Вопрос-ответ
Вопрос:
Здравствуйте, отец Евгений. Большое спасибо за Ваши выступления в печати и в разных аудиториях. Каждое Ваше слово находит отклик у слушателей и читателей.И это не только моё мнение. Хотелось бы узнать Ваше суждение по поводу того, что не слишком ли навязчиво используется нашей торговлей "православный брэнд": реклама масла, пельменей, питьевой воды и т.д. Спасибо. Р.Б. Елена
Ответ:
Если говорить о моем личном мнении, то я абсолютно с Вами согласен.
о. Евгений
Вопрос:
Я слышал, что раньше участвовавших в войнах солдат на какое-то время (месяцы, годы) "отлучали" от причастия. Почему так с ними поступали? Ведь они (солдаты), вроде, исполняют как раз одну из главных заповедей (о высшей любви к ближним). Свт. Афанасий Великий: "...Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани законно и похвалы достойно." Как я понимаю, православный воин, отдавший жизнь за отечество, сподобляется Царства Небесного. Т.е. Господь хвалит подвиг война, а те, за кого он воевал как бы не принимают (не принимали) его, отдаляя великую радость соединения с Господом в таинстве Евхаристии! Поясните, пожалуйста. Спаси Господи!
Ответ:
Да, православная Церковь благославляла войнов на ратный подвиг - защиту Отечества. Но убийство (даже с целью защиты) остается грехом и душа повреждается в этом грехе (ожесточается, переходится некая внутреняя запретная грань - не убий). А значит душу после войны нужно более тщательно лечить. Конечно, у каждого на войне был свой путь, своя степень ожесточения. Поэтому для каждого был и свой путь лечения, здесь огромна роль духовника. Но как общее правило: воин, приходя с войны, исповедовался и причащался, а потом его на некоторое время отлучали от причастия. Чтобы он в покаянной молитве еще и еще раз проверил всегда ли он был прав в своем ратном труде. И тогда не было тех синдромов, которые я часто наблюдаю у бывших авганцев или людей прошедших чеченскую войну.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте! В 20-й номер архангельской областной газеты «Моряна» помещена статья о новом храме в Жаровихе. В ней напечатаны следующие слова настоятеля храма иконы Божьей Матери о. Анатолия: «Следует помнить, что помощь в строительстве православного храма ДАЕТ ЛЮДЯМ, участвующем в этом богоугодном деле, благость и ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ НА СЕМЬ ПОКОЛЕНИЙ НАЗАД И НА СЕМЬ ПОКОЛЕНИЙ ВПЕРЕД». Как епархия прокомментирует эту безобразную ложь?
Ответ:
Вы знаете очень трудно обсуждать или осуждать слова собрата, тем более, что я сам эти слова не слышал.
о. Евгений
Вопрос:
Если я хочу поступить послушницой в монастырь, прямо сейчас. Как мне это сделать, примут ли меня туда, и что надо чтобы приняли, если мне 20 лет
Ответ:
Наверное, надо приехать в выбранный Вами монастырь, как поломница. Пожить там некоторое время, познакомиться с уставом, бытом монастыря. И только потом, поговорив с настоятельницей, принимать решение.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, отец Евгений!В чём, по Вашему мнению,заключается подвиг Жанны
д'Арк, и был ли подвиг, как таковой? Что это вообще была за личность,на Ваш взгляд?
Ответ:
Историческая личность, раз вошла в историю. Она же была во главе войска Франции, спасая отечество от порабощения. Разве это не подвиг. Другое дело почему для понадобилась женщина, какова ее роль в этой борьбе? Но этот вопрос Вам лучше задать историкам.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте глубокоуважаемый о. Евгений. Не могли бы вы пояснить такой вопрос. В конкурсе на проект кафедрального собора победил один аритектор - его рисунок мы видим на щите на площади Профсоюзов. и мы видели фото где этот проект подписывает святейший патриарх Алексий. Но сейчас уже говорят что епархией принят другой проект, архитектора который занял в конкурсе последее место, но большой друг Киселева, который из фонда Андрея Рублева... А этот проект никак не вписывается в архитектуру площади... И еще один вопрос. Входит ли в обязаности епископа совершение таинства исповеди? Кто могжет быть духовным чадом архиерея? И если простой человек находящийся в СИЗО обратиться за духовной поддержкой - кто к ниму прийдет в камеру - епископ или простой батюшка? И уж последний вопрос. С точки зрения канонического права - может ли монах быть священником на приходе?
Ответ:
Начну со второй части Вашего вопроса. Духовничество - пожалуй, один из самых сложных и самых ответственных моментов служения священника.
На епископе же лежит столь много организационных, административных, а порой, и хозяйственных дел (это помимо регулярного служения у алтаря), что Владыкам очень сложно брать на себя еще и задачу духовного наставника. Хотя в отдельных случаях епископы могут быть духовниками своих чад.
Что касается собора. К сожалению, представлен был не проект будущего собора, а лишь эскиз его внешнего вида. Сам проект (чертежи, сметы и прочее) совершенно не был разработан. И перспектив на скорое разрешение этой проблемы не было. Вот почему стали рассматривать иные варианты.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, о.Евгений, очень бы хотел высказаться...
Я проследил ваш диалог с Аней. И если изначально мое мнение совпадало с Вашим,
то далее,- после того как Вы, видимо, не зная что ответить, первыми перешли
на личности, а, пуще того- после того, как вы отослали собеседницу к неким невиданным
и неозначенным источникам знания- после этого позиция моя резко переменилась. Я наблюдаю
историю старую, как мир: человек, считая, что он очень много знает (что, впрочем, может
являться правдой), отсылает "юного" собеседника дообразовываться- тот покорно идет. Читает
одну книгу, другую... ответа не находит. И у энтузиаста весь этот энтузиазм благополучно
(для Вас) улетучивается. Потому что можно о нашей культуре читать хоть всю жизнь... Всегда,
на любом уровне знания, возникают вопросы и это прекрасно, зачем же Вам в данном случае
гасить интерес, тогда как, объяснив что- то, вы добились бы куда большего- переоценки
ценностей вашего собеседника. Эйнштейн вроде бы говорил, что открытия
только и совершаются- теми, кто правил не знает, на вдохновении. Ведь жизнь коротка,
а правил- черезчур много.
Если я правильно Вас понял, Вы отворачиваетесь от человека по следующим причинам:
1. из- за того, что вы 2 года изучали основы ее веры (какой? протестантизма?), а она- не
изучала Вашей: Но в таком случае- имеет ли право человек, не получивший образование
филолога общаться, не изучавший высшую математику- считать сдачу в кассе, а тот, кто не
прослушал курс лекций по физиологии мозга- давать другим советы и успокаивать ближних??
2. Анна изначально с Вами не согласна: Даже не изучая богословие скажу, что православие
подразумевает собой возможность свободы выбора веры и убеждений. Если же- нет, то,
возможно, лучше попасть в ад, живя по совести, чем в рай- за счет чужих страданий.
3. Анна невнимательна: не читает законы. На счет законов- неужели не банально- ярким
примером их "прямого и точного" исполнения служат США, где по каждому пустяку-
невелика сложность засудить невиновного человека. Ведь на то и нужна православная
церковь, как я считаю,- чтобы быть ярким примером соблюдения истинных законов,
божьих, но не официальных, государственных, которые есть одна фальшь...
В чем я хочу с Вами согласиться: хоть это и верно, что культура одной страны не
может быть ценнее культуры другой, но сомнительные достижения западного мира,
США, выращенные на почве протестантизма,- заставляют в этом сомневаться. Лично
для меня главное отличие любой веры кроется в жизни и быту ее представителей.
Православие не безгрешно, бывало всякое, но то нынешнее неблагополучие страны в
которой я живу, придает мне гораздо больше веры в будущее, чем "успешнсть" более
развитых стран...
Ответ:
Вы знаете Игорь, я с Вами согласен, что нужно быть корректным и внимательным к вопрошающему собеседнику. Но, поверьте я так много разговаривал со Свидетелями Иеговы, что немножко знаю их и приемы и методику.
Начну с простого. Да, никто не должен и не имеет права ограничивать свободу человека в выборе веры, но сказать человеку, исходя из своего опыта, наверное, даже нужно. Вспомните, что жизнь человека в райском саду начинается с запрета - нельзя вкушать плоды с древа познания добра и зла. запрет очень резкий... смертью умрете! Хотя, когда Ева срывает плод, никто на нее не кричит и по рукам не бьет.
Обратите внимание, Ева не пытается понять почему нельзя есть эти плоды, она просто слушает дьявола.
Анна начала свою дискуссию с нотации, с нравоучения ( как она сказала из желания поделиться истиной к которой сама пришла) - это типичный прием для начала разговора и изложения своих взглядов. Только давайте помнить одно - в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И если уж вы решили что-то обличать, то нужно хорошо знать предмет спора, особенно догматы (в вопросах веры) проитивоположной стороны. А она их совершенно не представляла.
Теперь Ваше "отличие веры кроется в жизни и быту ее представителей" Это , на мой взгляд странный тезис. Значит ли это, что если глав. врач и его коллеги ничтожные злые люди, то плох сам институт здравоохранения, в частности поликлиники? То же самое можно сказать об институте образования. Ну а если наш предыдущий президент позволял себе пьяные выходки, значит ли это, что страна, котороя его избрала - плохая???
Нет личности сущности не касаются. Извратить можно любое учение нерадивыми исполнителями, но это беда не учения, а исполнителей. Христа распинали люди знавшие Священное Писание наизусть, ну и что? Они не узнали Мессию.
По моему, так оценки давать нельзя.
О. Евгений
Вопрос:
Благословите, отче
Прошу Вас ответить на мой вопрос.
Вчера моя свекровь приносит маленькую книжку с акафистов. Она взяла у своей знакомой, чтобы я сделала ксероксю Заголовок такой- Редкий Акафист- Гробу Господнему
Я просмотрела этот акафист - в конце акафиста припев Радуйся Гробе Господней треблаженный
По моему мнению это просто апокрофичный акафист, который нельзя читать. Я стала объяснять своей свекрови, но она сказала, это же в церкве было куплено.
Что Вы думаете по поводу этого акафиста и стоит ли его читать?
Спасибо заранее
С уважением
Надя
Ответ:
Трудно отвечать заочно, не видя весь текст. Хотя цитата приведенная Вами вызывает некоторое недоумение. К сожалению, сейчас слишком часто стали и в церковных лавках продаваться книги, вызывающие сомнение в правильности своего содержания. Я не хотел бы комментировать все эти недоумения. А Вам посоветую обратиться к ностоятелю ( именно к настоятелю) церкви, где куплена эта книга, и тогда, думаю, все недоумения разрешаться.
о. Евгений
Вопрос:
о. Евгений! Меня как раз интересует то, почему и как изменились иконы. Почему Вы не хотите обсуждать это?
Ответ:
А Вы знаете, что язык человеческий не всегда способен точно передавать вещи духовные. А уж "мой бедный слог...". Просто не решаюсь на такую дерзость со своим словарным запасом.
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, отец Евгений!
Не могли бы разьснить в чем конкретно заключается прелюбодействие и исполнение 7 заповеди?
Ответ:
А Вы читали Евангелие? Помните Спаситель говорит, что тот кто смотрит на женщину с вожделением, то уже прелюбодействует с ней. В Евангелие нет продолжения 7-ой заповеди - побивать камнями за прелюбодеяние. В Евангелие все иначе. Здесь семейные отношения поднимаются на невиданную доселе высоту. Семья - малая церковь. Семья - помогает супругам спасать свои души - это основа брака, а не продолжение рода.
Да все не перечислишь.
о. Евгений
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.