Выступления

Что значит любить себя?

Что значит любить себя? 16.11.2016

Современный мир исказил многие понятия, и самое, пожалуй, основное из них – любовь. А что значит любить себя? Где истинный ответ на заданный вопрос? Об этом размышляет владыка Даниил.

Апостол Павел писал: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). С момента грехопадения в душу пришел «ветхий» человек и заслонил собой образ Божий. Наша задача – «ветхого» человека умалить, чтобы внутренний обновился. Но этого не бывает без труда. Любовь к себе должна быть праведная, то есть правильная. Сделаем такое сравнение. Врачи заботятся о здравии человеческого тела. Они часто входят в противоречие со своими пациентами. Многие ведь твердят, что к докторам ходить не надо, они только мешают жить так, как хочется: если нельзя пить, курить, объедаться, зачем такая жизнь? Врачи же ратуют за здоровый, правильный образ жизни. Они понимают, что человека, получающего удовольствие, угождающего своему чреву, поедающего чипсы, «сникерсы» и запивающего их колой, ждут печальные последствия. Так же священнослужители, являясь врачами человеческих душ, говорят духовным чадам: то, что тебе сейчас приятно, на самом деле не полезно, это погубит.

В уголовном кодексе есть статья за убийство человеческого тела, но, к сожалению, у нас нет наказания за убийство человеческой души. Убийство души другого человека – страшный поступок. Человек с убитой душой становится изгоем, он не может построить семью, поскольку крайний эгоист и не способен ни с кем ужиться…

Господь сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16: 24). 

Согласно толкованию святого Макария Великого, отвергнуться себя - значит отвергнуться своей «второй» души, той, которую образовали в нас грехи, страсти.  Христос сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Лк. 9:24). Что означает погубит? Мы настолько срослись со своими страстями и грехами, что, когда начинаем вести против них борьбу, кажется, это уже не жизнь. Вспоминаю 1980-е годы, как люди реагировали, услышав о том, что кто-то стал монахом: «Что ж ты с собой сделал-то? В монастырь ушел, ужас!» А человек стал подвизаться в монастыре, чтобы бороться со своим эгоизмом, с которым все рождаются.

Главные болезни души – гордость и тщеславие, то есть желание тщетной, пустой славы, когда мы постоянно думаем, как выглядим, что о нас подумают, скажут. Человек ищет, чтобы его прославляли. А дальше еще выше - гордость, когда человек презирает других. Он великий, у него на престоле главное место занимает его «Я». Знаю одну семью, мужу с женой за пятьдесят лет и они отказались от рождения детей, потому что весьма сильно «любили» друг друга. Жена побоялась потерять форму, ведь муж любил ее именно такой. Женщина сознательно не стала матерью, потому что испугалась изменений своего тела, настолько оно любимо ею. Это неправильная любовь к себе. Или другой пример. Вместо того чтобы встать утром пораньше, сделать зарядку, выйти на пробежку, человек себя «любит»: он подольше поспит, повкуснее поест. Но это опять же не любовь к себе.

 Мы должны бороться против всего неправильного. Отвергнуться себя, иными словами, отлучить себя от всего нечистого, греховного, дьявольского. Тогда человек восходит на крест, и страдания, самораспятие становятся «чистилищем», очищением. Праведная любовь – любовь к себе как к образу Божию, к себе такому, каким ты вышел из рук Божиих. То есть нужно полюбить оригинал. В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры как-то  раскрыли  старинную икону, а под ней оказался еще более древний и более ценный образ, его реставраторы и оставили. Сейчас есть технология, когда можно снять и сохранить оба изображения, но мы должны сохранить оригинал. В советское время на досках, на которых были написаны иконы, изображали упитанных, дородных трактористок, с оскалом, чтобы не говорили, что в СССР плохо живется. И вот такая безвкусица была намалевана на месте иконы. Мы понимаем, что это наносное, убираем его и возвращаемся к оригиналу. Человек вышел из рук Божиих замечательным, совершенным, но грех испортил его.

Мы должны любить всех, это высшая точка. Но сколько человек дошло до нее? Слышал такое: вот, сосед мой в храм ходит, а меня не любит. Но в храм как раз за тем и ходят, чтобы научиться этой любви. А учеба происходит не за три дня, и не за три месяца, и не за три года. В любви много ступеней, чтобы достигнуть самой высокой, нужно много лет. Мы знаем заданное направление и в этом направлении движемся. Господь, как читаем в Евангелии от Луки, сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик» (Лк. 14:26). Возненавидит не душу, которую Он создал, а тот образ, который привнесен грехом человека страстного, эгоистичного, гадкого. Мы должны его вытеснить и вырастить человека, способного на жертву, на добрые дела, слова. А начинается это с чего? Конечно, хочется сразу на сотый этаж перескочить. Но у нас лифта нет, есть лестница, по который идем своими ножками. Взойти на последний этаж можно только постепенно, и начинается это с доброй мысли. Именно с этого начинается наше спасение: заставлять себя по-другому думать. Мы должны жалеть другого человека. Если родители постоянно ссорятся, скандалят, какой ребенок у них вырастет? Есть поговорки на этот счет: «от лисы лисенок, от свиньи поросенок», «яблочко от яблоньки» и так далее. И вот вырос такой убогенький, и ему тяжелее, чем другим, быть добрым, тяжелее нести свой крест. Значит, нужно пожалеть человека, сказать: «Господи, помоги ему, а я не замечу, что он нагрубил, отвечу ему по-хорошему».

С какими людьми нам комфортно? С теми, которые готовы понести наши немощи, немощи нашего характера - сегодня я не в духе, а они выдержали меня, я им благодарен. Именно среди таких людей мы хотим жить. А если у меня искра, от ближнего - другая искра, что тогда? Даже с медицинской точки зрения это путь в могилу, преждевременный, потому что поднимается давление, появляются психозы, уныние, расшатывается здоровье. Медицина запрещает так жить. А если скажем о скандалящем: «Господи, помоги ему», помолимся за него, значит, не пойдем этим же путем. Повторю, все начинается с добрых мыслей, а потом пойдут добрые слова, следом - маленькие поступки, которые постепенно станут большими. Когда человек начинает к такому привыкать, ему некомфортно, если он не сделает что-нибудь доброе. И наоборот бывает, пока человек не спустит на кого-нибудь собак, ему некомфортно. Что ж, тоже жертва, но которую приносят не Богу, а бесу.

Человек должен не только за внешностью смотреть, но и следить за своими мыслями, сердечными пожеланиями, словами. А что у меня на сердце? Неприязнь, раздражительность, злоба, зависть. Что с этим делать, есть ли лекарство в аптеке? Нет, и к самому лучшему профессору придешь, не выпишет рецепт. Но, оказывается, лекарство есть. Оно в церкви, почему люди туда и приходят. Это не просто аптека, а целый стационар, где лечат. Ведь сердце только своими силами изменить невозможно. Часто сделаешь что дурное, совесть гложет, и что делать? Обратиться к Богу. Когда? Тут же. Нет возможности идти в храм прямо сейчас, незамедлительно обращайся к Богу: «Занесло меня, неправильно сделал, Господи, прости и помоги». Сердце свое нужно омывать, очищать, изменять и таким образом одухотворять.

Вот что значит любить себя - следить за собой, очищать себя молитвой и покаянием. И жалеть себя нужно. Совершил что-то неблагообразное, можно руки опустить, а можно пожалеть, то есть быстро уврачевать себя: вставай, не лежи в греховной грязи, заставляй себя сделать шаг. Пожалеть себя – это не лежать в постели. Как парализованный человек тренирует мышцы, постепенно начав ходить, делает гимнастику, так и мы должны. Ради какой цели человек жалеет себя? Чтобы достичь очищения. Очищение дает удовлетворение. А мы думаем, что удовлетворение, это когда свои уды довольствуем. На самом деле нехорошо желудок набивать неполезной пищей: разрушаешь весь организм.

Себя возлюбить означает жить правильной жизнью. Человек – социальное существо, он в связке, он не одиночка, у него есть родственники, друзья, значит, он должен помочь еще и им. Мы отвечаем за этих людей. Каждый христианин – воин, который воюет против духов злобы поднебесных, поэтому должен себя правильно любить, правильно жалеть и правильно относиться к ближним.

Беседовала Людмила Селиванова

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №4/2016




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».