Вопрос-ответ
Вопрос:
Почему святителя Павлина называли Милостивым?
Ответ:
Ольга житие святителя Павлина Милостивого настолько интересно, что, право, лучше его прочитать. Он жил в 4-5 веке и за свою жизнь посетил несколько стран, в том числе Францию, Испанию и Италию. Расскажу только один эпизод из его жизни (право, прочитайте его житие) . Когда он был уже епископом, то тратил большие деньги, выкупая христиан из плена язычников. И когда однажды у него не хватало денег, чтобы выкупить сына бедной вдовы, он сам пошел в рабство вместо него. Повторюсь, будучи епископом. Удивительной доброты и жертвенности наполнена жизнь святителя Павлина.
Отец Евгений
Вопрос:
Благословите, отец Евгений! Какую молитву надо читать в день Вознесения Господня Святому Духу во время утреннего и вечернего молитвенного правила?
Ответ:
Тропарь празднику Вознесения.
Отец Евгений
Вопрос:
добрый день. Скажите пожалуйста, можно ли к вам обратиться с вопросом о развенчивании?проводите ли вы развенчивание?
Ответ:
Алена, Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям.
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917- 1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
1) отпадение одного из супругов от Православия;
2) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
3) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
4) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
5) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
6) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
7) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
8) злонамеренное оставление одного супруга другим;
9) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
10) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
11) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
При этом под церковным разводом следует понимать не какую-то конкретную процедуру, предполагающую дачу официального благословения на развод, а констатацию Церковью факта распада брачного союза, как свершившегося.
Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной».
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
Вопрос:
Где можно прочитать хоть что-то о концепции образования у нас в митрополии и Архангельске и планах о православной гимназии?
Ответ:
Ольга, о какой концепции идет речь? Образовательная концепция Русской Православной Церкви направлена на обсуждение в епархии. Можно посмотреть по ссылкам: http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html В гимназии продолжается ремонт, сроки его окончания будут зависеть от поступления пожертвований.
Вопрос:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, каким образом проводится процедура развенчания? И проводится ли она у нас в городе?
И второй вопрос: Можно ли венчаться во втором браке?
Ответ:
Здравствуйте, Анна!
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям.
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917- 1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
1) отпадение одного из супругов от Православия;
2) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
3) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
4) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
5) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
6) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
7) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
8) злонамеренное оставление одного супруга другим;
9) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
10) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
11) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
При этом под церковным разводом следует понимать не какую-то конкретную процедуру, предполагающую дачу официального благословения на развод, а констатацию Церковью факта распада брачного союза, как свершившегося.
Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной».
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
Вопрос:
Отец Евгений, благословите! Если можно, подскажите, пожалуйста, где можно найти православные фильмы, статьи на тему нравственного разложения общества, о дурном влиянии в этом плане Запада на нас? Мой знакомый не верит, что Церковь осуждает разврат, что зло к нам идет с Запада.
Ответ:
Елена, прежде всего, нужно открыть постановления Церковных соборов. Кстати, самое тяжелое чтение для Православного христианина - видишь, как много утрачено нами в духовной жизни. Можно и нужно открыть труды святых отцов. Целые главы повещены целомудрию, нравственности, духовности. Откройте сборник проповедей наших известных богословов, например, протоиерея Александра Шаргунова.
Отец Евгений
Вопрос:
У меня умерла сестра. Она жила в другой квартире, не со мной. Сын после похорон не вымыл квартиру, уехал. Прошло 5 дней. Можно ли вымыть хотя бы до 9дня ? Спасибо.
Ответ:
Вымыть можно в любое время. Это языческие предрассудки, которые не имеют ничего общего с христианством. Наша жизнь - в руках Божиих, а усопшей нужны только наши добрые дела и молитва.
Вопрос:
Добрый вечер. Пол года назад у меня родился сын, сейчас решили его покрестить, столкнулись с множеством проблем. Необходимо пройти одну беседу в субботу, вторую в следующее воскресенье, после этого на неделе исповедь,после исповеди причастие, только после этого получаешь справку,что достоин привести ребенка к Богу. Я военнослужащий, я крещен, крестный военнослужащий,тоже крещен. Свободного времени у нас нет, выходные только в отпуске. Согласен,крестным необходимы эти процедуры, они представляют ребенка, родителям зачем это, и если нельзя без этого обойтись, может быть можно не растягивать это на месяц. В самой церкви куча вопросов, в браке не в браке, с кем кто сожительствует, какие-то списки прошедших беседы, вам не кажется, что общаться с Богом можно без списков, и даже не находясь в браке. Продать нам всякую литературу можно и про добровольное пожертвование напомнить тоже, а покрестить младенца-как чиновники бюрократы!!!!!
Ответ:
Добрый день, Алексей! Увы, из Вашего вопроса можно сделать только один вывод: то, что причины отказа крестить Вашего ребенка очень веские. Обращаю Ваше внимание на стандартное ошибочное мнение "Я крещен, крестный тоже крещен". И что из этого следует? Давайте проведем эксперимент: к Вам приходит человек и говорит, что у него есть диплом об окончании военного училища - значит ли это, что данный человек хороший специалист в военном деле? Если Вы крещены, то должны знать, что в Таинстве Крещения человек (или его восприемник) девять!!!! раз дают обет Богу о сочетовании с Ним. Другими словами, что они регулярно будут причащаться. В этом главная цель человека, который принимает Таинство Крещения. Касаемся тепла, чтобы согреть руки, касаемся чистой воды чтобы отмыть тело от грязи. А вот, чтобы обожить душу, нужно касаться Бога в Таинстве Евхаристии. Душа питается и ПРЕОБРАЖАЕТСЯ только благодатью Божьей, которая дается нам, прежде всего, в Причастии. Теперь спросите себя - когда в последний раз Вы и будущий крестный Вашего ребенка ПРИЧАЩАЛИСЬ? Судя по Вашему вопросу или очень давно или НИКОГДА после крещения. Тогда следует вопрос: зачем Вы принимали Таинство Крещения??? С вечностью ни играть, ни шутить не надо!!! После Крещения души крещенных людей входят в единый Божественный духовный организм. Как пишет апостол Павел: "Вы Тело Христово". И когда в организме болит его часть мучается весь организм. Болит зуб, а человек не спит всю ночь. Теперь к Вашему вопросу. Если Вы не ведете духовный образ жизни будучи крещеным человеком, то какая духовная жизнь будет у Вашего ребенка после Крещения? Вы, наверное, благодарите незнакомых людей за услугу (переданный билет в автобусе) но, судя по письму, утренние и вечерние ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ молитвенные правила не читаете. Да, спасибо за конфетку, "А вот Тебе Господи за дар жизни спасибо говорить не желаю, некогда." Странное, право, у Вас понимание об ответственности за душу ребенка. Отдав ребенка в школу, Вы будите следить за его успеваемостью. Но как Вы будите контролировать духовное возрастание своего ребенка, если сами являетесь закоренелыми двоечниками в духовных знаниях. И когда Вам пытаются дать возможность, хоть чуть-чуть, эти знания приобрести, для блага Вашего ребенка, Вы заявляете, что эти знания Вам не нужны. Простите, но странно-дикий подход к огромному событию в жизни своего ребенка - соприкосновению его души с ВЕЧНОСТЬЮ.
Отец Евгений
Вопрос:
Добрый день. Вопрос по поводу баек. Как можно крестить человека в коме без его твердого согласия и исповедания веры в недавнем прошлом? А каком покаянии может быть речь после рождения в духовную жизнь? Ведь приходская практика и церковные каноны порой сильно расходятся и наверное людям прежде всего надо знать основу, а не кормить их байками без объяснений?
Ответ:
Здравствуйте, Виктор! Есть акривия, а есть икономия. Ромка искренне хотел креститься еще на войне, и с Никифором они говорили о Православии. Священник крестил своего однополчанина, полагаясь на молитвы его ближних и милосердие Господа, и Бог благословил решение пастыря и дал возможность воину Роману умереть во Христе. А разве с началом духовной жизни после Крещения покаяние уже невозможно? Байки, которые мне рассказывают наши священники и миряне, они — о действии Промысла Божия, о Его Любви, которая выше закона. Михаил Насонов
Вопрос:
Подскажите пожалуйста как найти домовой храм на о. Краснофлотском
Ответ:
Лидия, на Краснофлотском есть храм священномученика Антония. Контактная информация: телефон +7 (8182) 61-47-31.
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.