Выступления

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Архангельского и Холмогорского

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Архангельского и Холмогорского 06.01.2013

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Русской Православной Церкви нашей Архангельской и Холмогорской епархии, сердечно поздравляю вас с великим днем Рождества Христова.

Таинство Боговоплощения непостижимо не только для людей, но и для небесных сил: «Не уразумеша, како воплотился еси, бесплотнии Твои ангели», - поется в воскресной стихире. Останавливаясь в благоговейном молчании перед этой величайшей тайной, постараемся умом и сердцем воспринять ее спасительный смысл и увидеть безмерную любовь Божию, являемую нам во всем Его домостроительстве. 

Спросим себя: почему Христос не сошел на эту землю во всей славе Своего Божества? Ответ дает нам Священное Писание: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых», - говорит Господь Моисею (Исх. 33:20). Грехопадение лишило первых людей Богообщения; Божественный свет уязвляет и слепит погруженное во тьму греха человечество. 

Желая не поразить, а исцелить наше естество, пораженное смертью, Бог становится человеком; Творец воспринимает тварную природу; Господин приходит в образе раба, по слову святителя Василия Великого; Судия открывается как Искупитель. В Себе Самом Господь восстанавливает падшее человечество и каждому из нас дарует возможность преображения. 

Сын Божий, воплотивыйся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, отказывается и от земных славы и величия. Царь Иудейский, Которого волхвы ищут в Иерусалиме, рождается в Вифлееме в пещере для скота, и большую часть Своей земной жизнь проводит в безвестности, как Сын плотника. Ибо Царство Его не от мира сего, как говорит Сам Господь (Ин. 18:36). 

С Ветхим Израилем Господь говорит на Синайской горе в огне и молнии, в звуках грома и труб. В Новозаветном Откровении «Он явился на земле облеченный всеми видами смирения», пишет святитель Иннокентий Херсонский. Именно Божественное смирение и есть подлинное величие. Другой великий русский святитель, митрополит Московский Филарет (Дроздов), говорит, что «нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом». К этому и должен прийти каждый из нас: каждый призван стать храмом Божиим, но построить этот храм можно лишь на фундаменте веры и смирения. Из-за гордости мы были изгнаны из рая, и только смирение может даровать нам небо. 

Вочеловечение, распятие и Воскресение Христово – центр мировой истории, однако нам кажется, что мир во многом остался прежним, ни зло, ни страдания, ни смерть не исчезли из него. Неужели Господь приходил напрасно? Нет. Даруя нам спасение, Христос не отнимает у нас свободы. В нашей власти принять Его дар или отвергнуть, последовать за Ним в Землю обетованную или остаться в духовном Египте, доме рабства. 

«Христос на земли, возноситеся», - поет сегодня Святая Церковь; Сын Божий Своим снисхождением возводит на небо нас. Если мы действительно стремимся к Небесному Отечеству, то будем помнить, что восхождение по духовной лестнице невозможно без смирения и несения креста. Именно тогда Господь дает человеку вкусить небесную радость уже в этой, земной жизни: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). 

Я призываю всех приобщиться в этот день к Божественной радости, открыть свое сердце навстречу Рождающемуся Господу, увидеть свою нищету и попросить: Господи, прииди и очисти мя от всякия скверны. 

В минувшем году нам удалось немало сделать. С помощью Божией начинается самостоятельная жизнь наших новых епархий, где понадобится еще очень много сил. В Архангельске продолжается строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора – внешнее свидетельство восстания Русского Севера из руин духовного запустения. Каждый из нас является участником этого возрождения и может принести свою посильную лепту – молитву, труд и христианскую жизнь. 

Поздравляя всех вас со светлым праздником Рождества Христова, молитвенно желаю от всей души взыскать Бога и Его Царствия, его же да дарует нам Господь. 

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

Рождество Христово 

2012/ 2013 г. 

г. Архангельск




Публикации

Камни преткновения. Церковь вне политики?
30 Мар 2017

Камни преткновения. Церковь вне политики?


Человеку, не включенному в азартную публичную полемику, — если такой, конечно, найдется, — трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Доступ к шедевру архитектуры станет даже более свободным — не придется платить за посещение и осмотр. Экскурсии тоже никто отменять не собирается.

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.