Вопрос-ответ
Вопрос:
Благословите, отче
Недавно причитала У Иоанна Крошдатского
"Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сомневаясь, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, примете (Мф. 21, 22), и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять (Мф. 21, 21). Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит апостол Иаков... да не мнит сумняйся, яко примет что от Бога. Муж двоедушен, неустроен во всех путех своих (Иак. 1, 6-8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же вседержавного Бога ни тенью сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение -- хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, -- что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи (ср. Мф. 9, 28)! И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее -- от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, -- и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того, Он нарицает и не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное -- возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины; вера -- средство сообщения духа с духом, а рассудок -- духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та -- дух, а этот -- плоть. "
Сомнение -- хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины.- это меня очень смутило
Дело в том что, я никак не могу сопоставить понять разумом две вещи а именно_
Как можно одновременно иметь совершенную веру — не "ветром поднимаемую и развеваемую" (Иак.1:6), — что получишь то, о чём просишь, и всё же смиренно готовить себя к возможному отказу?
Если ты допускаешь возможность отказа, как ты можешь одновременно не сомневаться, что тебе не откажут,верить что получишь просимое, как вообще можно учитывать отказ?
Ведь если мы будем учитывать отказ- то значит будем просить сомневаясь Но как писал Святой Иоанн Крошдатский Сомнение -- хула на Бога
Помогите мне, пожалуйста, в этом разобраться
Потому что когда я прошу, что-то я всегда сомневаюсь, что получу это
не потому что не верю во Всемогущество Бога, но потому что знаю, что я грешница
и Это меня смущает тоже Вот все время все святые Отцы говорили, что и они грешники и даже не положили начало покаяния то кто такие праведники?
Спасибо заранее
С уважением
Надя
Ответ:
Сложный вопрос... Тогда давайте спросим себя - а почему мы вообще что-то просим у Бога? Здесь очень важно понять одну основопологающую мысль, которую раньше так часто задавали в школьных сочинениях - в чем смысл жизни? Наверное, надо понять, что Бог даровал нам огромный дар - жизнь, но этот дар дан нам для определенной миссии - для выполнения воли Божией. Как ее узнать? Наверное,только общаясь с Творцом или от духоносных старцев. Ведь волю родителей в отношении себя можно узнать только общаясь с ними. Вот давайте и попробуем понять волю Божию в отношении себя. И познав ее, с Божией помощью все свои духовные, физические, интеллектуальные силы направим на выполнение этой воли. Но, порой, даже когда поймешь эту Божественную волю, сил на ее выполнение не хватает, правда? И что нам тогда нужно делать? Да, правильно, с молитвой обращаться к Богу за помощью. Вспомните, что и Сам Христос молился неоднократно, обращаясь к Отцу. Порой, мы как маленькие дети капризно молимся (просим) о том, что нам неполезно. А в молитве мы хоть как-то должны уповать на то, что наше прошение угодно Богу. Вот почему о Иоанн Кронштадский так подробно описывает состояние просящего в молитве человека. Если мы сомненваемся в нравственном аспекте нашего прошения, то и состояние наше в молитве будет соответственным.
Вообще это очень сложная тема, но коротко так отвечаю, но не уверен, что Вас такой ответ не разачарует. Здесь нужна личная беседа. Поговорите с Вашим духовником.
о. Евгений
Вопрос:
Что было изночально в здании военкомата на площади провсоюзов? (буду признателен за присланное фото подтверждение)
Ответ:
Подворье Веркольского монастыря.
Вопрос:
Появилось сообщение о сестрах милосердия в Архангельске. Однако кто заботится о бездомных?
С новым Жилищным кодексом число бездомных может быстро вырасти. В Архангельске число бездомных насчитывали более 1800 человек.
А может вырасти до десятков тысяч.
Ответ:
Конечно, прежде всего, государство, которое и несет ответственность за появление бездомных. Церковь всегда им помогала, но взять официально заботу об этих людях мы просто не можем и, прежде всего, потому что Церковь стараниями государства от него отделена. Поэтому Церковь может заниматься только благотворительностью по отношению к бездомным.
Вопрос:
Посоветуйте, пожалуйста, где можно узнать что-нибудь о церквяз по реке Вычегде, в частности, в дер.Заборье (с.Козьмино, ленский район). Местные жители ничего не знают.
Кто у нас в стране отвечает за сохранение нашего культурного наследия? Я боюсь, что через пару поколений от них ничего не останется.
2. Как строились церкви по Вычегде, кто выбирал место, кто архитектор, какая технология, где брали кирпич, правда ли, что добавляли яичный желток?
Желаю вам всего хорошего
Ответ:
В нашей епархии в этом году вышли две книги. Об истории епархии и о храмах епархии. Вы знаете из-за занятости я их только просмотрел. Возможно в них Вы что-нибудь найдете. Книги разосланы, по-моему , по всем приходам.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, уважаемый о.Евгений! Прошу у Вас совета. Моя бабушка была атеистом всю свою жизнь, но перед смертью приняла веру "Свидетелей Иеговы". Ка мне поминать теперь бабушку? Ведь в Храме поминовение умерших в иной вере запрещено.
Можно ли в домашней молитве поминать её по имени? Мне хорошо известно, что "Свидетели Иеговы" сознательно отрекаются от бессмертной души и Царствия Небесного...
р.Б Елена
Ответ:
Прежде всего, была ли крещена Ваша бабушка в Православгой церкви? Если да, то Вы можете и, конечно же, должны за нее молиться.
о. Евгений
Вопрос:
о, Евгений, разрешите, я отвечу Дмитрию? Дмитрий, простите, я почему-то только сейчас заметила Ваш вопрос. Идолопоклонство – это вера и поклонение не реальному Богу, а вымышленному идолу. Ведь многие люди верят, что для спасения достаточно окропить помещение святой водой, поставить окропленные вербочки, надеть освященный крестик... а к Богу идти не хотят. В Библии идолопоклонство часто называется прелюбодеянием (по отношению к Богу). Т.е. да – когда люди вместо того, чтобы узнать, каков реальный Бог, думают, что они поклоняются Ему, на самом деле поклоняются своим представлениям о Боге, тем самым изменяя Ему. И вера в единого Бога, конечно же, может быть только одна. Мусульмане и иудеи, как и язычники, отвергают истинного Бога – Христа, потому что не познали Его таким, какой Он есть, а значит, тоже поклоняются только идолам. У христиан же одна вера. Христианин любой конфессии может искренне верить именно во Христа, принимая Его своим Спасителем, полностью полагаясь на Него и следуя за Ним. А это главное условие спасения. Каждое христианское учение открывает только какую-то часть истины, но, к сожалению, не полноту её. И это понятно: как и предсказывает Писание, Церковь стала слишком теплой, и тут не избежать разногласий и разделений, когда христианские общины спорят, в основном, по разным мелочам, каждая признавая только собственное мнение «так, и никак иначе», и не хочет слушать остальных. Чтобы Церковь стала единой, нужно каждому идти прямиком к Живому Богу, который и сейчас способен помогать нам так же, как помогал христианам первых веков. Нужно уверовать в то, что только Сам Бог может помочь нам. Когда христианин поставит выше своих убеждений и убеждений масс истину, откроет уши, глаза и сердце, готовясь принять её, чего бы ему это ни стоило, только тогда он сможет к ней прийти. И тогда мы начнём прислушиваться друг другу и, как Единое Тело Христа, помогать друг другу на этом пути. Дай нам Бог.
Ответ:
Я только добавлю, что без Христа и христианства бы не было.
Религия Ислама или Буддизм могут спокойно обойтись без своих основателей.
Христианство же без Христа просто не возможно.
о. Евгений
Вопрос:
о. Евгений! Спасибо Вам, что вопрос с газетой с Вашей помощью будет решен. Прошу только, если это возможно, сообщите о том, как он разрешился. И спасибо Игорю, за то, что он вступился и пытается открыть Вам глаза. Я вообще не хочу никаких споров и дискуссий, ибо «и это суета сует и томление духа» (Еккл.2:26, 4:4, 4:16, 6:9)... Давайте просто учиться понимать друг друга. Вот я устраиваю споры с индуистами, поклонниками бога РА и представителями разных христианских конфессий... А толку? Где моя любовь, если я своими руками убиваю в людях все лучшее, что у них было ко мне? Вот Вы закончили богословский институт, 2 года занимались изучением "Свидетелей Иеговы". А толку? Зачем было все это изучать, если Вы не хотите разговаривать, нести Благую Весть заблудившимся? Я прошу Вас только об одном: не убивайте словами людей, таких же, как и Вы, за то, что они, так же как и Вы, хотят проповедовать то, что считают истиной. И факты против Вас, но главное – Ваша несправедливость и бесчувственность к ним. Все Ваши слова продиктованы только неприязнью к ним. Видимо, Вы не представляете, как трудно идти наперекор всему и всем, только ради того, чтобы быть с Богом. Ведь и ими движет именно это желание, и та же жажда осчастливить других людей. А втоптать в грязь очень легко. Мы все попадаемся на этом. Кто будет сочувствовать нам, когда мы сами завязываем узел эгоизма на собственном горле? Мы всю жизнь находим цели «поважнее» Любви, но пока Она не станет нашей единственной целью, мы будем только «звенеть» как «кимвалы» (1Кор.13:1). Мы «бьем» словом язычников, а они порой намного лучше нас – не лицемерят, безропотно принимают все, что преподносит им судьба, и пытаются просто, радуясь жизни, как дети, любить. А мы, зная истину, задыхаемся в своей гордости… Дай Бог всем нам разума и Любви!.. Да – и всё-таки, где можно послушать православные лекции?
Ответ:
Нет, Анна все далеко не так. Для Свидетелей Иеговы православие даже не церковь. Крест для них не переносим. Основные догматы православного христианства для Свидетелей - ярая ложь. Цель этой секты уничтожение Православия и они не очень-то это и скрывают в своих изданиях Сторожевой Башни. Ну и как я к ним должен относиться? Наверное, рядовой адепт этой секты этого может и не сознает, но программные документы говорят именно о таком отношению к нам, православным. Поэтому, когда я начинаю диалог с любой религиозной организацией, то сначала, как обязательное условие, знакомлюсь с историей ее возникновения, с ее исторческими руководителями, с ее догматами. Иначе вообще не нужно начинать разговор об истине. Она, к счастью, одна и все-таки есть! Но когда мне пытаются навязать спор, чтобы на нашем сайте пропагандировать свои взгляды, свое учение, при этом совершенно не зная даже истории своей родной веры, это у меня вызывает стойкое желание сказать таким людям, что так вести себя не пристойно. В конце концов, Христос бичом изгнал из храма торгующих. А фарисеев и книжников обличал очень сурово и резко за изкажение веры.
Я готов вести спокойный диалог с людьми, которые , по крайней мере, уважают на деле оппонента. А вести либерально демакратические споры из посыла, что все имеют право на свое мнение... нет, не буду. Пожалуйста имейте свое мнение, но нам в России чуждую веру не смейте навязывать.
о. Евгений
Вопрос:
…«если уж вы решили что-то обличать, то нужно хорошо знать предмет спора, особенно догматы (в вопросах веры) противоположной стороны»- сразу после этого Вы говорите: «Христа распинали люди знавшие Священное Писание наизусть, ну и что?». Они не узнали Мессию»…т.е. не главное, вроде бы,- знать много в опр. области, чтобы правильно судить??? Теперь мое "отличие веры кроется в жизни и быту ее представителей": я к тому, что у русского человека есть одни характерные черты, а у американского гражданина- другие. Несмотря на то, что везде бывают подлецы и президенты- пьяницы. Разве вера не наносит своего отпечатка на своих представителей??? Вот. И лично для меня возможность выбрать вероисповедание- не в более легких законах, но в том, как последователи законы соблюдают и ,просто- напросто,- в том, каковы эти последователи- представители в быту…. Спасибо. Берегите себя.
Ответ:
Давайте все-таки договоримся о терминах. Это был принцип древних людей - прежде чем начинать серьезную дискуссию, необходимо договориться о терминах.
Бог - есть истина. Истина не многолика, она одна. Мир живет по единым законам физики, математики, физиологии и.т.д.
Духовные законы также едины и эти законы в каждом вероисповедании определяются догматами. Их нужно знать очень хорошо. Если бы мы с Вами рассуждали о законах математического сложения, но я вел бы вычисления в восьмиричной системе исчисления (4+4 =10), а Вы в десятичной (4+4=8), то мы вряд ли когда-нибудь пришли к пониманию друг друга.
Конечно, скажем, теорему Пифагора можно доказывать по разному (геометрически, алгеброически, логически), но в рамках законов (огматов) математики. Вот когда Вы выбираете веру необходимо прежде всего разобраться в ее сущности, а не обращать главное внимание на личность людей, которые эту веру исповедуют. Хотя, безусловно, от людей олицетворяющих веру зависит очень много. Но вспомним слова Христа о последних временах: "Когда приду второй раз, найду ли я веру на земле" Конец света ( как и Всемирный потоп когда-то) наступает, когда вера в людях оскудевает до крайнего предела. Мы об этом предупреждены. Поэтому я все-таки посоветовал открыть в начале Закон Божий, потом Евангелие, потом посетить какай-то лекторий, походить на службы, а лишь потом вступать в дискуссию. Я в богословском институте диплом писал по секте Свидетели Иеговы. Хорошо знаю их догматы и каноны, и поэтому считаю, что разговаривать с ними имею право. Как правило адепты этой секты ничего не знают о православии. Разве только отрицательную информацию из уст своих наставников. Вот почему разговор с ними, зачастую, не получается.
Что касается различных наций, то Вы правы: везде есть свои гении, герои, подлецы и негодяи. В паспорте дореволюционного гражданина Российской империи стояла графа - вероисповедание, а не национальность. Это определяло духовную принадлежность человека и это было главным в то время.
о. Евгений
Вопрос:
Царство Небесное и Вечный Покой Вашей маме
Примите мои соболезнования
Надя
Ответ:
Спаси Господи!
о. Евгений
Вопрос:
о. Евгений, я понимаю, что Вам неприятно разбирать этот вопрос, и сочувствую, т.к. мне он тоже неприятен. Но должна же епархия как-то реагировать на подобные вещи, т.б. получившие широкую огласку? Если это ошибка журналиста – епархия должна настоять, чтобы в следующем выпуске газеты редакция призналась в этом и извинились перед читателями. Если это ошибка Вашего «брата» (которого христианину вообще-то трудно назвать братом после таких слов), то разве можно допускать такие «промахи» священников и оставлять всё как есть? Читателям газеты в любом случае должен быть разъяснен этот вопрос.
о. Евгений, пожалуйста, не отговаривайтесь тем, что Вы не слышали этих слов и не видели статьи. Название и номер газеты Вы теперь знаете, можете сами убедиться в том, что там написано, и с о. Анатолием, наверное, можете побеседовать. Но смотреть на всё это «сквозь пальцы», имхо, недопустимо. Я сейчас говорю не как представительница другой конфессии, а как христианка. Скажи это христианин любой другой конфесии, мое возмущение было бы не меньшим, поверьте. Я просто не хочу, чтобы те, кто говорит от лица христианства, так дурили народ!
И ещё один вопрос: где и в какое время можно послушать православные лекции, в т.ч. и Ваши? Спасибо.
Ответ:
Анна, конечно, если такие слова были произнесены, то это за пределами канонов. Но я не очень склонен доверять пишущей братии.
В православии нет и не может быть НИКАКИХ форм индульгенции. Человек принявший участие в постройке храма должен знать и помнить только одно: здесь, в этом храме, всегда будет возноситься молитва ( "о создателях святаго храма сего Господу помолимся") за него. В этом главная суть участия человека в постройке храма. Именно из-за этого люди, порой, ехали за сотни километров, чтобы поучаствовать в созидании храма, и, чтобы и за них в этом храме каждый день к Богу возносилась молитва, даже через сотни лет, пока стоит храм. Именно эту цель ( молитву в храме о себе) преследует, или лучше сказать, должен преследовать человек, участвующий в постройке храма. Но никакие материальные дела или заслуги не меняют душу человека. Так можно на самом деле далеко уйти. Украсть, например, миллиард, сто миллионов пожертвовать на постройку храма и спать спокойно??? Да не будет так!!!
Я не знаю чем вызвана - эта, надеюсь, оговорка корреспондента или прессы - не знаю!
Я почти не читаю газет, но Ваше мнение и свое я в епархзии скажу.
Простите нас!!!
о. Евгений
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.