту чашу, этот крест, который Ты мне посылаешь.

Я вспоминаю одного человека. Ему внезапно стало плохо. Когда его привезли в больницу, врачи расписались в своем бессилии, ничего нельзя было сделать. Жить ему оставалось месяц, может, полтора. Его близкие были христианами и все ему рассказали. Недели через две его выписывали из больницы; врач, медсестры спрашивают: «Вы ему еще ничего не сказали?» «Почему вы так думаете?» «А он веселый, шутит…» «Нет, сказали, сразу же, на второй день, чтобы он готовился». «Почему же он не унывает, не ропщет?» - этот вопрос задавали и врачи, и медсестры, а ответ был прост: это настоящий христианин, который понимает, что и волос не упадет с его головы без воли Божией тем более – не случится то, что случилось с ним. Значит, Бог решил его забрать.

Бывает две крайности: когда человек впадает в отчаяние и озлобление и когда сам пытается уйти из жизни. Наш путь – путь золотой середины. Мы, православные христиане, не просим страданий, испытаний, тяжелого креста, но когда Господь нам все это посылает – не отказываемся, а принимаем с благодарностью. Если со своего креста мы будет благодарить и славословить Бога, то следующий шаг с креста будет в рай. А если, наоборот, начнем искать виновного, роптать и злобиться, то этот шаг все равно придется сделать, мы не остаемся на кресте вечно. Но куда? Мы знаем: второй разбойник не благодарил, не исповедовал свои грехи, и в результате и в этой жизни все получилось не так, и в той нет отрады.

Будем идти этим драгоценным срединным путем. Что бы с нами ни случилось в жизни, если виной тому не наша собственная глупость, будем благодарить Бога всегда и за все. Святитель Иоанн Златоуст не дожил до 60 лет, скончался не в своем доме, не в своей епархии, а в изгнании. Но его последними словами было – слава Богу за все. Будем и мы благодарить Бога за все, и тогда крест наш, тяжелый, непосильный, станет легким. Аминь.







Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...