Вопрос-ответ
Вопрос:
Дорогой владыка! Мы, прихожане Свято-Успенского храма г. Вельска, просим Вас оказать помощь нашим священникам в отоплении храма. В холодный период года мы не можем приносить маленьких детей ко Причастию, молиться в холоде трудно, мерзнут ноги и руки – очень жалко клирос и служащего священника.
Ответ:
Здравствуйте, Светлана Валентиновна! Владыка в курсе сложившейся ситуации. Вопрос с отоплением Свято-Успенского храма будет решаться в первоочередном порядке.
Вопрос:
Здравствуйте! Меня заинтересовал тот факт, что в нашей епархии всего шесть благочиний. И если с Архангельским благочинием все ясно, - это г.Архангельск, то вот Северное благочиние включает в себя столь отдаленные приходы, что взаимосвязь просматривается весьма смутно. И какова в таком случае деятельность благочинного, в чем она заключается? Согласитесь, Виноградовский район и Ненецкий округ - одно благочиние? По какому принципу они формировались?
Ответ:
Здравствуйте, Нина! Это наследие еще советского времени. Сейчас владыка Даниил поставил задачу провести разукрупнение благочиний, что позволит значительно улучшить управление епархией и наладить связь между архиереем, благочинными и приходами.
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, перед Новым годом, при уборке выбросила свой нательный крестик, который давно не носила и он очень сильно почернел. Выбросила не подумавши, но сейчас меня мучает совесть и я очень переживаю,что я так поступила. После нового года стала болеть, меня мучают страхи и тогда я пошла в церковь, после чего и вспомнила о своём поступке. Как мне теперь быть? Как искупить этот грех? Ведь я понимаю, что всё что со мной сейчас происходит это наказание за мой поступок, мне очень плохо.
Ответ:
Наталья, "идол в мире - ничто" - пишет апостол Павел. Это значит, что для православного христианина не существует никаких суеверий, примет, порчей, сглазов и т.п. В Евангелии сказано, что без воли Божией и волос с главы нашей не упадет, поэтому не надо придавать какого-то особого смысла незначительным внешним событиям - почерневшему ли крестику, упавшей или потухнувшей свечке. Выбрасывать крестик, конечно, не нужно было, но страхи и болезни Вас мучают не из-за этого поступка по незнанию, а из-за того, что душа Ваша истосковалась по благодати Божией. Начните постепенно духовную жизнь, время Великого поста - самый благодатный для этого период. Подготовьтесь к Таинству исповеди и Причастия, начните читать Евангелие, молитвы, посещать богослужения. И сами почувствуете, как душа начнет выздоравливать.
В интернете есть очень хорошие сайты о Православной вере: http://azbyka.ru, http://www.pravmir.ru, http://www.pravoslavie.ru, http://www.foma.ru
Да и священники всегда помогут советом и отеческим наставлением. Помоги Вам Господи!
Вопрос:
В связи с поступающими обращениями доводим до вашего сведения следующее:
Ответ:
1. Официальный сайт Архангельской епархии, включая рубрику "вопрос-ответ", ведется силами епархиального информационно-издательского отдела (руководитель - священник Валерий Суворов)
2. Руководитель миссионерского отдела епархии протоиерей Евгений Соколов отвечает на вопросы на сайте домового храма при ПГУ - http://hram.pomorsu.ru/main.php
3. Провокативные и оскорбительные вопросы, кощунственные комментарии сразу удаляются. В случае, если обращение связано с какой-то конфликтной ситуацией в Архангельской епархии, оно может быть не опубликовано на сайте в соответствии с Мф.18:15-16. Ответ автору обращения можем выслать по электронной почте. На анонимные комментарии ответ не предусмотрен.
4. Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил знакомится со всеми вопросами и обращениями, поступившими на сайт.
5. Для получения официального ответа необходимо обратиться с прошением на имя правящего архиерея в канцелярию епархиального управления.
6. Для разрешения конфликтных ситуаций в епархии действует церковный суд.
7. По вопросу организации личной встречи с владыкой следует обратиться к секретарю епархиального управления.
Вопрос:
Здравствуйте!
Является ли классическим протестантом, человек принадлежащий евангелическо - реформатской церкви в Швейцарии (город Берн)?
Заранее благодарю за ответ.
Ответ:
Здравствуйте, Татьяна! Да, реформаты являются традиционной протестантской конфессией.
Вопрос:
Здравствуйте! Я очень люблю слушать лекции профессора Осипова, но знаю, что отношение к нему неоднозначное среди клириков. И все же: дети до 7 лет причащаются без исповеди, это понятно. И случается так, что в храме причастники - лишь младенцы. Алексей Ильич утверждает, что мама в тот день должна готовиться к причастию и причащаться вместе с младенцем, она же ответственна пред Богом за младенца-несмышленыша. Я полностью согласна с профессором.
Очень часто бывает так, что с детьми приходят лишь на Литургию верных непосредственно к причастию. Наверное, это понятно в некоторых случаях, если младенец очень мал. Но и шестилетнего ребенка приводят тоже лишь к причастию. Вообще-то, в этом просматривается неуважение и некий меркантилизм, когда причастие воспринимается лишь как телесное лекарство. Ни для кого же не секрет, что малые дети часто болеют.
И второй вопрос: этично ли, если молодую женщину исповедуют иеромонахи? Не является ли это искушением для последнего? Сразу оговорюсь: я не имею ввиду старцев, а так же людей, достигших высокого уровня бесстрастия. Но вряд ли Вы будете отрицать, что таковых очень мало.
И третий вопрос: разрешены ли венчания в монастырях, на подворьях? Знаю, что ранее это было недопустимо. В монастырях можно было отпевать, крестить, но венчать - никогда.
Заранее благодарна. Но если какой-то вопрос показался Вам не вполне корректным, я буду благодарна и за ответ, отправленный на электронный адрес. Но я все же стараюсь задать вопросы так, чтоб ответы были интересны не мне одной: дело в том, что мы очень мало знаем, особенно в глубинке, где службы редки, иеромонаху некогда остановиться, а не то что поговорить. И опять же - иеромонаху, а не просто иерею, который, разумеется, больше знает обычные бытовые трудности своих прихожан, ибо сам их испытывает. И снова оговорюсь: я не имею в виду тех монахов, которые достигли высокого духовного уровня. Таких мало. И таким был отошедший ко Господу иеромонах Афанасий (Шурыгин). После его кончины образовалась пустота. Нет достойной замены.
Ответ:
Здравствуйте, Нина!
1. Конечно, недопустимо воспринимать Таинство Евхаристии как некое магическое средство. Еще апостол Павел предупреждал членов Коринфской Церкви: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает". (1Кор.11:29-30)
Поэтому очень важно духовное просвещение, чтобы каждая из матерей, несущая своего ребенка к Чаше, осознавала, к какому великому Таинству она приступает. Церковный опыт показывает, что младенца можно причащать как можно чаще, и это самым благотворным образом сказывается на его духовном и душевном развитии. Были случаи, когда от регулярного причастия дети исцелялись от тяжелейших психических и телесных недугов. Но происходило это не магически, а по вере и искренней молитве родителей.
Вопрос частоты причащения взрослых людей - дискуссионный. Его нужно решать совместно с духовником. Редкое причастие ведет к оскудению духовной жизни христианина, слишком частое - может вызвать недостойное отношение, о котором предупреждает апостол.
2. Это не вопрос этики. Если монах принял священный сан, то совершение Таинств в Церкви - его обязанность, установленная Господом. Другое дело, что и сам священноинок, его духовник и настоятель монастыря должны непрерывно оценивать духовные силы и состояние. Если исповедь прихожан становится камнем преткновения, то лучше временно не совершать это Таинство. Нужно помнить и о том, что при пострижении в монашество и рукоположении в священный сан даруется особая благодать Божия, с помощью которой и преодолеваются все скорби и нестроения.
3. В Русской Церкви существовала норма (84-я статья Номоканона), возбранявшая иереям в монашеском чине (также и епископам) совершать браковенчание, но в современной практике она не действует, хотя венчание в монастыре не приветствуется. Во многих обителях по-прежнему действует запрет на совершения Таинства венчания.
Вопрос:
Святые отцы, хочу спросить. А может ли мой сын стать свидетелем на моем венчании с его отчимом. Сыну уже 19 лет, он крещен и верует. С его отчимом мы уже вместе 11 лет.
Ответ:
Здравствуйте, Елена! Обращение «святые отцы» принято в католичестве, в Православии к святым причисляют только после смерти.
Нет, Ваш сын не может быть свидетелем на Таинстве венчания. Богослужебные книги называют поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Как Вы понимаете, сын Ваш не сможет быть духовным руководителем Вашей семьи.
Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.
Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.
Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье. Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).
Посмотрите материалы по ссылке: http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/tainstva-cerkvi-i-bogosluzhenie/tainstvo-venchaniya/
Вопрос:
Здравствуйте! Простите, очень хочется выразить слова благодарности владыке Даниилу и его со-трудникам за то, что есть возможность видеть владыку на видео в интернете. Это нам большая поддержка. Спаси Господи!
Ответ:
Во славу Божию, Анна!
Вопрос:
Здравствуйте!
Для получения разрешения на венчание с протестантом насколько принципиально согласие на воспитание детей в православном духе?
Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Татьяна!
Это каноническое требование: при венчании с инославным дети должны быть воспитаны в Православной вере. При этом муж должен быть по вероисповедованию традиционным протестантом, а не принадлежать к какой-то из неопротестантских сект.
Вопрос:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли в городе Архангельске православные врачи? Моей жене нужна консультация.
Ответ:
Общество православных врачей действует при Свято-Троицком храме Архангельска.
Контакты:
г. Архангельск, ул. Комсомольская, 1.
телефон: (8182) 27-64-38; 24-00-33
e-mail: trinity@mail.ru
веб-сайт: www.trinity-arh.orthodoxy.ru
Фотогалерея
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.