Вопрос-ответ
Вопрос:
О. Евгений, доброго времени суток! Наверное, я Вам жутко надоела, но я не могу снова не обратиться к Вам по поводу лжи в газете «Моряна». В пятницу я лично (по телефону) общалась с о. Анатолием Вороновым и испытала очередной шок (хотя уже пора бы привыкнуть :). Он заявил, что это его собственные слова и он от них не отказывается, только вместо 7-ми поколений должно быть 4-ре :) Сослался на православную притчу о погорельцах и на консультацию у недавно почившего Ивана Крестьянкина. Мой аргумент о том, что Вы осуждаете его слова, на него не подействовал. Он ответил, что из епархии по этому поводу никто с ним до сих пор не разговаривал! В связи с этим вопрос: о. Евгений, неужели никому из архангельских православных священников нет дела до этого случая? Вы считаете, что он не заслуживает внимания? А ведь сообщения об отпущении грехов за помощь в строительстве храма в архангельских СМИ бывали и раньше. По крайней мере, кто-то должен доступно объяснить Анатолию Воронову о том, что он ошибается, чтобы впредь подобное не повторялось. Пожалуй, я вынесу этот вопрос на московские православные сайты, раз наша епархия бездействует.
Ответ:
Анна, Ваше право, безусловно, говорить об этом на любом уровне. Но коли дело обстоит именно так, как Вы пишите, то обещаю Вам обязательно на этой неделе переговорить с руководством епархии по этому вопросу. Нет! И не может быть никаких индульгенций в Православной вероисповедании. Вспомните пророчество Серафима Соровского: "....и храмы будут возводиться и купола золотиться, но моливы в них не будет". Даже не верится, что о. Анатолий так упорствует в своем заблуждении.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, о. Евгений!
Прочитал статью «Духовное образование в Архангельске, или Зачем в наше время нужны миссионеры» в последнем номере «Епархиального вестника» и хочу поделиться некоторыми мыслями, в которых, как выяснилось, я не одинок.
С одной стороны в статье делается своего рода предупреждение о том, что после окончания ПСТГУ выпускнику будет практически невозможно найти себе работу, а с другой стороны: «А как нам сейчас нужны православные миссионеры!» (с). И всё, как в большинстве случаев, объясняется нехваткой средств. А тем временем, «Свидетели Иеговы» построили в Котласе лекционный зал при поддержке главы администрации, который искренне (!) считает их одной из христианских общин. И такая же ситуация повторяется в Архангельске, когда один из чиновников администрации округа Майская Горка, провозглашая себя православным, не делает никаких попыток противодействовать строительству аналогичного лекционного зала в округе областного центра. И подобных примеров можно привести довольно много. Да Вы и сами владеете информацией, что называется, «из первых рук». И неслучайно в опубликованной в этом же номере оценке деятельности нашей епархии Патриархом выражается озабоченность активной деятельностью на территории области зарубежных религиозных сект и организаций, вероятно, потому что в этом отношении не ведётся должная работа.
Никто не отрицает того, что существуют объективные трудности, что не хватает средств, а территория епархии обширна, но всё равно так хочется, чтобы православные миссионеры на своей территории были бы более частыми гостями. В этом же номере «Епархиального вестника» читаем о московских студентах ПСТГУ, приезжающих уже не в первый раз в Мезенский и Лешуконский районы, и делающих, по сути, нашу работу.
В Архангельском филиале ПСТГУ больше половины студентов составляют работающие люди, и наверняка среди них есть и те, кто охотно поучаствовал бы в каких-то миссионерских поездках, даже может быть, часть своего отпуска и средств посвятил такому делу. Пусть вначале даже это будут групповые поездки во главе с опытным священником на небольшие расстояния.
Безусловно, что один Сийский монастырь, который несёт все расходы по содержанию филиала, не в силах решить вопросы с практическими занятиями для студентов. Получается даже некоторый нонсенс: когда некоторые студенты выражают робкое желание как-то поучаствовать в миссионерской деятельности, им дают понять: «у вас ещё нет практики!», а с другой стороны, где же её получить, ведь естественно, что без благословения никто этим заниматься не вправе и не будет.
Может, стоит присмотреться к опыту других епархий, где такой опыт уже достаточно наработан. Например, всегда на слуху деятельность Белгородской епархии, хотя, возможно, там существуют более благоприятные условия для такого рода деятельности, но тем не менее.
Конечно, моё мнение не бесспорно и я много не знаю, но возможно, стоит как-то начать, а Господь нам в этом поможет.
Быть может, я слишком много беру на себя в своих суждениях, простите меня!
Ответ:
Нет, Дмитрий, Вы совершенно правы. Организующего начала нет. Это моя вина, в первую очередь, как епархиального мессионера. Время - вот что невозвратимая потеря. Теряем его катострофически. Поверьте только, что в рамках тех возможностей что есть, стараюсь делать что можно. Но что касается хатя бы минимальных средств - они нужны. Вдумайтесь, откуда СИ взяли деньги на постройку зала? Вообще успех протестанских миссий в первую очередь обеспечивается хорошим финансированием: хорошо оформленная, бесплатная литература, аренда удобных площадок для проповеди, хорошее организационное обеспечение. И, порой, откровенная материальная заинтересованность наших горе администраторов в их деятельности. Увы, желтый телец сегодня взламывает практически почти любые двери. А нас, зачастую, просто не пускают ни в школы, ни в учереждения, т.к. откровенно ждут, чтобы мы их "заинтересовали".
Но, коненчно же, потенциал выпускников Свято-Тихоновского ин-та мы используем слабо. И то, что Патриархия указала нам на засилие сект, будем надеяться, активизирует нашу антисектанскую работу. А если у Вас есть конкретные предложения, то через епархию найдите меня, буду очень рад сотруднечеству с Вами.
о. Евгений
Вопрос:
Всем: спасибо вам за доброе отношение и попытки помочь мне. Но я не имею к «Свидетелям Иеговы» никакого отношения. Я и разговаривала-то с ними только однажды в течение 5 минут. Я верю в Божественность Христа и в Личность Святого Духа, а иеговистов не считаю христианами. Но я просто сочувствую им, когда их (а попутно и всех протестантов) обвиняют в совершении тех грехов, которых они не совершали. СИ, как и мы, тоже хотят нести Евангелие, и идут ради этого на определенные жертвы, а то, что их понимание Благой Вести в корне ошибочно – это уже другой вопрос. Александр, моя цель – не найти себе «удобную» церковь, я хочу принадлежать только истинной Церкви Христа, во что бы ни стало. Но я не вижу абсолютного соответствия сегодняшнего православия и учения Христа. По крайней мере, утверждение, что Бог есть только в православии и больше нигде – ошибочно. Елена, иногда я тоже ношу нательный крестик, но ведь дело не в нем. Жаждать Господа и отдавать ему себя без остатка нужно каждый день. Сам Господь должен быть в нашем сердце, тогда не понадобится никакого дополнительного «напоминания» о Нём. Внутрицерковные отношения – тоже не ерунда. Ведь они характеризуют состояние самой церкви и влияют на мнение обо всем христианстве тех, кто малознаком с ним. Обычный человек считает, что христианство – это то, что он видит в данный момент в конкретной церкви. А если сам настоятель церкви менее порядочен, чем рядовой атеист, то такая церковь не скорее ли разрушит, чем спасет такого человека? А когда и епархии нет дела до того, как ведут себя конкретные настоятели, то разве это не проблема уже всей церковной жизни города? Духовное возрастание перестает быть очень тяжелым и скорбным трудом, когда мы отдаем свои заботы в руки Господа. Ибо Он Сам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Матф.11:28-30) Это блаженное, сотрудничество в постоянном общении с Ним, это настоящая Жизнь в Нём. Вся трудность заключается только в том, что день за днем необходимо преодолевать свой эгоизм, но с Божьей помощью и это возможно. Жаль, что в православии царит мнение, что духовное возрастание должно быть тяжелым и скорбным. Мне кажется, именно поэтому в православных церквях встречаются, как правило, скорбные постные лица (даже у служителей), будто измученные тяжким бременем, а не сияющие счастьем спасения, избытка любви и пребывания в Господе. Это тоже отталкивает тех, кто приходит туда впервые.
Ответ:
Простите, Анна, если был резок.
Но давайте еще и еще раз откроем Евангелие, ка основу нашего спасения. Христос говорит: "Когда Сын Человеческий придет на землю второй раз, найдет ли Он веру на земле". Мы предупреждены, что вера упадет везде, во всех Церквях. Иначе не нужно было бы Второе Пришествие, которое спасает остатки человечества, сохранивших веру в ИСТИНУ. Как Всемирный Потоп спасает человечество от полной гибели ( все-таки 8 человек сохраняют веру в истинаго Бога), так и Второе Пришествие - акт Божественной воли для спасения остатка подлинно верующих. В Первом послании ап. Иоанна Богослова очень хорошо сказано о будущих лжеучениях и лжемессиях. А что касается нашей Православной Церкви.. почитайте пророчества нашего великого святого Серафима Соровского о последних временах, о падении нравов и в нашей Церкви. Мы же это не скрываем, это пророчество опубликовано. Повторюсь только, за все время истории христианство такого тотального гонения и уничтожения ни одна конфессия не знала и то, что сегодня у нас множество недостатков -следствие греха наших родителей от которых мы не будем, не имеем право отрекаться. Еще не известно, как бы мы себя вели в 30-е годы 20-го века. А нашим дедам и отцам Господь как будто говорит о том, что раз вы не хотели иметь подлинных, духоносных пастырей, уничтожая их десятками тысяч, то пусть ваших дети будут окормлять иные, менее праведные и духоносные. Т.к. воспитывать для ваших детей пастырей будет некому, вы всех истребили. Что же нам теперь остается... терпеть. Вспомните опять-таки Евангелие, где говорится, что в последние десятилетия соблазны и скорби придут в мир, но ПРЕТЕПЕВЫЙ до конца спасется.
Если терпеть желание нас грешных нет, то...мир на волю дан.
Простите нас!
о. Евгений
Вопрос:
Спасибо за ответ о. Евгений. Может быть я не правильно выразился говоря о "демократичности" Православной Церкви. Имелось ввиду соборное начало в ней, в отличии от абсолютистски-централизованного католицизма и либерально-идивидуалистического протестантизма. Само наличие 15 поместных церквей с различным богослужебным укладом и традициями применения канонического права говорит в пользу большей открытости Православия. А что касается вопроса о "демократии" то какой на ваш взгляд должна быть роль верующих в деле управления церковной организацией. Можно ли привести примеры постоянно действующих приходских собраний и советов с участием мирян? Тот же вопрос касается и епархиального уровня. И наконец почему не проводяться Поместные соборы?
Ответ:
Да... вопросы у Вас, Александр. Вообще, наверное, самая большая потеря в наших церквях - это угасание общинной жизни. Закончилась служба и ...по домам. А ведь общинная жизнь это, прежде всего общение - Евхаристическое, молитвенное и светское. Мало ли какие у нас могут быть проблемы. Поделится прочитанным, рассказать о поездке, проблемы с воспитанием детей, поведением в школе, да мало ли.... А вот этого уже почти не осталось, только на уровне личных знакомств и симпатий. А ведь мы все братья и сестры во Христе, раз вместе причащаемся. И здесь огромная роль настоятеля в сплочении общины в организации подобного общения. Тогда вопросы подобные Вашим просто не возникают. Потому что общение происходит постоянно. И не только в совместном труде, который, конечно же, необходим: полы помыть, подсвечники почистить. Нет, общение должно быть и на простом уровне. Каждое богослужение у нас в храме заканчивается общей трапезой. Нет, не только для клира, но для всех, кто хочет пообщаться. Студенты, наши прихожане, часто просто на больших переменах приходят в трапезную храма для общения. Кстати, для меня эта радость, что они скучают друг без друга. Иными словами общинная жизнь должна быть постоянной. Православная жизнь общины - это образ жизни православного христианина, а не временный приход в храм или на приходское собрание. Так было в первые годы христиан, так должно стать сейчас в непростое время наступившей теплохладности. Так же, на мой взгляд, должна строиться жизнь епархии - постоянное общение не только с целью решения насущных вопросов, но как центр духовного общения, источника рождения церковного братства.
Что касается Поместных соборов, то давайте вспомним о том, что я писал - наша Церковь строится на принципах иерархии. Мы только 10-15 лет более менее административно свободны. Время переходное, может это самый пик перехода, при всей кажущейся стабильности. И созыв Собора не должен стать просто дежурным мероприятием. Есть священноначалие и именно оно должно решать, как и когда созвать Поместный собор. Конечно, созыв подобного Собора назревает, но давайте, если кто-то, по нетермению сердца, считает, что это крайне необходимо, просто молиться, чтобы Господь помог нам и руководству Церкви принять мудрое и правильное решение.
о. Евгений
Вопрос:
Я недавно принял постриг монашеский, меня нарекли в честь Святого преподобного Варлаама Шенкурского Важского, но я ни где не нашел житие моего святого и его икону. помогите пожалуста. Если можно пришлите мне Иконописный искиз Святого, я поспараюсь здесь заказать его икону.
Ответ:
В это воскресение я, как раз, по благословению епископа выезжаю в Шенкурский р-н на родину Варлаама Важского служить литургию. Его житие я сам читал только в рукописном варианте. Но у Вас великий молитвенник и покровитель. Постараюсь узнать на его родине, где можно найти житие прп. Варлаама Важского.
о. Евгений
Вопрос:
Глубокоуважаемый о. Евгений. На мой взгляд одно из отличительных достоинств Православия является его внутренний демократизм. Даже в Архангельске есть храмы где литургию служат более 2 часов, а в других за 1 час. Есть батюшки запрещающие кормящим матерям послабления поста, а есть те кто в ответ на вопрос "Чего не есть в пост?" отвечают - "Людей не ешь!" Поэтому мне кажется что наша Церковь гораздо привлекательней скучного однообразия Свидетелей Иеговы. Поэтому Анна если она дествительно хочет воцерковиться сможет найти себя в Православной Церкви, найти православных людей которые ее поймут и не будут осуждать. Ну а про Свидетелей Иеговы в советское время было выпущено много атеистической литературы. Вот только почему-то аргументы приводимые тогда используют сегодня православные миссионеры. Или они согласны с установками Совета по делам религий и КГБ?
Ответ:
Да, нет. По СИ выпущено достаточно много современной литературы. Поверьте, когда я писал диплом в богословском ин-те по СИ стол был завален только современной литературой. Сегодня информации предостаточно.
Что касается демократизма православной Церкви, то здесь не соглашусь с Вами. Просто наша русская пословица "каков поп, таков и приход" подчеркивает, что для священника очень важно, прежде всего, быть строгим к самому себе. Помогать человеку возрастать духовно можно только до своего уровня. "Выше головы не прыгнешь" - верно ведь сказано! Конечно, при духовном руководстве всегда соблюдается индивидуальный подход, но есть общие требования: пост, чтение Св. Писания, утренние и вечерние правила, соборная молитва в церкви, духовное возростание (нельзя стоять на месте в духовном плане, просто прожигать дар времени). И надо помнить, что духовное возрастание очень тяжелый и скорбный труд. Не надо искать легких путей, скажем, более либерального духовника. В конце, концов зараженные все неизлечимой болезнью смерти, мы все придем ТУДА. Какими? Там же вечность, там ничего уже не поменять.... И в православии нет и, по крайней мере, не должно быть не демократии, не либерализма. У нас все иерархично и основано на добровольном послушании в основе которого ЛЮБОВЬ к Богу, к ближнему и к себе, к своей душе.
о. Евгений
Вопрос:
Дорогая, о Господе, Анна. Я совсем недавно стала наблюдать за Вашими спорами с православными батюшками и нами, прихожанами, и не могу понять, почему Вас так раздражает церковная жизнь, ответы о.Евгения. Ничего предосудительного в них нет абсолютно, только обычная забота священника о Вас. Однажды в автобусе ко мне подсела женщина, и, как обычно, стала рассказывать о свидетелях Иеговы, поминутно с обидой вспоминая наших православных батюшек. Мне не хотелось с ней спорить. И лишь на выходе из автобуса она сказала: "Не нужен нам крест, мы вспоминаем Спасителя только в Пасху!". Так что же это за вера Ваша без креста? И что это за память Ваша короткая на один день? Ведь любой нормальный человек если потеряет родную для него душу ( дитя, мать, отца,мужа или жену) каждую секунду помнит об утрате. Так и православный носит крест в память о Христе. Анна, подумайте об этом. Всё остальное, включая непростые внутрицерковные отношения, покажутся Вам суетой. Елена.
Ответ:
Конечно, болит душа (потому-то она и живая, что болит) за каждого заблудшего. Но ведь вся беда СИ, что ничего не слышат и слушать не хотят. Надо отдать должное методике их учителей - крепко умеют внушать. Раз человек может отречься от тысячелетней истории своих предков - это достигается только очень умелым психологическим воздействием. Самое простое к чему обычно прибегают СИ - это к действительным недостаткам нашей Церкви. Но все попытки показать, что никогда в истории человечества такого тотального, изуверского уничтожения веры не было, и что мы сейчас пожинаем плоды великого греха своих прадедов и дедов, уничтожавших правславную веру, остаются бесплотными. Казалось чего проще - прочитай Закон Божий, учебник по догматике и, если что не понятно спроси. Нет, априори, мы виноваты просто потому что ПРАВОСЛАВНЫЕ. Господин Бжезинский очень ясно и четко это написал. Давайте прекратим все споры. Довольно!
Только имеющий уши может слышать.
о. Евгений
Вопрос:
Анне. Дорогая,о Господе, Анна. Я недавно стала наблюдать за Вашими спорами с православными батюшками и нами, прихожанами, и не как не могу понять, из-за чего Вы так
Ответ:
Мои дорогие давайте вспомним апостола Павла: "..спор не наш метод". Закончим и этот спор, повторюсь - аргументы исчерпаны.
о. Евгений
Вопрос:
Это не грех жить во имя жены и детей моих? Мне сказали если я буду жить только для себя у меня всё будет. Но я люблю мать, отца, жену, и детей и всем помогаю без корыстно. Я знаю , что БОГ мне помогает но столько соблазна достичь большего без усилий
Ответ:
Жить и дела добрые творить нужно, прежде всего во славу Божию. "Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет" - так Спаситель определяет жизнь угодную Богу.
Я уже писал, что нужно (очень нужно) научиться жить по воле Божией. Узнать эту волю и все свои духовные, интеллектуальные и прочие усилия направить на выполнение этой воли и есть смысл жизни человека на земле. Можно прожить только во имя близких, но будет ли только в этом исполнение Вашего предназначения...? Ищите, пытайтесь познать волю Божию в отношении себя. Конечно, это не просто, но иначе мы становимся на путь горделивой самодостаточности.
о. Евгений
Вопрос:
Как надо понимать перевод – ошибка, или неточность?
Рим 13:1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога;
Церковнославянский Рим 13:1 Всяка душа властям придержащим да повинуется: то не есть власть аще не от Бога, сущая ще власти от Бога учинены (суть)быть.
Как надо понимать перевод – ошибка, или неточность? - напоминающая: «Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать».
то не есть власть аще не от Бога, -это же совсем другой смысл если не от Бога значит не есть власть.
А современную власть разве можно представить властью от Бога?
Ольга Кулага
Ответ:
Нет, власть всегда от Бога. Мироправление и мирохранение - то, что всегда лежит в плане Божественного правления миром.Бог всегда промышляет о Своем творении. Другое дело, что власть может быть формой наказания Божьего. Вы знаете предание сохранило нам прекрасный пример. Когда в 7-м веке управлял уже разлагающейся Римской империей нечестивый император Маврикий. Не выдержали его развращенности, жестокости и падшести сами римские легионы и свергли его с императорского трона. А возглавил Римскую империю полковник Фока. И что же? Вскоре выяснилось, что он более нечестив, чем прежний император. И, как повествует предание, выбежали на центральную площадь жители Рима и воззвали к Богу: "За что Ты, Господи, даешь нам таких правителей?" И был глас с небес: "За вашу безбожную, грязную, развратную, нечестивую жизнь Я искал вам правителей хуже Фоки, но никакого не нашел"
В чьих руках бич Божий: татар, поляков, французов, немцев или своих безнравственных правителей - дело Божие. И понять надо, что причина нечестивой власти сам народ, который забывает Бога.
о. Евгений
Фотогалерея
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.