Выступления

Живет ли Бог в моей душе?

Живет ли Бог в моей душе? 15.09.2016

«Я верю в Бога, и Он живет в моей душе, а не в Церкви. Зачем идти в храм, если Бог со мной?» В современном мире такое убеждение завоевало умы многих людей. Но не заблуждаются ли они? Об этом рассуждает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

— Что происходит с человеком при принятии Крещения? В каждого вкладывается Царствие Божие, все Царство в «сжатом виде» вкладывается в человеческое естество, как семя, и это семя нужно вырастить. Святой Тихон Задонский приводит сравнение с искоркой, которую христианин должен раздувать, как огонь в печи. К примеру, чтобы раздуть самовар, его выносят на улицу, на ветер. А человек входит в храм Божий, потому что там веет ветер, ветер благодати. Без храма невозможно вырастить семя Царствия Божия. Какая у нас задача? Принести плоды, а это святость. Мы к этому стремимся. В храме, когда совершается Божественная литургия, перед выносом Чаши с Причастием, раздается возглас: «Святая святым». То есть эта святыня дается тем людям, кто очистил себя. От чего очистил? Понятно, не от физической грязи, хотя и от нее тоже, ведь в храм мы приходим в чистой одежде и обуви, но это вторично. В первую очередь святыня дается тем, кто очистил свое сердце от грехов.

 Представим себе, что человек живет в заболоченном месте, кругом деревья, кустарники, сквозь которые не пробивается солнце. Он не может в этом месте взрастить сад, а разобьет его там, где есть прямой доступ солнца. Вот такое солнечное место — это храм Божий, где наш цветок начинает расти. Если человек не ходит на богослужения, наступает состояние, как внутри египетской пирамиды. В этих сооружениях ученые-археологи нашли пшеницу. Пролежав там несколько тысяч лет, она так и осталась зерном, не приносящем плода. А когда ее достали, положили в землю, поливали, ухаживали, эта пшеница дала всходы.

Когда человек говорит: «Бог у меня в душе», резонен вопрос: «А как Он туда попал? И всегда ли обитает там?» Для христиан Господь — великий гость. Перед тем как служить Божественную литургию, священнослужитель читает молитву «Царю Небесный», которую знают все христиане. В ней есть замечательные слова, мы просим Бога: «Прииди и вселися в ны» (то есть, — «вселись в нас»). А для чего «вселися в ны»? Дальше толкование — «и очисти ны от всякия скверны». И когда очистится человек от скверны, тогда спасется — «и спаси души наша». А храм — это место встречи с Богом, где в наши сердца обильно проникает благодать Духа Святого. Наша задача — вынести ее из храма, донести до своих жилищ и поступать так, чтобы Господь как можно дольше пребывал в сердце. Но порой мы и до остановки еще не добрались, как потеряли ее — Бог ушел. Как Он нас покидает? Святые отцы говорят: как пчелы улетают от дыма, так и Дух Святой покидает человеческое сердце, которое приобщается ко греху.

Когда говорят, что Бог в сердце — что ж, замечательно, это состояние человека называется «святость». Наконец мы нашли святого человека! Жители США, протестанты, заявили так: у них каждый пятый — святой. Да, они про себя так и говорят: я святой. Они глубоко не копают. Если физически не изменяю жене, не ворую, соблюдаю законы своей страны, хороший отец семейства — все, значит, я святой. А мы, христиане, понимаем, что до святости нам очень далеко.

Именно в храме происходит соединение с Богом, причем не только духовно, но и физически мы соединяемся с Господом через Причастие  Его Тела и Крови Сам Христос в Евангелии говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни» (Ин. 6:53).

Так какой же Бог в душе, если жизни нет? Живые люди делятся на две категории: те, кто действительно живы, и те, кто мертвы. Живые исполняют Закон Божий. Не дыхание и не движение делают человека живым. А что же? Приобщение Христовых Таин и дела милосердия, то есть жизнь по Закону Божию. А без этого человеку лишь кажется, что он живет, на самом деле он существует. Невозможно без храма, без богослужений стяжать Духа Святого. Цель человеческой жизни — соединение с Богом, это и называется стяжанием Духа Святого, то есть Его приобретением, единением с Духом Святым. Это еще называется спасением, обожением, приобретением Царствия Небесного —  разными выражениями, суть которых одна и та же.

Человек — это клетка церковного организма, которая для функционирования должна насыщаться кровью, и каждый из нас живет этой Кровью, когда мы причащаемся Христовых Таин. Мы называем друг друга братьями и сестрами, потому что мы действительно родственники, не только духовные, но и физические: в нашем организме одна и та же кровь, мы все соединены. Значит, мы должны чувствовать друг друга, переживать друг за друга, когда кому-то плохо, и наоборот, научиться радоваться, когда хорошо. Когда мы причащаемся, соединяемся не только между собой, но и с Божией Матерью, с первым человеком на земле Адамом, со всеми святыми…

— Но некоторых людей смущает вопрос о Причастии — как можно вкушать Тело и Кровь Христовы? Эти недоумения родились еще две тысячи лет назад. Вспомним слова Господа из Евангелия: «Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Люди, слыша это, говорили «Какие странные слова! Кто может это слушать? И с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (в главе 6 Евангелия от Иоанна).

— Все очень просто. Почему святая вода не портится? Потому что после определенных молитв в нее входит Божественная благодать. Вода в отрыве от своей среды не может долго быть свежей. Так же и в нашем случае. Господь знал, что мы не можем есть человеческое тело и пить кровь, значит, он сделал по-другому. После молитв, которые читаются в храме, Божество соединяется с хлебом и вином, как во Христе Божество соединилось с человеческой природой. Глазами мы видим и вкусовыми рецепторами ощущаем хлеб и вино. Божественная благодать не меняет естества в полной мере, не меняет химический состав. Люди приносят воду для освящения, но если она ржавая, то после и того, как освятится, не перестанет быть ржавой, как у нее был привкус железа, так он и останется. Поэтому я и говорю: возьмите самую хорошую воду. Так же мы берем самое хорошее вино, лучшую пшеницу, и люди причащаются под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой.

— Но почему именно хлеб и вино?

— Господь избрал самый простой способ. Что может быть проще вина? В древности оно всегда было в каждом доме. Это не просто напиток, а лекарство, люди лечились им. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет, чтобы тот ради своего больного желудка употреблял вино, смешанное с водой. Это способ лечения. Когда люди получали раны, поливали их вином и елеем. А хлеб — основной продукт, это жизнь, и «хлеб сердце человека укрепит», писал псалмопевец Давид, писал пророчески о Таинстве Святого Причастия. Здесь «укрепит» в духовном смысле.

Господь взял самое простое, что в обиходе есть у каждого человека. Не нужно баобаб или фрукт какой заморский везти — мука и вино доступны каждому. Во время Литургии, после призывания Духа Святого, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.  Великая милость Божия: Он с нами соединяется, причем не тогда, когда Он хочет, а посмотрите, что Бог дал, — когда мы хотим. Какой начальник скажет: «Заходи ко мне, когда хочешь», — или царь: «Мой дворец всегда открыт, в любой момент приди» , — не бывает такого. А Господь говорит: «В любой момент».  Он, Бог непостижимый, так смиряется перед человеком, и не только вся земная жизнь Бога есть смирение пред людьми, нет, вся история жизни людей — смирение Бога пред ними. Смиряется, входит в нас, в это жилище нечистое. Кто-то все выдраил — приятно зайти, а другой повозюкал тряпкой, но Господь даже после этого приходит. Приходит для того, чтобы человек жил, ведь без Бога он жить не может, как без кислорода.

Причастие — главное Таинство, ради которого строится храм. Не ради Крещения, крестить можно где угодно, не ради Венчания, а ради совершения Божественной литургии. Господь дает себя человеку в любой момент. Вот заболел кто-либо, может ли он сказать: лучший профессор в стране, приди полечить меня. И какой профессор прибежит? А Господь является тотчас.

В алтаре хранятся Дары — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Попал человек в больницу, плохо ему, он хочет соединиться с Господом, зовет священнослужителя и тот причащает больного. Господь сходит в наше естество, чтобы очистить, освятить, возвысить. Вот пример, освобождают заложников, их выводят на свет, а у них глаза завязаны. Некоторые люди, видя то, возмущаются: почему не сняли повязки с глаз? Но человек после долгого пребывания в темноте может ослепнуть на всю жизнь. Так же и в духовной жизни — человек неочищенный, непросвещенный не готов встретиться с Богом.

Встреча с Богом совершается здесь, на земле, через главное таинство — Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. После этого мы говорим: да, вот теперь Бог со мной. Но не гордимся этим, а констатируем, поздравляем друг друга с самым лучшим днем жизни. Это действительно самый лучший день — не тот, когда получил квартиру или женился, или сын родился, это все вторично, а тот, когда соединяешься с Богом в таинстве Причастия. Правильное соединение дает плоды — очищение, освящение, оживотворение. Наш духовный организм начинает оживотворятся, но происходит это постепенно. Часто Господь не показывает этого из-за нашей гордыни и тщеславия, чтобы не мнили о себе, не возвышались над другими. Нужно сравнивать себя не с теми людьми, которые ниже, а со святыми угодниками Божиими.

 Подготовила Людмила Селиванова




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.