Вопрос-ответ
Вопрос:
Здравствуйте.Слышала, что есть святой,который помогает в личных делах.как называется икона и есть ли молитва.Спасибо
Ответ:
Таких святых очень много. Купите молитвослов и почитайте внимательно. Там все объяснено.
Вопрос:
Я никак не могу исповедать свои грехи, блудные.
Мне очень стыдно.
Могу я написать грехи на бумаге и, встав на колени, просто отдать батюшке бумагу. Станет ли он требовать, чтобы я произнесла все вслух?
А.М.
Ответ:
Все зависит от того, как данный священник принимает исповедь. Исповедываетесь Вы Богу (поймите это хорошенько), Который и так все знает. Как правило, батюшка понимает всю трудность даже с произношением определенных блудных грехов. И степень Вашего покаяния, возможно, и определяется тем, что Вы не можете произнести их вслух. Помолитесь как следует и исповедуйтесь так, на сколько хватает Ваших сил. Но тянуть не нужно. Ваши сомнения и колебания оставте перед порогом исповеди. Если священник потребует, то найдите силы произнести их. Здесь же не нужны подробности. Ну например, можно одним словом признать - грешен(а) грехом садомии. Вы перед Богом это говорите. Важно покаяние плач о болезни души, коли без помощи Божией не умеем сами не грешить.
"Блаженны плачущие..." помните заповедь блаженсв? Плачущих о своих грехах, раз сил на их лечение не осталось. Тогда плачте, но лечите свою душу и помогай Вам Господь!
о. Евгений
Вопрос:
Отец Валерий, спасибо за ответ. По поводу духовности и телевизора - совершенно с вами согласен, а сам не смотрю телевидение уже два года, только лишь новости по профессиональной необходимости. Но я пока не понимаю каким образом возрождение нашей с вами Родины зависит от строительства Кафедрального собора. У нас (да хоть бы и в Архангельской области) СТОЛЬКО полуразрушенных и не действующих храмов, которые одним только своим видом напоминают нам самим о "светлом прошлом" а тех, кто смотрит на нас со всего мира, просто приводит в уныние. Как раз те, кто смотрит на нас оттуда, часто спрашивают: "Почему у вас так много новых храмов, и так мало реставрируется старых?" На что я не могу им дать ответ... Вы можете?
Ответ:
Александр, Вы не видели макет старого Архангельска? Сколько прекрасных храмов, ухоженных усадьб, уютных улочек. Весь городской архитектурный ансамбль венчал Свято-Троицкий кафедральный собор. А сейчас, проедте по Троицкому проспекту, что-нибудь напоминает вам о старом Архангельске? Ни одного храма! К сожалению, облик города утерян. Преобладает разрозненная, иногда безликая архитектура, простите, хаос. А ведь это есть выражение состояния человеческих душ. Разрушили, а что построить – не смогли придумать. Просто не оказалась в Архангельске ни одной объединяющей горожан архитектурной идеи. А высотка больше напоминает поднятый указательный палец, укоряющий горожан Архангелова града.
Вернемся к старому Архангельску. Там где стояли храмы мы не встретим развалин, не увидим обреченных и незавершенных строительных работ, не увидим мусора. А самое главное, проходя мимо храма, люди (не только православные) отдавали почтение своим святыням, памяти своих предков, не было столько равнодушных. Потому что в сердце жило, постоянно жило чувство своего достоинства, которое сформировалось из чувства своей причастности к истории Отечества, духовному наследию России, жила гордость за свою Родину. И это вызывало уважение у иноземцев. Ну скажите, если мы не захотим сами возродить свою национальную сокровищницу, кто нас зауважает? Кто скажет что Россия вновь стала сильным государством? Увы, пока, без общенациональной объединяющей идеи нам очень сложно говорить о себе как о сильном и духовно независимом народе. По правде можно ответить иностранцам так: наши храмы в разрухе, потому что мы еще духовно разобщены и слабы.
Общее дело объединяет. Но не бизнес. Комфорт не может быть национальной идеей русского человека. Наше понимание смысла жизни в генах отличается от западного. Нам, как народу важнее строить, чем наслаждаться построенным. И что как не строительство храма как квинтэссенции всей национальной сокровищницы может объединять. Со строительством храма каждвый соприкасается как с посвящением в русскую историю, культуру, архитектуру, литературу, не говорю про традиции иконописи, хорового пения, колокольных звонов, традиции благотворительности, образования, семейного воспитания, христолюбивого воинства… Еще более важное происходит – объединяются люди, некогда разобщенные, поссоренные историей и уровнем материального благополучия. Вы не представляете, какой мощный консолидирующий импульс получают люди, участвующие в строительстве храма. Я не один раз это видел. А ведь когда храм будет построен все они, от мала до велика, будут уже единой большой семьей. И как в семье можно будет решать и текущие вопросы. А вопросы будут решаться такие, какие раньше бы и не решились. А когда в Архангельск приедут гости, они увидят, что здесь в Архангельске люди объединяются, у них есть святыни, есть незыблемые ценности.
Именно возрождению этой идее соборности и послужит строительство кафедрального собора.
Маленькие приходские храмы нужны, их восстанавливать не менее необходимо. Но сколь важно значение строительства главного храма области. В нем молитва, усиленная сотнями горожан, становится колоссальной силой. И сила ее в осознании своего непосредственного участия в возрождении своего Отечества через возрождение самого себя. Вот тогда к этому Собору будут подтягиваться и другие городские строения, а храмы в области быстрее начнут возрождаться. Ведь русские-то мы есть везде!
С уважением, о. Валерий
Вопрос:
Вопрос: (Михаил, 08.09.2005) Несколько лет назад я был на Кожозере (на байдарках) Сплавал к быв. Кожскому монастырю. Я совсем не верующий человек, но испытал моральный шок. В помещении и алтаре сохранившейся церкви стоит скот. (его держат для рыбаков) Представте себе: лики святых смотрящих на тебя и глаза коров, бычков также смотрящих на тебя. Апокалипсис. И мое бессилие. Изменилось ли что то?
Ответ: Изменилось, но, к сожалению, совсем немного. И, простите, уж за откровенность во многом, что слишком много неверующих, но переживающих. Сентиментальность это не вера, это духовное равнодушие. о. Евгений
о. Евгений
Обычно такой ответ называется отпиской.
Ваш ответ: Изменилось, но, к сожалению, совсем немного.
Т.е. из 12 коров Вы добились сокращения их в алтаре до 10-и.
Мое мнение: извините, но возможно Вы просто не в курсе ситуации. (Как и я на данный момент)
Ваш ответ: И, простите, уж за откровенность во многом, что слишком много неверующих, но переживающих. Сентиментальность это не вера, это духовное равнодушие. о. Евгений
В России БЕДА, и ни свечками, ни молитвами здесь не поможешь. Только мы сами, что потихоньку и делаем. Но чем больше « переживающих» и «сентиментальных», тем для России лучше.
Постарайтесь не остаться в стороне, и по возможности выясните, что происходит в Кожском .монастыре.
С уважением Михин Михаил
P.S.
Это резкое письмо – и, наверное, не стоит его публиковать (Ваше решение……)
Ответ:
В монастыре в данный момент ежедневно совершаются Богослужения. Живут там несколько иеромонахов. Их число меняется из-за болезней. Вот недавно настоятель о. Михей перенес тяжелую форму энцефалита и миненгита. Если Вы считаете, что в епархии не знают состояние дел в монастыре, то это ошибочное мнение. Мой ответ был продиктован Вашей формой вопроса. Молиться можно (и хорошо молиться, Богоугодно) даже в пещере. И, порой, даже в великолепно убранном храме молитва может быть слобой. И Ваше чисто светское любопытство, с подчеркиванием своего неверия, но внешним проявлением заботы вызвало у меня определенную скорбь и сарказм.
Простите! А монастырь потихоньку с помощью Божией приводится в порядок.
о. Евгений
Вопрос:
Скажите, а как согласуются планируемые действия патриархии по перемещению памятника на площади Профсоюзов и постройки на его месте кафедрального собора с элементарной этикой и уважением к истории своей страны? Или это: "Сначала они нас, потом мы их"? Заранее благодарен за ответ...
Ответ:
Александр, в Вашем вопросе чувствуется некоторое волнение. Не беспокойтесь, памятник займет достойное место в Архангельске(об этом уже неоднократно говорили и писали)в соответствии с его архитектурными пропорциями. Никакого пренебрежительного отношения к истории Отечества Православная Церковь не только не испытывает, но, напротив, призывает вспомнить о ее живых истоках, сформировавших Россию как целостное, духовно сильное государство. История нашего многострадального государства должна не перекраиваться, а переосмысляться. Вот пример наших дней. Мы сами видим результаты последних десятилетий: в обществе создан культ комфортной жизни, неограничиваемой моралью свободы, безответственности и праздности, разрушается институт семьи, целомудрие высмеивается, а пороки оправдываются. Неужели мы не видлим, что нравственные устои нации поколебались. Мы стоим на пороге исчезновения как самобытный народ, порой боимся и русскими себя назвать среди россиян. Понимаете, такие изменения в духовно-нравственном состоянии общества все более отдаляют нас от истории Отечества, порой просто оскверняют ее. Народ-освободитель оказывается духовно побежденным. Кем? - Включите телевизор.
Вот давайте теперь подумаем, что важнее нам сейчас делать, возрождать силу духа нашего государства или спорить о ее истории. Кстати, региональное руководство компартии давно ответило на этот вопрос. Давайте вместе возрождать нашу Родину. На нас смотрит весь мир.
С уважением, отец Валерий.
Вопрос:
Искренне благодарна Вам за ответы на мои вопросы. Вы развеяли мои последние сомнения, и я молюсь с лёгким сердцем. Можно ещё вопрос? Господь дал мне способность не только петь, но и писать стихи, музыку. Я пишу и духовные стихи, а недавно я занялась духовной поэзией для самых маленьких, чтобы они в молитвах научились поминать и маму, и папу, благодарить Боженьку и за хлебушек, и за кашку , и. за маленькую пташку... Очень хочется от себя что-то оставить детям, внукам. Имею ли я на это право? Или это как в иконописи, можно делать только через послушание?
Ответ:
Да нет, конечно, можно. Уста глаголют от полноты чувств. Другое дело, что, порой, нам свое творчество трудно оценить критически. Поэтому можно и, наверное, нужно показать свои стихи профессиональному литератору, чтобы оценить рифму, с точки зрения законов стихосложения. Тоже ведь важно. Почему-то сегодня на это мало кто обращает внимание. А о содержании стихов лучше посоветоваться с более опытными, духовными людьми.
И с Богом!!!
о. Евгений
Вопрос:
Здравствуйте, отец Евгений, искренне благодарна за ответ на предыдущий вопрос от 14.10.05г. Наверное я не правильно задала вопрос, и Вы подумали, что моё отношение к Церкви стало настороженным.
Нет! Это не так! Просто я не знаю, как мне теперь быть? У нас новый настоятель, очень строгий, но удивительный человек, а мы с мужем и венчались в другом храме, и ездить приходится на службы. Я думаю, что он не знает об этой истории, а если я вернусь в храм, я ведь скажу ему об этом на исповеди. И что будет? Тогда был ужасный скандал, городок у нас маленький, все друг друга знают, со слезами чуть ни весь приход доказывал о.Валерию, что это ложь, но я рыдала и старалась не выходить из дома, так было стыдно, не за себя, а скорее за дьякона, и я ушла в другой храм к о.Максиму. так вот стоит ли мне теперь прийти в наш храм? Или не стоит нарушать покой?
Ответ:
Спаси Господи, Марина, за доверие. Но, прежде всего,... мы в храм приходим, все-таки, к БОГУ!!! И покаяние приносим пред Богом, который и так все знает, верно? Поэтому, если Вас смущает сама личность священника это одно, если же Вы боитесь привнести скорбь в общину своим появлением это иное. Нет греха нераскаянного. И, если нас оболгали и Господь это попустил, то давайте достойно выходить их подобных испытаний с помощью Божией. Не возможно без тренировки стать сильным, без трудностей достичь интеллектуальных высот. И, поскольку, с Вами случилась скорбь преодолевайте ее, переступая обиды. Прощать нужно обязательно НАУЧИТЬСЯ! Мы же в молитве Отче Наш просим прощения у Господа, сами обещая прощать. Жить с обидой просто греховно. Тогда в Господней молитве нужно опускать слова - яко же и мы оставляем должникам нашим -, поэтому соберитесь с силами. И помогай Вам Господь!
о. Евгений
Вопрос:
Отец Евгений, здравствуйте!
Я прочитала следующие слова из книги архимандрита Греческой Православной Церкви Харлампия Василопулоса "Почему ты не в Церкви?":
"Но кто же тогда те, кто не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупней, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не только по внешнему виду, а по посещениям церкви. Сам подумай: всю неделю, как и животное, постоянно занятое поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает. Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он человек и опускается до животного образа жизни. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его — сердце зверя"
Скажите, пожалуйста, как следует относиться в этим словам?
Ответ:
Безусловно, очень резкое, но на мой взгляд, верное сравнение. Я часто спрашиваю людей: " Если я дам Вам коробку конфет спасибо скажите?" Ответ, обычно, один - конечно. Но тогда... Бог дал Вам 24 часа жизни. Что больше дар жизни или коробка конфет?
- Конечно жизнь.
Тогда, простите, почему такое хамское отношение к своему Творцу? Говорим спасибо за билет в трамвае, за мелкую услугу. Кругом десятки тысяч слепых, глухих, парализованных, даунов.. а мы у которых все эти дары есть не считаем нужным сказать Тому кто нам все это дал простое СПАСИБО. И не так как мы желаем, а как предписано правилами, т.е. по молитвослову вычитать вечерние правила. Ну и кто мы после этого, простите??!!!
о. Евгений
Вопрос:
здравствуйте! Пять лет назад я пела на клиросе в нашем храме. И однажды меня о.Валерий не благословил без объяснений, позже я узнала, что наш дьякон меня просто оболгал, причём чудовищьно! Уже сменился настоятель храма, а мне больно до сих пор. А как церковь относится к таким священникам? Заранее благодарю за ответ.
Ответ:
Вы знаете, Иуда был призван Спасителем к апостольскому служению и был послан на проповедь, и был обучен исцелять, изгонять бесов, но предал своего Учителя. Никакой священник не гарантирован от ошибок, от греховных срывов. Но если Вы видите, например? непристойно ведущего себя директора школы, глав. врача, преподавателя ВУЗа значит ли это, что здравоохранение и образование плохи? Наверное, нет. И потом Вы видите Вашу ситуацию со своей точки зрения, для того, чтобы правильно дать совет необходимо выслушать и другую сторону, согласны?
о. Евгений
Вопрос:
Спасибо о.Евгений за ответ.Мне очень понравился ваш сайт,интересные вопросы и интересные отвеы.Узнал много нового,дай Вам Бог здоровья .У меня есть вопрос .Сам я из г.Иркутска,у нас хорошо развита секта"свидетелей" в эту секту попала бабушка жены ,она там уже 10лет попала туда после смерти сына(стала легкой добычей для них).Постоянно пытается завербовать окружающих ,журналы,брашуры почитал для интереса ересь самая натураленая,с красивыми каринками.В начале унас с ней были пастоянные споры потом после прочтения Дворкина я стал более сдерженнее но вот в чем вопрос как только я разваливаю ее"догматы" она идет к "своим" и те ей подсказывают что сказать.Но как призывает Дворкин я отнашусь к ней как к жертве секты.Жалко человека.Прошу вашего совета как грамотно ее направить по правильной дороге.
Ответ:
Вера "перебивается" только верой. Почему люди в первые века становились христианами, хотя за это распинали и жгли на кострах. Ответ один: они видели нравственную жизнь христиан. Это было самой высокой проповедью. И вот, если Ваша родственница глядя на Вас поймет, что Вас именно православие духовно поднимает, помогает стать более нравственным, то по делам Вашим она и поймет какая вера ПРАВИЛЬНАЯ.
о. Евгений
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.