Выступления

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Архангельского и Холмогорского

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Архангельского и Холмогорского 16.01.2015

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Русской Православной Церкви нашей Архангельской и Холмогорской епархии, от души поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова!

В эту ночь две тысячи лет назад в Вифлееме исполнилось обетование, данное Богом нашим прародителям после того, как с ними произошла страшнейшая катастрофа. Грехопадение, искажение человеческой природы, изгнание из рая, утрата богообщения, проклятие всей земли, наконец, смерть, ставшая неизбежной для самих Адама и Евы и для каждого их потомка… Но, несмотря на это, Господь оставляет им надежду: надежду на рождение того, кто избавит человеческий род от греха и вернет утраченное блаженство: «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2).

Но ветхозаветное человечество очень быстро забывает об этой надежде и создает себе других богов, бессильных исцелить нанесенную грехом рану. Только один народ, хранимый Богом, чтобы рано или поздно узнать и принять Мессию, продолжает ждать и надеяться. Это напряженное ожидание становится лейтмотивом его духовной истории. Лучшие из израильтян могут повторить слова Валаама: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17).

Можем ли мы представить себе этот страшный мир - мир до Христа? Мир, не знающий Евангелия? И да, и нет. Да, потому что во многом мы продолжаем жить в том самом мире – ещё не озаренном светом Вифлеемской звезды и погруженном во тьму смертную. Нет – потому что мы уже не принадлежим этому миру.

В своей первосвященнической молитве, во время прощания с учениками, Господь обращается к Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16). А уже после Своего Воскресения, перед тем как оставить апостолов и в славе вознестись на небо, Он говорит им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Этими словами заканчивается Евангелие от Матфея.

Мы живем уже после этих величайших в истории человечества событий. Мы знаем, что за Рождеством последует смерть, за смертью – Воскресение. У нас есть Церковь, где действует ниспосланный Христом Утешитель. Верим ли мы в это, ощущаем ли Его благое присутствие?

Пророчества исполнились, ожидание закончено, Христос родился на земле, и Он с нами – «во все дни до скончания века». Пусть память об этом не оставляет нас ни на минуту: мы – Христовы, «сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:19). Пусть в наших сердцах воцарится мир Христов: смирение – доверие Богу – и любовь.

Наша страна переживает сегодня нелегкий период. Тем более должны мы сплотиться вокруг нашего главного сокровища – православной веры, тем большую поддержку должны оказывать друг другу и тем более крепкую веру противопоставить встречающимся на нашем пути трудностям.

От нас, христиан, зависит очень многое. Каждого из нас, несмотря на наши немощи, Господь посылает в мир как апостолов: чтобы помочь тем, кто ещё остается во мраке, обратиться к свету. В своей собственной семье, среди коллег или друзей мы призваны «свидетельствовать о свете» (Ин. 1:7) – словами, делами и всей нашей жизнью.

В наступившем году нас ждет празднование двух знаменательных дат – 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира и 25-летия со дня прославления праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых Русской Православной Церковью. Я надеюсь, что все мы сможем принять участие в торжествах и разделить общую духовную радость.

И сегодня, поздравляя вас с великим праздником Рождества, я молитвенно желаю каждому всем сердцем поверить в неизреченную любовь Божию. Да благословит Вас Господь!

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

Рождество Христово

2014/2015 г.




Публикации

Камни преткновения. Церковь вне политики?
30 Мар 2017

Камни преткновения. Церковь вне политики?


Человеку, не включенному в азартную публичную полемику, — если такой, конечно, найдется, — трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Доступ к шедевру архитектуры станет даже более свободным — не придется платить за посещение и осмотр. Экскурсии тоже никто отменять не собирается.

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.